Поверхность нашего края

Разделы: Начальная школа


Цель: Сформировать у учащихся представление о поверхности нашего края.

Задачи:

  1. Изучение природы родного края: Ильинского района и Пермского края;
  2. Развитие познавательной активности детей, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
  3. Совершенствовать навыки работы с картой.

Оборудование:

  1. карты физическая и административная карта России, области;
  2. фотографии оврагов, карьеров, свалок, записи песен, стихи о родном поселке Н.Аф. Паршаковой.
  3. мультимедиа проектор

Ход урока

Организационный момент. (Приложение)

Чтение стихотворения Н. А. Паршаковой.

Ильинские просторы,
Ильинская земля,
Лесов немые взоры-
Здесь Родина моя.

Сообщение цели и темы урока.

  1. Почему сегодня наш урок начался со стихов о нашей малой Родине?
  2. Рассмотрите данные схемы и разделите их на две группы (схема равнины и схема горы).
  3. На доске и в тетрадях запись « Поверхность нашего края» .
  4. Расскажите о нашем крае, используя план и карту.

План ответа:

  1. Географическое положение;
  2. Соседи;
  3. Столица ,крупные города;
  4. Растительный и животный мир.

Тест» Мой край»

  1. Мой край расположен на материке
    1. Африка;
    2. Евразия;
    3. Австралия;
    4. Северная Америка.
  2. Мой край находится в природной зоне…….
    1. лесов;
    2. тундра;
    3. степи;
    4. пустыни.
  3. Мой край находится в …
    1. восточном полушарии;
    2. западном полушарии,.
  4. В моем краю растут…
    1. кактусы, кипарисы ;
    2. ягель, клюква, карликовая береза ;
    3. ель, береза, осина;
    4. полынь, ковыль, саксаул.
  5. У нас обитают . . .
    1. лоси, зайцы, кабаны;
    2. косули, волки;
    3. олени, медведи.

Работа над новой темой:

Внимательно рассмотрите физическую карту России. Какой рельеф вы видите? (низменности, равнины, плоскогорья и горы)

Работа с картой Пермской области.

  1. Где расположена территория Пермского края? Какие здесь встречаются формы рельефа?
  2. Чем характеризуются холмы?
  3. А у горы тоже есть подошва , склон и вершина .В чем же разница?
  4. Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья?
  5. Догадайтесь, о чем идет речь: « они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»?
  6. Через много лет склоны оврага покрываются растительностью, он престает расти и превращается в балку. Итак, мои юные исследователи , предлагаю вам сравнить овраг и балку.

Физкультминутка.

Продолжение обсуждения новой темы.

Мы с вами знаем, что еще одной формой поверхности являются горы. Предлагаю вам прочитать на стр. 105 о горах, которые создал человек.

Закрепление изученного.

Игра « Узнай меня»

- Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора).

- У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. ( Холм).

- Я – углубление на земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарник. ( Балка ).

- Я нахожусь на краю поля, образовался от неправильного распахивания земель. ( Овраг ).

- Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Террикон).

Итог урока.

Домашнее задание: страница 101 – 105, вопросы и задания