Цель: Сформировать у учащихся представление о поверхности нашего края.
Задачи:
- Изучение природы родного края: Ильинского района и Пермского края;
- Развитие познавательной активности детей, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
- Совершенствовать навыки работы с картой.
Оборудование:
- карты физическая и административная карта России, области;
- фотографии оврагов, карьеров, свалок, записи песен, стихи о родном поселке Н.Аф. Паршаковой.
- мультимедиа проектор
Ход урока
Организационный момент. (Приложение)
Чтение стихотворения Н. А. Паршаковой.
Ильинские просторы,
Ильинская земля,
Лесов немые взоры-
Здесь Родина моя.
Сообщение цели и темы урока.
- Почему сегодня наш урок начался со стихов о нашей малой Родине?
- Рассмотрите данные схемы и разделите их на две группы (схема равнины и схема горы).
- На доске и в тетрадях запись « Поверхность нашего края» .
- Расскажите о нашем крае, используя план и карту.
План ответа:
- Географическое положение;
- Соседи;
- Столица ,крупные города;
- Растительный и животный мир.
Тест» Мой край»
- Мой край расположен на материке
- Африка;
- Евразия;
- Австралия;
- Северная Америка.
- Мой край находится в природной зоне…….
- лесов;
- тундра;
- степи;
- пустыни.
- Мой край находится в …
- восточном полушарии;
- западном полушарии,.
- В моем краю растут…
- кактусы, кипарисы ;
- ягель, клюква, карликовая береза ;
- ель, береза, осина;
- полынь, ковыль, саксаул.
- У нас обитают . . .
- лоси, зайцы, кабаны;
- косули, волки;
- олени, медведи.
Работа над новой темой:
Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (низменности, равнины, плоскогорья и горы)
Работа с картой Пермской области.
- Где расположена территория Пермского края? Какие здесь встречаются формы рельефа?
- Чем характеризуются холмы?
- А у горы тоже есть подошва , склон и вершина .В чем же разница?
- Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья?
- Догадайтесь, о чем идет речь: « они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»?
- Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он престает расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи , предлагаю вам сравнить овраг и балку.
Физкультминутка.
Продолжение обсуждения новой темы.
Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать на стр. 105 о горах, которые создал человек.Закрепление изученного.
Игра « Узнай меня»
- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора).
- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. ( Холм).
- Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. ( Балка ).
- Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земель. ( Овраг ).
- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон).
Итог урока.
Домашнее задание: страница 101 – 105, вопросы и задания