Цель: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные в устной и письменной речи.
Задачи:
- формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные ;
- отрабатывать навык сравнения, сопоставления, анализа звуков и букв; содействовать развитию правильной речи, логического мышления, внимания;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, внимательного отношения друг к другу.
Ход урока
1. Орг. момент.
- приветствие
- проверка готовности к уроку
- настрой на работу, побудительная мотивация :
(Песня "Настоящий друг")
- У кого из вас есть друг? - Кого можно считать настоящим другом? Сегодня на уроке вы покажете как вы дружны, как вы помогаете друг другу. Чтобы дружно и слаженно работать , нужно быть внимательным, не отвлекаться, слушать друг друга не перебивая, стараться понять товарища и помочь ему, если нужно.
Уч-ся записывают дату и вид работы (Классная работа). Учитель следит за посадкой.
2. Минутка чистописания.
- Запишите строчные буквы. Я буду называть слова, а вы должны услышать звук , с которого начинается слово и записать букву, обозначающую этот звук. Соблюдайте между буквами расстояние.
- Записываем буквы в первую строку:
Больше, воробей, гусь, день, жизнь, знать - б в г д ж з
- Записываем буквы во вторую строку:
Пальма, фасоль, кальмар, тьма, шмель, соль - п ф к т ш с
- Назовите буквы, которые вы записали.
- Назовите звуки, которые помогли вам записать эти буквы.
- Как вы назовёте эти буквы и звуки? (парные- звонкие и глухие согласные)
- Как вы думаете, зачем они пришли к нам на урок?
(Дети высказывают свои предположения, раскрывая тему урока. Учитель обобщая ответы детей, конкретизирует тему. )
3. Сообщение темы урока.
"В стране Грамматике однажды произошёл спор между звонкими и глухими согласными . Одни говорили : -Нас всегда произносят в конце слова ! Другие говорили : - Нас всегда пишут в конце слова! Рассудите , кто из нас важней?"
- Дети, давайте постараемся сегодня на уроке найти ответ на вопрос:
Какие согласные важней?
- глухие
- звонкие
- Кто разрешил спор согласных и помирил их ?
Помочь ответить нам на этот вопрос решил герой одного известного стихотворения. Кто он, узнаете, когда найдёте лишнее слово, среди тех, которые я вам диктовала:
Больше, воробей, гусь, день, жизнь, знать, пальма, фасоль, кальмар, тьма, шмель, соль.
- Это слово? (воробей) А остальные ? (слова с ь - показателем мягкости)
Учитель показывает изображение воробья (на экране или иллюстрацию, можно игрушку)
4. Актуализация.
- Знаете, что сказал мне воробей: "Везде только и слышишь "Птицы - наши друзья" . А как только наступают холода, про друзей забывают."
- Это действительно так? Я думаю, что наш воробей не останется голодным. Я принесла зёрнышки (жетоны) За правильные ответы вы их будете получать . Чем больше правильных ответов, тем больше зёрен получит воробей, а вы хорошую отметку.
- Куда же приглашает нас воробей? Догадайтесь сами, расшифровав схему:
Где что делал? кто? ( Где обедал воробей?)
- Как называется предложение в конце которого стоит вопросительный знак ? (вопросительное)
- Ответьте на этот вопрос.
В зоопарке у зверей.
А это какое предложение? (повествовательное)
Итак, мы идём в зоопарк. Как нужно вести себя в зоопарке? Прочитайте правила:
- Не шуметь!
- Не дразнить животных!
- Не подходить близко к хищникам!
- Не кормить животных!
Учитель открывает доску. На ней карточки со словами "ЗООПАРК", "звери", "птицы", фотографии животных.
5. Работа по теме урока.
- На клетках надписи с названиями животных. Воробей предлагает вам выписать только названия тех животных, у которых в конце слова есть парный согласный.
Дети объясняют названия каких животных они записывают:
Характеристика звуков и букв:
лошадь -[ т'] -согласный, парный, глухой; буква-"дэ" лось- [ с']-согласный, парный, глухой; буква-"эс" кролик- [к]-согласный, парный, глухой; буква-"ка" мышь- [ш]-согласный, парный, глухой; буква-"ша" хомяк- [к]-согласный, парный, глухой; буква-"ка" морж-[ш]- согласный, парный, глухой; буква-"же" жираф-[ф]-согласный, парный, глухой; буква-"эф" носорог [к]-согласный, парный, глухой; буква-"ге"
- Почему не записали названия других животных? (Так как на конце этих слов нет парных согласных)
- Вспомните, о чём спорили парные согласные? (Одни произносятся, другие пишутся.
- Кто же может их помирить? Догадались? (Гласные)
Докажите, как гласные могут помирить звонкие и глухие согласные.
6. Мини-итог: Гласные помогают отчётливо услышать парный согласный звук.
7. Закрепление полученных знаний.
- Хотите увидеть, какие птицы есть в зоопарке? Тогда выполните задания на карточках по вариантам.
- Посмотрим, какие вы дружные. Если вы выполните своё задание, а ваш друг - сосед по парте ещё нет, помогите ему. Если оба ученика за партой сделали задания, тогда поднимаете руку.
Дети выполняют задания на карточках. Учитель даёт дополнительное (дифференцированное) задание для тех, кто выполнил.
I вариант
Напиши слова. Измени каждое слово так, чтобы в конце слова стоял парный согласный. Подчеркни его.
Индюки - : , голуби - : , гуси - : .
II вариант
Напиши слова. Измени каждое слово так, чтобы в конце слова стоял парный согласный. Подчеркни его.
Лебеди - : , клесты - : , аисты - : .
- Какие буквы помогли вам правильно написать названия птиц?
(Гласные)
Вывод: Чтобы правильно написать слова с парными согласными на конце , нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
- Итак, какие птицы есть в нашем зоопарке? Проверьте как вы написали названия птиц.
Учитель "открывает клетки " с птицами. (Показывает фотографии птиц) (Приложение 1)
8. Физминутка: "Прилетели птицы:"
- Выполняя движения(приседания, взмахи руками, повороты вокруг себя), постарайтесь услышать:
- 1 ряд - названия птиц, которые не улетают от нас на зиму.
- 2 ряд - названия птиц, у которых в ед.числе на конце будет парный согласный.
- 3 ряд - кто не относится к птицам или не летает.
1. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи:
2. Прилетели птицы: голуби синицы, аисты, вороны, галки, макароны:
3. Прилетели птицы: голуби, куницы:
4. Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, чижи:
5. Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, комары, кукушки:
6. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы: Все вы молодцы!
- Кто из перечисленных птиц нуждается в вашей помощи? Кто не улетает от нас на зиму и зимует в наших краях? (голуби, синицы, свиристели, воробьи)
Скоро зоопарк закроется. Пора нам уходить. Воробей приглашает нас ненадолго заглянуть в лес. Что там происходит в это время года?
На доске (или на экране) картина "Зима в лесу"
Разноуровневые задания: (Можно как домашнее задание)
Даны опорные слова: Ле:, моро:, сне:, сугро:, ё:, медве:ь . К ним три задания по выбору:
1. Списать слова, вставить пропущенные буквы. Записать слова во множественном числе. Подчеркнуть парные согласные на конце слова.
2. Записать с данными словами словосочетания во множественном числе. Составить с одним из словосочетаний предложение.
3. Составить и записать текст с опорными словами на тему "Зима в лесу"
Примерный тект:
В лес пришла зима. Ударил сильный мороз. Снег укрыл землю. Вот маленький сугроб. Там спит ёж. А вот большой сугроб. Там спит медведь.
9. Итог урока.
- Ну что, воробышек, спасибо тебе! Много интересного узнали мы за урок. Настала пора ответить на вопрос:
- Кто важнее, звонкие или глухие согласные? Кто примирил их и разрешил их спор? Гласные. "Они сказали: -Если бы ни мы, то никто бы не знал, что писать в конце слова. Вы все важны: глухие согласные для нашей покровительницы Орфоэпии, звонкие согласные для Орфографии.
Таблицы:
ОРФОЭПИЯ | ОРФОГРАФИЯ |
Произношение | Написание |
До сих пор живут парные согласные в дружбе , согласии, часто заменяют и подменяют друг друга. Но если бывает трудно решить вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным."
Об этом мы продолжим разговор на следующем уроке.
10. Рефлексия:
- Кому сегодня было интересно и легко работать на уроке?
- Кому было трудно, какие задания вызвали затруднения?
Кто накормил воробья? Много ли зернышек собрали вы?
Оценивается работа детей на уроке.