Урок-исследование "Многоликие многоатомные спирты" с использованием технологии развития критического мышления

Разделы: Химия


Задачи:

  • образовательные - закрепить и углубить знания о спиртах как большой группе кислородсодержащих соединений; развить и расширить представления о многообразии органических веществ, их гетерофункциональности;
  • развивающие – развивать умения работы со справочной и дополнительной литературой, составлять логические цепочки, делать выводы, навыки проведения эксперимента;
  • воспитательные – воспитывать культуру работы в группах;
  • здоровьесберегающие - воспитывать культуру здоровьесбережения при проведении эксперимента, соблюдения правил техники безопасности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: групповая работа, химический эксперимент.

Оборудование: набор веществ и композиций (тосол, мед, детский крем, растительное масло, жевательная резинка, лекарственный препарат “Маннит”); раствор сульфата меди; раствор гидроксида натрия; горелка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

II. Основная часть.

Стадия вызова. Стратегия: “Корзина идей”.

Учитель вносит корзину с разными банками, склянками и упаковками и предлагает узнать, что в корзине находится.

По мере называния материалов (композиций), на доске появляются надписи на отдельных листах (для составления кластера) “Тосол”, “Мед”, “Растительное масло”, “Детский крем”, “Жевательная резинка”, “Маннит”.

- Почему эти вещества, композиции, препараты оказались в одной корзине?

- Что их объединяет?

- Свойства?

- Строение?

- Состав?

- Давайте с этим разберемся.

Стадия осмысления. Стратегия “Составление кластера”

Класс разделен на 6 групп по числу исследуемых веществ. Группы работают со справочным материалом в течение 5 минут, выбирая информацию по плану: название, класс, формула, функциональные группы.

Составляется кластер на доске.

  • Тосол – этиленгликоль – многоатомный спирт
  • Мед – фруктоза, глюкоза – углевод – многоатомный спирт
  • Детский крем – глицерин – многоатомный спирт
  • Растительное масло – сложный эфир – глицерин – многоатомный спирт
  • Жевательная резинка – сорбит - многоатомный спирт
  • Маннит – ксилит - многоатомный спирт.

Итак, все стрелки, все логические цепочки, привели к МНОГОАТОМНЫМ СПИРТАМ.

Тема нашего урока “Многоликие многоатомные спирты”

Работа в тетрадях: дата, тема урока.

Записывается составленный на доске кластер.

- А теперь, мы должны доказать, что данные вещества действительно содержат функциональные группы многоатомных спиртов, т.е. являются полиолами.

Стадия рефлексии. Экспериментальная часть.

Инструкция по технике безопасности и проведению опытов.

При работе с растворами щелочей и солей необходимо работать над лотками, не допуская разлива. Использовать небольшие количества реактивов. Эксперимент проходит успешно при избытке щелочи.

Качественная реакция

В пробирку налить 2-3 мл р-ра щелочи (NaOH), поместить исследуемое вещество и добавить несколько капель сульфата меди (CuSO4). Слегка встряхнуть до появления ярко-синего раствора.

После проведения каждой группой своего эксперимента, демонстрируется результат, который доказывает, что исследуемые вещества являются многоатомными спиртами.

Вывод: многоатомные спирты – полиолы. Одной из причин многообразия органических веществ является гетерофункциональность, в частности, принадлежность к многоатомным спиртам. Что и доказывает наше исследование.

Учитель обращается к детям: “Выразите свое отношение к уроку одной фразой и запишите ее на листочке.

III. Заключительная часть.

Учитель подводит итоги урока. Объявляет отметки, задает домашнее задание.

Приложение