Задачи:
- образовательные - закрепить и углубить знания о спиртах как большой группе кислородсодержащих соединений; развить и расширить представления о многообразии органических веществ, их гетерофункциональности;
- развивающие – развивать умения работы со справочной и дополнительной литературой, составлять логические цепочки, делать выводы, навыки проведения эксперимента;
- воспитательные – воспитывать культуру работы в группах;
- здоровьесберегающие - воспитывать культуру здоровьесбережения при проведении эксперимента, соблюдения правил техники безопасности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: групповая работа, химический эксперимент.
Оборудование: набор веществ и композиций (тосол, мед, детский крем, растительное масло, жевательная резинка, лекарственный препарат “Маннит”); раствор сульфата меди; раствор гидроксида натрия; горелка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II. Основная часть.
Стадия вызова. Стратегия: “Корзина идей”.
Учитель вносит корзину с разными банками, склянками и упаковками и предлагает узнать, что в корзине находится.
По мере называния материалов (композиций), на доске появляются надписи на отдельных листах (для составления кластера) “Тосол”, “Мед”, “Растительное масло”, “Детский крем”, “Жевательная резинка”, “Маннит”.
- Почему эти вещества, композиции, препараты оказались в одной корзине?
- Что их объединяет?
- Свойства?
- Строение?
- Состав?
- Давайте с этим разберемся.
Стадия осмысления. Стратегия “Составление кластера”
Класс разделен на 6 групп по числу исследуемых веществ. Группы работают со справочным материалом в течение 5 минут, выбирая информацию по плану: название, класс, формула, функциональные группы.
Составляется кластер на доске.
- Тосол – этиленгликоль – многоатомный спирт
- Мед – фруктоза, глюкоза – углевод – многоатомный спирт
- Детский крем – глицерин – многоатомный спирт
- Растительное масло – сложный эфир – глицерин – многоатомный спирт
- Жевательная резинка – сорбит - многоатомный спирт
- Маннит – ксилит - многоатомный спирт.
Итак, все стрелки, все логические цепочки, привели к МНОГОАТОМНЫМ СПИРТАМ.
Тема нашего урока “Многоликие многоатомные спирты”
Работа в тетрадях: дата, тема урока.
Записывается составленный на доске кластер.
- А теперь, мы должны доказать, что данные вещества действительно содержат функциональные группы многоатомных спиртов, т.е. являются полиолами.
Стадия рефлексии. Экспериментальная часть.
Инструкция по технике безопасности и проведению опытов.
При работе с растворами щелочей и солей необходимо работать над лотками, не допуская разлива. Использовать небольшие количества реактивов. Эксперимент проходит успешно при избытке щелочи.
Качественная реакция
В пробирку налить 2-3 мл р-ра щелочи (NaOH), поместить исследуемое вещество и добавить несколько капель сульфата меди (CuSO4). Слегка встряхнуть до появления ярко-синего раствора.
После проведения каждой группой своего эксперимента, демонстрируется результат, который доказывает, что исследуемые вещества являются многоатомными спиртами.
Вывод: многоатомные спирты – полиолы. Одной из причин многообразия органических веществ является гетерофункциональность, в частности, принадлежность к многоатомным спиртам. Что и доказывает наше исследование.
Учитель обращается к детям: “Выразите свое отношение к уроку одной фразой и запишите ее на листочке.
III. Заключительная часть.
Учитель подводит итоги урока. Объявляет отметки, задает домашнее задание.