Цели урока:
- показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам;
- способствовать систематизации знаний об основных видах многогранников, показать их применение в других видах деятельности;
- способствовать формированию и развитию эвристического мышления;
- способствовать развитию самостоятельности и творчества, расширению кругозора, проявлению личностных качеств и способностей, обогащению межличностных отношений.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный
Формы обучения:групповая
Средства обучения:
(в том числе технические средства обучения)
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Для каждого ученика существенное значение имеют такие личностные качества и способности, как самостоятельность, практическая направленность и гибкость мышления, творческое решение практических задач, способность оперативно находить, подбирать и целенаправленно использовать необходимую информацию в практической работе.
Воспитанию и развитию таких качеств и способностей у учащихся в значительной мере содействует их участие в творческой деятельности.
Подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с источниками, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления деятельности и делать выводы. Реферат является одной из форм углубленного изучения первоисточников, применения полученных знаний к анализу.
Доклад позволяет приобщить учащихся к самостоятельной работе, учит его говорить перед аудиторией, что является полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка и чтение доклада ставят ученика на место преподавателя, наглядно демонстрируют некоторые особенности преподавательской работы.
Содержание урока:
I. Вступительное слово учителя.
Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. “Правильных многогранников так мало, - написал когда-то Л. Кэрролл, - но это весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук”.
Сегодня на уроке мы поговорим о многогранниках, а точнее о том какие многогранники называются правильными, где встречаются многогранники в природе. А так же услышим мнения ученых древности об использовании многогранников.
Урок помогли подготовить ученики 10-11 классов:
- Скотникова Ольга – главный консультант 10А класс
- Вергелис Карина, Манько Алена, Ханенко Юлия, 10 А класс
- Быстрецкий Никита, Кулаков Михаил, Нестеров Александр,10Акласс
- Емельянова Мария, Лустенко Полина,10Б класс; Штефан Юлия 10А класс
- Артюхова Алина, Ткаченко Ольга 10А класс,
которые методом самостоятельного поиска материала по данной теме, фотографий с достопримечательностями города Хабаровска рассмотрели все виды многогранников, а также показали их применение в других видах деятельности.
Они не только сумели рассмотреть все виды многогранников, но и выполнили творческую работу – создали мультимедийную презентацию.
Учащиеся разбились на четыре группы: “историки”, “математики”, “биологи”, “архитекторы”.
“Математики” исследовали тему с математической точки зрения, “историки” связали тему с историей математики и сакральной геометрией, “биологи” нашли связь многогранников с природой, “архитекторы” подготовили фотовыставку с достопримечательностями города Хабаровска.
II. Выступление группы “Математики” слайд№2
Группа “математиков” вводит определение правильных многогранников, слайд№3,
Рассматривают признаки многогранников, слайд№4
Демонстрирует их модели, дают характеристику, каждого многогранника, слайды№5-9.
Многогранник называется правильным, если он выпуклый, все его грани равны друг другу и в вершине находится одинаковое количество ребер.
Мы уже знаем 5 примеров правильных многогранников:
- правильный тетраэдр;
- куб или правильный гексаэдр;
- правильный октаэдр;
- правильный додекаэдр;
- правильный икосаэдр
Доказывают существование только пяти правильных многогранников, Cлайд№10
Каково же это вызывающе малое количество и почему их именно столько. А сколько? Оказывается, ровно пять - ни больше, ни меньше. Подтвердить это можно с помощью развертки выпуклого многогранного угла. В самом деле, для того чтобы получить какой-нибудь правильный многогранник согласно его определению, в каждой вершине должно сходиться одинаковое количество граней, каждая из которых является правильным многоугольником. Сумма плоских углов многогранного угла должна быть меньше 360о, иначе никакой многогранной поверхности не получится. Перебирая возможные целые решения неравенств: 60к < 360, 90к < 360 и 108к < 360, можно доказать, что правильных многогранников ровно пять (к - число плоских углов, сходящихся в одной вершине многогранника)
Итак, было выяснено, что правильных
многогранников ровно пять. А как определить
в них количество ребер, граней, вершин? Это
нетрудно сделать для многогранников с
небольшим числом ребер, а как, например,
получить такие сведения для икосаэдра?
Знаменитый математик Л. Эйлер получил
формулу В+Г-Р=2, которая связывает число
вершин В, граней Г и ребер Р любого
многогранника. Простота этой формулы
заключается в том, что она не связана ни с
расстоянием, ни с углами. Для того чтобы
определить число ребер, вершин и граней
правильного многогранника, найдем сначала
число к=2у - ху+2х, где х - число ребер,
принадлежащих одной грани, у - число граней,
сходящихся в одной вершине. Для нахождения
количества граней, вершин и ребер
правильного многогранника используем
формулы. После этого нетрудно заполнить
таблицу, в которой приведены сведения об
элементах правильных многогранников:
Рассматривают теорему Эйлера и заполняют
таблицу свойств правильных многогранников.
Cлайд№11-12
Тела |
Форма грани |
Грани |
Вершины |
Ребра |
тетраэдр |
Правильный треугольник |
4 |
4 |
6 |
куб |
Квадрат |
6 |
8 |
12 |
октаэдр |
Правильный треугольник |
8 |
6 |
12 |
икосаэдр |
Правильный пятиугольник |
20 |
12 |
30 |
додекаэдр |
Правильный треугольник |
12 |
20 |
30 |
III. Выступление группы “Историки” Cлайд№13-14
Названия правильных многогранников
пришли из Греции. В дословном переводе с
греческого "тетраэдр", "октаэдр",
"гексаэдр", "додекаэдр", "икосаэдр"
означают: "четырехгранник", "восьмигранник",
"шестигранник". "двенадцатигранник",
"двадцатигранник". Этим красивым телам
посвящена 13-я книга "Начал" Евклида. Их
еще называют телами Платона, т.к. они
занимали важное место в философской
концепции Платона об устройстве мироздания.
Четыре многогранника олицетворяли в ней
четыре сущности или "стихии". Тетраэдр
символизировал огонь, т.к. его вершина
устремлена вверх. Икосаэдр - воду, т.к. он
самый "обтекаемый. Куб -
землю, как самый "устойчивый. Октаэдр -
воздух, как самый "воздушный". Пятый
многогранник, додекаэдр, воплощал в себе
"все сущее", символизировал все
мироздание, считался главным. Гармоничные
отношения древние греки считали основой
мироздания, поэтому четыре стихии у них
были связаны такой пропорцией: земля/вода =
воздух/огонь. Атомы "стихий"
настраивались Платоном в совершенных
консонансах, как четыре струны лиры.
Консонансом называется приятное созвучие.
Надо сказать, что своеобразные музыкальные
отношения в Платоновых телах являются
чисто умозрительными и не имеют под собой
никакой геометрической основы. Этими
отношениями не связаны ни число вершин
Платоновых тел, ни объемы правильных
многогранников, ни число ребер или граней. В
связи с этими телами уместно будет сказать,
что первая система элементов, включавшая
четыре элемента - землю, воду, воздух и огонь,
- была канонизирована Аристотелем. Эти
элементы оставались четырьмя
краеугольными камнями мироздания в течение
многих веков. Вполне возможно отождествить
их, с известными нам, четырьмя состояниями
вещества - твердым, жидким, газообразным и
плазменным. Cлайд№15-17
Важное место занимали правильные многогранники в системе гармоничного устройства мира И. Кеплера. Все та же вера в гармонию, красоту и математически закономерное устройство мироздания привела И. Кеплера к мысли о том, что поскольку существует пять правильных многогранников, то им соответствуют только шесть планет. По его мнению, сферы планет связаны между собой вписанными в них Платоновыми телами. Поскольку для каждого правильного многогранника центры вписанной и описанной сфер совпадают, то вся модель будет иметь единый центр, в котором будет находиться Солнце. Проделав огромную вычислительную работу, в 1596 г. И. Кеплер в книге "Тайна мироздания" опубликовал результаты своего открытия. В сферу орбиты Сатурна он вписывает куб, в куб - сферу Юпитера, в сферу Юпитера - тетраэдр, и так далее последовательно вписываются друг в друга сфера Марса - додекаэдр, сфера Земли - икосаэдр, сфера Венеры - октаэдр, сфера Меркурия. Тайна мироздания кажется открытой. Сегодня можно с уверенностью сказать, что расстояния между планетами не связаны ни с какими многогранниками. Впрочем, возможно, что без "Тайны мироздания", "Гармонии мира" И. Кеплера, правильных многогранников не было бы трех знаменитых законов И. Кеплера, которые играют важную роль в описании движения планет. Cлайд№18
IV. Выступление группы “Биологи” Cлайд№19
Где еще можно увидеть эти удивительные тела? В очень красивой книге немецкого биолога начала нашего века Э. Геккеля "Красота форм в природе" можно прочитать такие строки: "Природа вскармливает на своем лоне неисчерпаемое количество удивительных созданий, которые по красоте и разнообразию далеко превосходят все созданные искусством человека формы". Cлайд№20
В молекуле метана, который удается очень точно измерить в эксперименте, а поскольку ни один атом водорода в молекуле СН4, очевидно, ничем не выделен, то разумно предположить, что эта молекула имеет форму правильного тетраэдра. Этот факт подтверждается фотографиями молекулы метана, полученными при помощи электронного микроскопа.
Cлайд№21
Задача.
Модель молекулы метана CH4 имеет форму правильного тетраэдра, в четырех вершинах которого находятся атомы водорода, а в центре - атом углерода. Определить угол связи между двумя СН связями.
Решение.
Так как правильный тетраэдр имеет шесть равных ребер, то можно подобрать такой куб, чтобы диагонали его граней были ребрами правильного тетраэдра (рис.2). Центр куба является и центром тетраэдра, ведь четыре вершины тетраэдра являются и вершинами куба, а описываемая около них сфера однозначно определяется четырьмя точками, не лежащими в одной плоскости. Искомый угол j между двумя СН связями равен углу АОС. Треугольник АОС- равнобедренный. Отсюда , где а - сторона куба, d- длина диагонали боковой грани или ребро тетраэдра. Итак, , откуда =54,73561О и j= 109,47О .
Создания природы, приведенные в этой книге, красивы и симметричны. Это неотделимое свойство природной гармонии. Но здесь видно и одноклеточные организмы - феодарии, форма которых точно передает икосаэдр. Чем же вызвана такая природная геометризация? Может быть, тем, что из всех многогранников с таким же количеством граней именно икосаэдр имеет наибольший обьем и наименьшую площадь поверхности. Это геометрическое свойство помогает морскому микроорганизму преодолевать давление водной толщи. Cлайд№22
Интересно и то, что именно икосаэдр оказался в центре внимания биологов в их спорах относительно формы вирусов. Вирус не может быть совершенно круглым, как считалось ранее. Чтобы установить его форму, брали различные многогранники, направляли на них свет под теми же углами, что и поток атомов на вирус.
Оказалось, что только один многогранник дает точно такую же тень - икосаэдр. Его геометрические свойства, о которых говорилось выше, позволяют экономить генетическую информацию. Cлайд№23
Правильные многогранники - самые выгодные фигуры. И природа этим широко пользуется. Кристаллы некоторых знакомых нам веществ имеют форму правильных многогранников. Так, куб передает форму кристаллов поваренной соли NaCl, монокристалл алюминиево-калиевых квасцов (KAlSO4)2 12Н2О имеет форму октаэдра, кристалл сернистого колчедана FeS имеет форму додекаэдра, сурьменистый сернокислый натрий - тетраэдра, бор - икосаэдра. Правильные многогранники определяют форму кристаллических решеток некоторых химических веществ. Cлайд№24
Идеи Пифагора, Платона, И. Кеплера о связи
правильных многогранников с гармоничным
устройством мира уже в наше время нашли
свое продолжение в интересной научной
гипотезе, авторами которой (в начале 80-х
годов) явились московские инженеры В.
Макаров и В. Морозов. Они считают, что ядро
Земли имеет форму и свойства растущего
кристалла,
оказывающего воздействие на развитие всех
природных процессов, идущих на планете.
Лучи этого кристалла, а точнее, его силовое
поле, обусловливают икосаэдро-додекаэдрическую
структуру Земли , проявляющуюся в том, что в
земной коре как бы проступают проекции
вписанных в земной шар правильных
многогранников: икосаэдра и додекаэдра.
Их 62 вершины и середины ребер, называемых авторами узлами, обладают рядом специфических свойств, позволяющих объяснить некоторые непонятные явления.
В трехмерном пространстве деления сферы ведут к созданию пяти правильных многогранников, так называемых пяти тел Платона. Формы Платона связаны с человеческим телом и природой сознания, раскрытие которой ведет не только к понимание интеллекта Вселенной, но и к эмпирическому восприятию Бога, даруя ощущение глубокой всеобщей взаимосвязи элементов бытия. Здесь особую роль играет число 5. Оно связано с зарождением жизни на земле и в то же время с бессмертием.
Первичные многоугольники и многогранники — фундаментальные образцы творения, представляющие творческие силы самоорганизации, которые формируют и определяют мир. Все в природе может быть описано в терминологии математических принципов, которые свойственны этим формам.
Какую форму могло бы иметь первое творение? Каковы изначально сотворенные объемные формы? Существует пять таких творений, которые являются наиболее существенными, потому что они — единственные тела, у которых все грани и все внутренние углы равны. Это тетраэдр, октаэдр, куб, додекаэдр и икосаэдр; производные от треугольника, квадрата и пятиугольника; воплощение чисел 3, 4 и 5. Все другие тела представляют собой только модификации эти пяти.
V. Выступление группы “Архитекторы” Cлайд№25
Цели исследования
- Познакомиться с яркими примерами применения многогранников в архитектуре города Хабаровска
Гипотеза исследования
- Какую роль могут играть многогранники при проектировании и построении таких архитектурных сооружений как церкви и небоскребы?
Проблемные вопросы
- Каким образом форма многогранника нашла приложение в архитектуре?
- Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранника? Cлайд№26
Группа “архитекторов” подготовила фотовыставку с достопримечательностями города Хабаровска.Cлайд№27-29
Итог урока
Мы с вами рассмотрели: что называют правильными многогранниками и сколько их существует; где встречаются многогранники, для чего мы их изучаем. А также узнали исторические предположения о применении правильных многогранниках. Я думаю, каждый из вас для себя сделает выводы в области математики, насколько она близка с нами, как важно ее изучать.