Урок русского языка в 9-м классе "Словари – наши друзья и помощники"

Разделы: Русский язык


Оборудование: выставка различных типов словарей, энциклопедий, справочной литературы, портреты В.И. Даля, С.И. Ожегова.

Форма проведения: работа творческих групп

Эпиграф (на доске): Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее… (А. Франс)

ХОД УРОКА

I. Слово учителя:

В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания. Все это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надежных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них собраны огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. Язык непрерывно развивается и отражает развитие самого общества, поэтому даже человеку, постоянно занимающемуся языком, невозможно запомнить все необходимые сведения о нем и о значении новых слов. Естественно, что каждый образованный человек, а также человек, работающий над своей языковой культурой, вынужден обращаться за справками к различным словарям.

Тема урока: «Словари – наши друзья и помощники».

Цель – расширить познания о словарях, об истории возникновения и развития словарного дела в России, а также показать практическое применение различных видов словарей в жизни. Для этого творческие группы учащихся обратились к историческим сведениям о развитии словарного дела в России (группа «Историки»), изучили литературу, посвященную жизни и деятельности создателям толковых словарей В.И.Далю и С.И. Ожегову (группа «Персоналии»); группой «Социологи» проведено анкетирование среди учащихся школы №143 с целью изучения потребностей в практическом применении словарей и справочников различных типов; группа «Лингвисты» подготовила материалы об одном слове по разным типам словарей.

Словари доставляют огромную радость тем, кто постоянно ими пользуется, читает их. Известный французский писатель А. Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее…» Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако для того чтобы получить помощь от словарей, еще необходимо знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться.

II. Представление групповой работы

1. Группа «Историки»

История словарного дела в России

Современная лексикография многолика, она представляет широкий набор словарей разных типов, но основы ее закладывались в далеком прошлом, поэтому и мы обратимся сначала к истории.
Само слово словарь (обозначающее сборник слов, обычно в алфавитном порядке расположенных, с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык) в русском языке появляется в конце XVIII в., постепенно вытесняя употреблявшееся наименование лексикон (от греческого lexikon – словарь). Одним из первых печатных словарей был «Лексикон славеноросский и имен толкование», труд известного в XVII в. ученого, видного просветителя и «книгопечатного мастера» Памвы Берынды. В этом словаре (изданном в Киеве в 1627г.) объяснялись непонятные старославянские и иностранные слова и имена (всего около 7000 слов).
Позже, в Петровскую эпоху, словарное дело расширяется и совершенствуется. Коренное преобразование русской жизни отразилось, естественно, и в языке, который пополнился множеством новых слов, терминов из разных областей науки и общественной жизни. В это время начинают активно переводится с разных языков (голландского, немецкого, английского, французского) научные труды, книги по военному, морскому, инженерному делу, искусству и просвещению. Возникает насущная необходимость в словарях, объясняющих новые слова и помогающих в переводах разных иноземных книг.
Первым русским академиком был, как известно, Михаил Васильевич Ломоносов. В его многообразной, более чем двадцатилетней деятельности в стенах академии нашлось место и словарной работе. Он редактировал и рецензировал ряд создававшихся в то время лексиконов. Ломоносов действительно не успел сам создать такой труд, однако влияние его опыта и идей было велико и непосредственно сказалось при составлении «Словаря Академии Российской» (1783-1794).
Опыт и материалы словарей использовали составители всех последующих толковых словарей XIX в. Развитие и обогащение языка, а вместе с ними и развитие словарного дела самым тесным образом связаны с историей культуры, историей России того времени.
Начало XIX в. Только что завершилась победой Отечественная война 1812 г., пробудившая, всколыхнувшая все слои русского общества. Рост национального самосознания проявился и в отношении к языку, который воспринимается как национальное богатство и общенародное достояние. Именно в эти годы создавались те первые академические словари. Но только под пером А.С. Пушкина русский язык обретает силу и красоту, простоту и точность выражения. Гением Пушкина русский язык преобразуется, создается фактически тот язык, на котором говорим и мы с вами.
В начале XIX в. все более расширяется круг словарных работ. Языковеды и лексикографы обращаются к изучению разных сторон языка, к богатству его словарных запасов. Знаменательным событием не только для лексикографии, но и для всей русской культуры было издание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Необыкновенная ценность этого труда состояла прежде всего в том, что в нем нашел наиболее полное отражение русский язык середины XIX в.: кроме книжной, общелитературной лексики словарь содержит огромное количество народных, областных слов, а также богатую терминологию разных ремесел и профессий.

Словари XX века

В 30-е годы XX в. коллектив ученых (в него вошли В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков) создает Толковый словарь русского языка в 4 томах (1934-1941). Его основу составляют слова нашей классической литературы от Пушкина до Горького и общепринятого научного, делового и книжного языка, сложившегося в течение XIX века. Но в него включены также и новые слова, вошедшие во всеобщее употребление… Однако, обладая многими достоинствами, словарь Ушакова не был компактным, однотомным, массовым. Такой словарь остался «на повестке дня». Предвоенные и военные годы отодвинули, замедлили осуществление этого важного дела. Только в 1949г. вышел первый однотомный словарь современного русского языка. Он был составлен С.И. Ожеговым (одним из авторов «ушаковского» словаря) при участии некоторых других членов этого же авторского коллектива. Из всего многообразия лексики современного языка здесь была предоставлена наиболее существенная ее часть, наиболее нужная и употребительная. Слова сопровождались грамматическими и стилистическими пометами (пояснениями), указывалось также правильное ударение, в необходимых случаях и произношении. Словарь сразу же стал пользоваться заслуженной популярностью. С.И. Ожегов продолжал работу по его усовершенствованию и переизданию.

2. Группа «Исследователи»

Два типа словарей: лингвистические и энциклопедические

Словари бывают разнообразных типов. В первую очередь они четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические.
Особенностью энциклопедий и энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а реалии (предметы и лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.
Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний». Поэтому любой читатель любого образовательного уровня может найти в ней необходимые сведения по интересующему его вопросу. Энциклопедия является важным средством самообразования. Это определяет структуру энциклопедии, содержание и принципы освещения материала. Составители БСЭ стремились к тому, чтобы статьи сочетали в себе научность, актуальность, краткость и доступность.
В лингвистических словарях объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуется их лексическое и грамматическое значение, употребительность в речи и т.п.
Четкое представление о различии между энциклопедическим и лингвистическим словарем может дать сопоставление соответствующих по заглавному слову двух объяснительных статей.

Для примера рассмотрим статьи с заглавным словом звук. (Раздаточный материал)

В «Советском энциклопедическом словаре»:
ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных. Человек слышит Звуки с частотами от 16 Герц до 20 килогерц. Звук с частотами до 16 Герц называется инфразвуком, а больше 20 килогерц – ультразвуком. Наука о Звуках называется акустикой.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:
ЗВУК, -а, м. 1. Воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость звука. Звук голоса. Звук выстрела. Музыкальный звук (в отличие от шума). Ни звука. (о полном молчании). 2. Членораздельный элемент человеческой произносимой речи. Звуки русского языка. II прил. звуковой, -ая, -ое.
Сопоставление двух словарных статей подтверждает вышеотмеченное различие в толковании слов данных двух типов словарей.
К лингвистическим словарям относятся переводные (двуязычные) словари, изданию которых в нашей стране уделяется большое внимание.

Учитель: На уроке речь идет об одноязычных лингвистических словарях на русском языке и о русском языке, т.е. о тех словарях, которые с различных сторон объясняют лексику русского языка.

3. Группа «Персоналии»

Сообщение о жизни и деятельности В.И. Даля и С.И. Ожегова.

4. Группа «Исследователи 2»

Рассказывают о современных лингвистических словарях.

5. Группа «Социологи»

Анализ анкетирования по использованию различного вида словарей и справочной литературы учащимися 5-11 классов ОУ №143 г. Екатеринбурга.

Для проведения вышеуказанного исследования были предложены следующие вопросы:

  • Какие словари, справочники, энциклопедии вы знаете?
  • При подготовке каких уроков (заданий) вы пользуетесь справочной литературой и какой?
  • Как часто вы обращаетесь к справочной литературе?
  • Каких авторов (составителей) словарей вы знаете?
  • Как построена словарная статья в толковом словаре? (что можем из нее узнать?)
  • Чем отличаются энциклопедии от лингвистических словарей?
  • Где, когда и от кого вы узнаете о словарях и энциклопедиях?

В анкетировании приняли участие учащиеся с 5 по 11 класс.

Из них:

Класс

5
6
7
8
9
10
11

Итого:

Кол-во человек

25
24
25
22
27
23
32

178

В результате выявлено, что наиболее часто к различного типа словарям обращаются учащиеся с 8 по 11 класс.

Наиболее популярным среди учащихся является орфографический словарь. В этом есть своя закономерность: при написании творческих работ, при выполнении домашних заданий написание некоторых слов вызывает затруднение.
При подготовке гуманитарных предметов (русский язык, литература, английский язык) используются лингвистические словари. При подготовке предметов естественного цикла (химия, физика, биология, география, история и мировая художественная культуру – различные энциклопедии и справочные пособия.
Наиболее известны учащимся следующие составители словарей: С.И. Ожегов, В.И. Даль, Д.Н. Ушаков.
Учащиеся затруднились в ответе на вопрос о построении словарной статьи в толковом словаре. Это свидетельствует от том, что не все четко представляют, для чего нужна та информация, которая представлена в словарной статье. А значит, не могут ее использовать с пользой для себя.
Также не все анкетируемые дали четкий ответ на вопрос об отличии энциклопедического и лингвистического словарей.
Ответы на последний (7) вопрос свидетельствуют о том, что в целом у учащихся существует достаточно большой интерес к справочной литературе, информацию о которой чаще всего они получают на уроках, от родителей, а также из рекламы.
Проведенное исследование наглядно показывает необходимость обращения к различным справочным пособиям и понимание учащимися того, что словари, энциклопедии – это, действительно, наши помощники.

6. Группа «Лингвисты» (Раздаточный материал)

Слово «Родина» в разных словарях.

Советский энциклопедический словарь (М., 1980 г.)

Родина,

1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился: исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями ист. развития, языка, культуры, быта и нравов.
2) Более узко – чье-либо место рождения
3) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо

Словарь русского языка (С.И. Ожегов., М., 1997 г.)

Родина, - ы, ж. 1

1) Отечество, родная страна. Защита социалистической Родины.
2) Место рождения, происхождения кого-нибудь: место возникновения чего-нибудь. Приехать на родину. Советский Союз – родина социалистической революции.

Толковый словарь русского языка для школьников (Автор-составитель Ю.В. Алабугина Екатеринбург, 1999 г.)

Родина, ы, ж.

1) Страна, в которой родился человек и гражданином которой он считается: отчизна, отечество.
2) Место зарождения, возникновения, происхождения чего-нибудь. Россия – родина космонавтики.

Школьный этимологический словарь русского языка (Н.М. Шанский, Т.А. Боброва М., 1997 г.)

Родина – Общеслов., суф. производное от род (см). Исходное значение «семья», далее – «месторождение» (еще у Пушкина) и отчизна, отечество (с Державина)
Род – Семантическая калька XIV в греч. genos «род, порода» См. жена, генетика.
Род – первоначально – ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти (см.)
Род буквально – «то, что выросло, выращено.
Ст. того же корня лат. аrbor «дерево» см. народ
Народ – производное от народити, проф. производного от родити.
См. родить. Ср. племя, люди.
Рожать – заимств. из от –я яз. (ср. искон рожато) многократная форма от родити, суф. производного от родъ. См. род.

Словарь синонимов русского языка (З.Е Александрова., М., 1975 г. )

Родина

1) Отечество, родная страна (или сторона): отчизна, край отцов (высок.).
2) чего-л.: колыбель.

Словарь сочетаемости слов русского языка (Под редакцией Н.Н. Денисова, В.В. Морковкина., М., 1983 г.)

Страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество (в высоком стиле с прописной буквы).

Прекрасная, любимая, могучая, далекая, вторая, наша… … родина.
Родина – мать.
Родина кого: (человека) Пушкина, Гагарина… .
Защита, чувство… …родины.
Измена… … родине. Гордость за родину. Любовь… … к родине. Думы (высок.)… … о родине. Долг… … перед родиной. Тоска… … по родине.
Преданный, верный… … родине.
Защищать, любить, славить (высок.), воспевать (высок.), покинуть,
Предать… (свою) родину
Изменить… (своей) родине
Гордиться… (своей) родиной
Возвращение… на родину

Родина кого-л. – место рождения кого- л. Аня решила провести каникулы на родине отца, в Саратове.

III Итоги урока

1. Слово учителя.

Словари, действительно, необходимы в жизни. К ним, как к друзьям, в трудную минуту можно обратиться за помощью, советом, и чем раньше мы поймет это, чем быстрее научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, богаче и разнообразнее речь, прочнее наши знания. Как был прав русский писатель И.А. Гончаров, который заметил, что все нации должны внести в общую человеческую сокровищницу все лучшее, что у них есть: «А для этого нужно русскому – быть русским, и связывает нас со своей нацией, больше всего, язык». Именно такой сокровищницей национального языка являются словари.

2. В качестве контроля учащимся предлагается письменно ответить на вопросы (по карточке)

Карточка:

Ф.И. ________________________ класс _____

I. Какие словари нужно использовать при подготовке ответа на данные вопросы:

1) Каково происхождение слов ВДРЕБЕЗГИ, АЗБУКА?
2) Каково значение слов ИДТИ, СВЕЖИЙ?
3) Что означает выражение ТАНТАЛОВЫ МУКИ, ПОПАСТЬ ВПРОСАК?
4) Правильно поставьте ударение в словах ВОРОТА, МАРКЕТИНГ
5) Объясните значение слов АКСЕЛЕРАЦИЯ, ОЛИМПИАДА
6) Как образовано слово ПИСАТЕЛЬСКИЙ?
7) Проверьте написание слов ПРЕЛЕСТНЫЙ, ВИНЕГРЕТ

II. Назовите авторов словарей

III. Ваше мнение об уроке

Ответ одного ученика на последний вопрос:

Работа в групповом исследовательском проекте «Словари - наши друзья и помощники» оказалась очень интересной и значительно расширила мои познания в истории развития словарного дела в России и научила практическому применению словарей в современной жизни.
Лингвистические словари станут моими путеводителями тогда, когда мне необходимо будет узнать о написании, происхождении слова. При работе над сочинение я буду обращаться к словарям синонимов, антонимов, фразеологическим. Энциклопедии будут моими помощниками при работе над докладами и сообщениями по разным предметам.