Первое и второе спряжения глаголов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения;
  • формировать умение писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.

– О какой части речи говорится в этом отрывке?

– Почему?

– Ещё раз скажите, что такое глагол?

– Сегодня на уроке продолжим изучение темы «Глагол».

II. Повторение изученного.

На доске написаны слова: с..диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш… .

У. Прочитайте данные слова. Найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица наст. вр.. Все они пишутся с ь на конце.)

У. Назовите пропущенные буквы. На какие группы их можно разделить? (в первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием –ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием –ишь)

Минутка чистописания

Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания?

– -ешь, -ишь

ешьишь ишьешь ешьишь ишьешь

– Внимательно посмотрите (на эту строчку) и скажите, пожалуйста, на какой вопрос мы должны сегодня ответить на уроке во время изучения новой темы?

– Сегодня мы должны ответить на вопрос: «Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и

Словарно-орфографическая работа

В каждой строке найдите лишнее слово и назовите в нем орфограмму. Соединив буквы орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

шка(в,ф), гра(в,ф), клю(в,ф);
ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(и,е)ства, с(е,и)няк;
грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
о вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е),о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

– Какое слово получилось?

велеть

– Подберите синонимы к слову велеть.

Велеть – значит приказывать, принуждать.

– Запишите слово велеть, составьте СОУ.

– О чём говорит -ть на конце слова?

Неопределенная форма глагола.

– Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Век живи – век учись.
  • Для учения нет старости.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Что общего в данных пословицах и поговорках?

Общий смысл, об учебе.

– Прочитайте те из них, в которых нам велят что-то сделать.

– Выберите пословицу, которая соответствует новой теме урока.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Напишите эту пословицу по памяти. Подчеркните орфограммы.

III. Изучение нового материала.

– Проспрягайте глаголы нести, играть, ходить, велеть . Выделите окончания.

Проверка.

несу играю хожу велю
несёшь играешь ходишь велишь
несет играет ходит велит
несем играем ходим велим
несёте играете ходите велите
несут играют ходят велят

Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков.

– Что общего в этих окончаниях? (-е и –ут, -ют)

Глаголы, имеющие в окончании гласную –е, а в форме 3 лица мн. числа окончания –ут, -ют, - I cпряжения.

Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков.

– Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух столбиков.

и, -ат, ят

Глаголы, имеющие в окончании гласную –и, а в форме 3 лица мн. числа –ат,ят, - II спряжения.

Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? (Ударные и безударные)

– Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? (нет)

– Давайте ещё раз посмотрим, какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

I спряжение -ешь (-ёшь) II спряжение -ишь
-ет (-ёт) -ит
-ем (-ём) -им
-ете (-ёте) -ите
-ут, (-ют ) -ат, -ят

Вывод на странице 189.

Физкультминутка.

IV. Закрепление.

1. Упражнение 437.(устно)

2. Самостоятельная работа парами.

– Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все глаголы 1 спряжения.

В небе звездочки горят, в речке струйки говорят.
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.
Дует ветер со снежком, Дед Мороз идет с мешком.
Роняет лес багряный свой убор, серебрит Мороз увянувшее поле.
Едва лишь в полдень солнце греет, краснеет липа в высоте.

3. Проверка.

4. Морфологический разбор слов: с мешком, в высоте по вариантам.

V. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Обобщите наши рассуждения по плану:

  • Какого спряжения бывают глаголы?
  • Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?
  • Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения?
  • Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаниях глаголов одного и того же спряжения?

Домашнее задание: стр. 190, Упр. 439.

Презентация.