Урок математики в 5-м классе по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний, установление связей теории с практикой.
  2. Научить обобщать знания, осмысливать материал, применять знания в конкретных жизненных ситуациях.
  3. Воспитание познавательного интереса к математике как к источнику знаний для применения в конкретных жизненных ситуациях, в быту. Формирование умений осуществлять самоконтроль.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма проведения урока: деловая игра.

Оборудования: материалы для развития внимания и памяти, материалы для устного счета, материалы для деловых игр «В банке», «Распродажа в магазине», «деньги» - фишки для оценивания ответов, тесты: «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5 класс» / Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В./

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы будем решать задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни. Поиграем в деловые игры, такие как «В банке», «Распродажа в магазине», а самостоятельная работа в конце урока поможет вам оценить свои знания по теме.

Так как на сегодняшнем уроке во многих задачах речь идет о деньгах, за работу на уроке я с вами буду расплачиваться деньгами – фишками. В конце урока по количеству заработанных вами «денег» будет оценена ваша работа на уроке.

Класс делится на две команды. Из числа сильных учащихся назначаются командиры.

II. Устный счет проводится как соревнование между командами.

1. Что означают эти предложения, если их выразить математическим действием?

  1. найти часть числа (разделить число на 100)

  2. найти 1 % числа (разделить число на 100)

  3. превратить проценты в десятичную дробь (разделить проценты на 100)

  4. превратить десятичную дробь в проценты (умножить на 100)

Активным участникам раздаются фишки.

2. Превратить десятичные дроби в проценты. Учащиеся друг за другом выполняют задания своей команды.

0,17

0,07

0,125

1,37

   0,01

0,1

0,57

0,7

    0,15

0,09

После выполнения задания командиры команд проверяют ответы соперников. Все кто решил верно - получают фишки.

3. Превратить проценты в десятичную дробь.

25%

1%

5%

   120%

13%

9%

   55%

70%

43%

150%

После проверки выполненных заданий командирами соперников, справившиеся с заданием получают фишки.

4. Найти 1% числа

300

900

1500

    700

8000

6900

    2800

100

1000

    8400

После проверки, те, кто решил правильно получают фишки.

5. Решить задачу.

Рабочий заработал 18000р. 1% - заработной платы заплатил в пенсионный фонд. Сколько рублей рабочий заплатил в пенсионный фонд?

Решивший правильно ученик получает фишку.

Ребята! А почему рабочий заплатил свои деньги в пенсионный фонд? (Чтобы получать пенсию, когда состарится и станет нетрудоспособным.)

III.

1. Деловая игра «В банке».

А теперь поиграем в деловую игру «В банке». Вы все знаете, слышали о таких учреждениях как банки. Для чего служат банки? (Для хранения денег.)

Допустим, вы заработали деньги и 20000 р. из этих денег решили вкладывать в банк для хранения и чтобы получить некоторый доход.

Вот перед вами различные банки с их годовыми процентными ставками. Вам требуется узнать, на сколько увеличится ваш вклад через год.

Сберегательный банк

Банк «Сказочный»

Банк «Мечта»

Банк «Волшебный»

4%- годовых

40%- годовых

10%- годовых

20%- годовых

Из числа желающих каждой команды к доске выходят по два «вкладчика» и вычисляют свой доход.

Командиры команд проверяют работы соперников. По результатам проверки раздаются фишки вкладчикам.

2. Задача по плакату. На доске плакат. По нему составить и решить задачу.

Рабочий заработал 13000р.

Заплатил за квартиру 10% -?р.

Решивший правильно ученик получает фишку.

3. Деловая игра «Распродажа в магазине».

Быстро оформляется витрина магазина: выставляются игрушки, и вывешивается объявление:

Праздничная распродажа. Цены снижены на 20%

К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники.

Приглашаются 4 бухгалтера и директор.

После вычислений ученики выбирают нужный ценник и прикрепляют к товару. Директор магазина проверяет правильность новых цен.

Справившиеся с заданием бухгалтеры получают фишки.

IV. Физкультминутка.

V. Без знания процентов нельзя решить и эту задачу.

Месячный заработок семьи из 4-х человек составляет 25000 рублей.

Из них платят:

За электроэнергию – 2% -?р.

За воду – 3% -?р.

За газ, отопление – 8% -?р.

Сколько рублей остается у семьи на другие расходы?

Один ученик из числа желающих решает задачу на задней стороне доски. Затем доска раскрывается, и учащиеся сами проверяют правильность решения.

После решения задачи обсуждается вопрос:

Как можно сократить расходы? (экономить электроэнергию, выключать краны, чтобы вода попросту не текла)

Активные участники получают фишки.

VI. Самостоятельная работа. Раздаются тесты для выполнения.

Часть А

[А1] 3% - это

  1. 0,3

  2. 0,03

  3. 0,0003

  4. 3

[А2] 0,273 – это

  1. 27,3%

  2. 2,73%

  3. 273%

  4. 0,273%

[А3] 20 % избирателей – это

  1. двадцатая часть избирателей
  2. половина избирателей
  3. четверть избирателей
  4. пятая часть избирателей

[А4] При помоле пшеницы получается 80 % муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы

  1. 112,5 т.
  2. 10 т.
  3. 72 т.
  4. 7200 т.

[А5] За первую половину урока Петя выполнил 60 % задания, а за вторую – 27%. Сколько процентов задания не выполнил Петя.

  1. 13%
  2. 33%
  3. 23%
  4. 87%

Часть В

[В1]Найдите число, если 15% от него равна 36.

После решения тестов к доске прикрепляется таблица ответов, по которой соседи по парте проверяют работу друг – друга и выставляют оценку за самостоятельную работу.

Кто хорошо справился с тестами - получает фишку.

Таблица ответов

№ задания

А1

А2

А3

А4

А5

ответ

2

1

4

3

1

№ задания

В1

ответ

240

VII. Домашнее задание: составить свою задачу на проценты и решить ее.

VIII. Подводятся итоги. По количеству заработанных «денег» выставляются оценки. По общему количеству заработанных командами фишек определяется команда - победитель.