Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути,готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую ипрофильнуюподготовку учащихся, Выдвигая вкачестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов напоиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Ноисследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике.
Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории.
Нами подготовлена, апробирована, обобщена на муниципальном и региональном уровнях авторская технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Ее практическим результатам был посвящен ряд выступлений на районных, региональных и российских конференциях, а также статьи автора в нижегородском «Педагогическом образовании» в 1999, 2001, 2005гг.
Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования, дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.
Сегодня роли учителя разнообразны: это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять учебно-исследовательской деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт, постоянно повышая свою профессиональную компетенцию.
Каковы же основные способы и приемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся? Нами разработана технологическая картаметодики учебного исследования:
Создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик -> развитие интереса к предмету, навыков самообразования -> приобщение к творческой и проектной деятельности -> обучение приемам самостоятельной работы, исследовательских навыков -> организация учебно-исследовательской деятельности.
В организации данной технологии можно выделить несколько этапов.
Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.
Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.
Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории. Стенды («Загадки истории», «Исторический календарь», «Историческая мозаика», «XX век в лицах», «История Отечества глазами художников»), экспозиции («Сторона родная», «Славные страницы истории Отечества», «История ВОВ», «Знаменитые россияне»), объемные наглядные пособия (макеты русских храмов, средневековых крепостей, оружия) носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, поделки, творческие работы на доске, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.
Например, к уроку-спектаклю «Путешествие в Древний Египет» учащимися 5-х и 10-х классов были подготовлены творческие работы: «Фараон – живой бог», «Военные походы фараонов», макеты пирамид, маски богов, костюмы и декорации, диафильмы, мини-презентации.
Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории. Вот список тем сочинений, выполненных учеником в течение 3-х лет: «Путешествие на пароходе Фултона», «Интервью с Бисмарком», «Следствие ведут знатоки. Дело И.Грозного», «Был ли Петр I революционером на троне», «Как бы развивалась Русь, не будь татаро-монгольского нашествия», «Нижегородский кремль вчера, сегодня, завтра».
На обобщительно-повторительном уроке учащиеся защищали проект «Детская историческая энциклопедия. Россия в 17-18 вв.», в котором были представлены авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды обучающихся. Интересны творческие проекты: «Герб п. Мулино», «День народного единства», « Мой любимый город», «Нижегородский кремль- чудо России».
Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.
Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.
Учебные темы изучаются не по параграфам, отрывочно, а объединением исторического материала в крупные блоки, разрабатываются тематические опорные конспекты (в 5-8 классах через уроки изучения нового материала, 9-11 классах – преимущественно, через школьную лекцию).
Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений.
В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.
Подготовив визитные карточки ХХ века к уроку «Россия и мир на пороге ХХI века», ученики продемонстрировали презентации «Событие века», «Человек века», рассуждали об уроках истории, о будущем России и мира, о своём месте в нём, провели социологический опрос, сформулировали собственные прогнозы. Урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы - пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи»-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Результатом урока-митинга с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике истратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей»
Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.
Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях, в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах.
Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование.
Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и конституцию РФ 1993г., выделив общие идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составили возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировали взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарии развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»
К внеклассному мероприятию, посвященному декабристу Анненкову, учащиеся подготовили авторские портреты четы Анненковых, прочитали книгу А.Дюма «Учитель фехтования» и мемуары Полины Гебль, сравнили исторический источник, художественное произведение и учебник, разыграли несколько интересных сценок.
На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедиции– походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, факультативные и элективные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты.
Основным средством учебно-исследовательской деятельности являются первоисточники (исторические документы и материалы, общепризнанная историография), разрешение исторических проблем, дискуссионные вопросы, «белые пятна» в истории.
Опора учителя – способные и одаренные дети. Цель УНИО «Эрудит» - ввести учеников в мир истории как науки, знакомство с методами исторического исследования и языком науки, углубление знаний, формирование исторического сознания, навыков и умений самостоятельного исследования. С этой целью в рамках факультатива и электива организуется ряд занятий по следующим темам:
- Историки, оставившие глубокий след в науке.
- Уровни, методы и алгоритм научного познания.
- Библиографический поиск, работа с историческими источниками.
- Оформление учебно - исследовательской работы.
- Презентация исследования.
Разработаны информационные листы и памятки «В помощь юному мыслителю»: «Что нужно знать о библиотеке», «Способы чтения», «Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы», «Правила оформления библиографических ссылок», «Как готовиться к выступлению». «Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы».
НаконференцияхУНИО («Реформаторы России», «Духовные имена России», «Человек на войне», «Женщина на войне», «Патриотизм в истории России», «Нижегородцы-декабристы», «Птенцы гнезда Петрова», «Моя родословная» и др.) обсуждались самые лучшие доклады, оформлялись выставки и стенды, приглашались родители и гости. Большинство работ имеют и практическое значение: презентации используются на уроках, классных часах, праздниках. Лучшие исследования становились призерами районных и региональных конкурсов, награждены грамотами Министерства образования Нижегородской области. Ученические исследовательские работы и видеофильм «История Мулино» стали экспонатами Володарского краеведческого музея.
В настоящее время, когда появились учебные заведения различных типов и направлений, необходимым представляется разработка специальных программ, отвечающих их требованиям, специфике, целям и задачам.Автором разработана программаучебного курса «История Российской армии». Ее цель – на основе богатейшего отечественного исторического опыта в систематизированной форме раскрыть основные этапы истории создания, развития и совершенствования российских вооруженных сил, формирования российских воинских традиций и патриотизма, активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся.Она была апробирована сначала в рамках факультатива и электива, затем учебного курса в кадетских классах общеобразовательной школы. Третий год автор ведет данный курс в кадетской школе-интернате. Программа помогает учащимся оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения и дальнейшего образования, воспитать духовно-патриотические ценности у подрастающего поколения и готовности к их проявлению в различных сферах общества, особенно на военной и государственной службе. Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и способов учебной деятельности. Она позволяет использовать проблемное изложение теоретического материала в форме лекции, беседы, полилога, активно внедрять интерактивные и групповые методы работы, творческие задания, проекты (информационные, игровые, исследовательские), использовать нетрадиционные и интегрированные формы уроков, методики деловых, ролевых, имитационных игр («Я- полководец»), практикумов, дискуссий, «круглых столов», конференции, встречи с ветеранами и офицерами РА, посещение музеев и памятников. Особое место занимает изучение исторических источников и карт.Итогом учебного курса является конференция с презентацией ученических проектов, творческих и исследовательских работ.
Элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории» (авторы В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина) расширяет, систематизирует и обобщает знания учащихся на проблемном уровне, раскрывает спорные вопросы истории, их неоднозначные трактовки в исторической литературе, способствует ориентации учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, содействует формированию гражданственности, помогает в выборе тем исследований.
Выполнение исследований могут быть как отдельные работы способных и одаренных обучающихся или как курсовое проектирование по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Представление исследования имеет решающее значение. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Их несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, реферат. Большое значение имеют презентации в различных формах, использование плакатов, макетов, чертежей, моделей.
Юные исследователи 7-х классов представили свою версию «Детской энциклопедии» по истории Смутного времени, сопроводив ее авторскими рисунками и стихами. Ученики 10 класса оформили сборник научных статей «Нижегородцы-декабристы». Учащиеся 11 классов подготовили исследовательские рефераты и презентации:
- История п. Мулино.
- Женщины на войне.
- Моя семья в годы ВОВ.
- Нижегородцы – участники Крымской войны. (Приложение 1).
Работая над проектами «Храмы Володарского района», «Духовные имена России» учащиеся совершали поездки и экскурсии в православные храмы и монастыри, где участвовали в восстановительных работах Флорищенского монастыря. (Приложение).
Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в региональных и российских конференциях и конкурсах и олимпиадах («Таланты земли Нижегородской», олимпиады МГУ, ННГУ, Исторический чемпионат).
Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.
На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модельпрофильной школы как на базе общеобразовательной школы, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. В эффективности данной технологии мы убедились на практике. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, тестирования, ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, победа в нижегородской телеигре «За тридевять земель», выпускники продолжают заниматься исследованиями в вузах. В школе успешно работает кадетский класс и открыт социально-экономический профильный десятый класс.
Для учителей- участников образовательного процесса актуально разобраться в следующих вопросах:
- Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование.
- Как подобрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам УВП.
- Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
- Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
- Как разработать и осуществить исследование.
- Разработка собственных проектов и исследований.
Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.