Аналитическое обоснование программы
Укрепление здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования.
Социально-культурная сфера района, где расположена наша школа, и проживают учащиеся, не представлена объектами названного направления социальной жизни.
В Советской средней общеобразовательной школе разработана и успешно внедряется комплексная программа по воспитательной работе «Путь к себе». Одно из направлений – это программа факультативных и классных часов для подростков «Поговорим о здоровье».
Программа «Путешествие по стране Здоровья» составлена для учащихся начальных классов. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдение режима дня, игре, подражании.
При изучении психологического климата в классе (по результатам проведённого психологического обследования первоклассников 4.10.07г. Методика: Дж. Морено) оказалось, что индекс групповой сплочённости низкий 2,3балла. Всё это говорит о не высоком развитии группы. Необходимо приложить все усилия для формирования полноценного коллектива.
При изучении семей первоклассников оказалось, что
- есть неблагополучные семьи;
- мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей.
Концептуальные основы программы
Цель программы:
-
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы
- Образовательные:
- формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является долгом перед обществом;
- формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
- научить детей учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
- организация режима дня учащихся;
- воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
- воспитание у детей нравственных качеств.
- сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- раскрыть свою индивидуальность;
- развивать творческую активность.
Педагогические принципы и подходы
Программа «Путешествие по стране Здоровья» основывается на общедидактических принципах обучения младших школьников.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
- Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
- Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
- Личностно – ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Устав ССОШ школы.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Механизм реализации программы
1. Программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс
2. Участники программы:
- учащиеся;
- педагоги общеобразовательной школы;
- родители, бабушки, дедушки;
- медицинские работники.
3. Этапы реализации программы
Этапы, сроки |
Содержание |
Ожидаемый результат |
1-й этап Подготовительный (2007-2008год) |
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья, обучения и воспитания. |
Содержание работы должно содействовать адаптации учащихся к новым условиям |
2 – этап
Основной (2008-2009г. 2009-2010г.) |
Способствовать поддержанию физических, психических сил учащихся. Способствовать созданию здоровому психологическому климату в классе. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися их родителями и мед. работниками. Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом. |
Обеспечение комфортной среды для каждого учащегося, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. Активизация физической культуры учащихся и вовлечение в спортивно-массовую работу. Пробудить интерес к самому себе. Самопризнание себя как личности. |
3-й этап
Обобщающий 2010-2011г. |
Проведение мониторинга здоровья учащихся, с последующим анализом полученных данных. |
Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу. |
4.Формы реализации программы:
- тематические беседы;
- деловые игры:
- викторины;
- КВНы;
- конкурсы рисунков, плакатов;
- конкурсные программы;
- спортивные праздники и соревнования;
- мероприятия с родителями (круглые столы, консультации,
- родительские собрания, индивидуальные беседы)
Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, совместно с родителями, со школьным психологом, медиками.
Ожидаемые результаты:
Основные направления программы
1. Диагностическое направление.
- изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся;
- диагностика состояния здоровья учащихся;
- изучение межличностных отношений учащихся в коллективе;
- выявление уровня воспитанности учащихся.
2. Учебно-воспитательное направление
- организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
- использование в учебно-воспитательном
процессе здоровье-сберегающих
технологий:
- уменьшение зрительной нагрузки путём чередования письменных и устных заданий;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- дозировка домашних заданий;
- Валеологический анализ расписания уроков.
3. Проффилактика и коррекция
- физкультминутки на каждом уроке по 3 минуты;
- гимнастика для глаз (Приложение 1);
- соблюдение принципа рассаживания учащихся;
- динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для 1 класса)
- индивидуальная дозировка физической нагрузки каждого ученика на уроках физкультуры;
- соблюдение режима питания;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий;
- проведение разъяснительной работы по выполнению правил поведения для учащихся с целью предотвращения детского травматизма.
4. Спортивно-оздоровительная работа
- проведение дней Здоровья;
- участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;
- работа спортивных секций;
- проведение мероприятий по безопасности дорожного движения;
- экскурсии и походы.
5. Информационно – просветительская работа
- организация бесед для учащихся;
- организация лекций и бесед для родителей;
- личный пример учителей;
- оформление уголка здоровья в классе;
- работа с «Дневником Здоровья».
Тематическое планирование по программе
1 класс: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
- Я – школьник.
- Режим дня основа жизни человека.
- Друзья Вода и Мыло.
- Что такое здоровье?
- Главные помощники человека.
- Как и чем мы питаемся.
- Весёлые старты.
- Красный, жёлтый, зелёный.
- В приёмной у доктора Айболита.
- «Откуда берутся грязнули ».
2. класс: «Азбука здоровья»
- Я хозяин своего здоровья.
- Как защитить себя от болезней.
- Светофор здоровья.
- Заповеди здорового питания.
- Весёлые старты.
- У нас в гостях врач.
- Азбука движения.
- Воспитание здоровых привычек.
- Зачем человек спит.
- «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
3.класс: « Познай себя»
- Диагностика здорового образа жизни. Знакомство с «Дневником Здоровья».
- Добрым быть приятнее, чем злым завистливым и жадным.
- Зачем нужны витамины и прививки.
- Наше настроение и здоровье.
- Мой характер.
- Учимся принимать решения в опасных ситуациях.
- Вредные и полезные привычки.
- .Разговор о правильном питании.
- Я и моя семья.
- «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья»
4.класс: «Я и другие»
- Режим дня четвероклассника.
- Эмоции, чувства и здоровье.
- Мы одна семья. Дружба. Друзья.
- Как вести себя с незнакомыми людьми.
- Заповеди здорового питания.
- Агрессия – формы проявления.
- Учись понимать других.
- Умей сказать: «Нет!»
- Физическое здоровье и окружающая среда.
- КВН «Наше здоровье»
Список литературы
- Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников/ М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.-М.:Олма-Пресс, 2002.
- Езушина Е.В. Уроки здоровья 4 класс: программа, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.В.Езушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Закон «Об образовании».
- Обухова Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы.1 – 4 классы / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко – Москва: Вако 2005. Лазарева М.Л. Программа «Познай себя» для начальных классов. / авт.- сост.М. Л.
- Лазорева.-М.: Министерство образования РФ, 1993.
- Павлова М. А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников, Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.- сост. М.А. Павлова.-Волгогдад: Учитель, 2009.
- Сорокоумова Е. А. Уроки САМОПОЗНАНИЯ в начальной школе. – Н.Новгород, 1999.
- Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. – СПб., 1994.