Цели урока:
- Закрепить знания и умения сложения и вычитания чисел 2 и 3, повторить состав чисел, закрепить умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
- Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, формировать умение решать проблемы, совершенствовать процесс мышления
- Прививать любовь к предмету, к природе окружающей нас, воспитывать доброго отношения к окружающему миру, чуткость, стремление к взаимовыручке.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Вид урока: заочная математическая экскурсия к знакомой зелёной ели, с постановкой творческих заданий.
Методы обучения: сочетание диалогического и практического.
Методы преподавания: информационно-объяснительный, побуждающий, стимулирующий
Методы учения: практический, репродуктивный, игровой
Методы воспитания: игра, беседа, творческие задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебники, тетради, индивидуальные карточки, изображения птиц, муляжи грибов, геометрический материал, записи музыки, письмо, костюм Деда Мороза, искусственная ель, новогодние игрушки, словарь Ожегова, цифрики.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Доброе утро ребята! Что означают слова – доброта, доброе, добрый?
(ответы детей)
Учитель: - В словаре Ожегова это слова комментируется так . . . (даётся полное толкование слова – доброта)
- Выйдем из-за парт, встанем в круг, возьмёмся за руки , пожелаем друг другу что-то очень искреннее, важное, доброе.
(взявшись за руки, дети высказывают свои пожелания друг другу)
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшую экскурсию в лес, к нашей знакомой зелёной ели, но это будет непростая экскурсия, а заочно-математическая. Здесь вам пригодятся знания, полученные на уроке математики и окружающего мира.
- Кто мне ответит, а что обозначает слово - экскурсия?
- Какое время года мы наблюдаем в природе?
(ответы детей)
- А что вы можете сказать о зиме?
(дети вспоминают признаки прихода этого времени года)
- А какой самый радостный праздник мы встречаем зимой?
Дети: - Новый год!
- А что самое важное на этом празднике?
Дети: - Ёлка! Дед Мороз! Подарки!
Учитель: - И так, мы отправляемся в зимний лес, к нашей старой знакомой ели, что бы нарядить её в самый красивый новогодний наряд.
Слайд 1. На доске появляется изображение леса, а рядом появляется старичок-лесовичок.
- На протяжении всей экскурсии нас ждёт немало интересных встреч. Посмотрите ребята, кто-то встречает нас около леса.
Учитель: - Чтобы войти в лес, мы должны показать старичку – лесовичку, умение правильно считать, отвечать на его вопросы
3. Устный счет.
Слайд 2. Вопросы старичка – лесовичка.
- сумма чисел 4 и 3.
- 7 увеличь на 3
- соседи числа 8.
- 4 без 2.
- Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 8?
- Какое число меньше 5 на 2?
- Сколько предметов в одной паре?
- Назови числа больше 5?
- Как нужно вести себя в зимнем лесу?
(дети работают с индивидуальными «цифриками»)
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Доказали старичку, что мы умеем считать, и знаем правила поведения в лесу. Он разрешает нам войти в лес.
Слайд 3. На фоне леса появляются слова: «Добро пожаловать!»
4. Основная часть урока.
Учитель: - Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, что случилось с этим деревом?
Слайд 4. На экран рядом с изображением леса, помещают изображение дуба.
- Ветер дунул, лист сорвал, и ещё один упал. А потом упало 5, кто их может сосчитать?
Дети: - Упало 7 листьев.
Учитель: - Как называется это дерево, и что вы знаете об этом дереве?
Дети: - Это лиственное дерево. Дуб последний из деревьев теряет свои листья. Последний лист может упасть в середине зимы. Это лечебное дерево. Из веток дуба заготавливают веники, а из коры настаивают лечебные настои, плоды так же используются в пищу.
Слайд 5. Лес. Дерево. ЁЖ.
Учитель: - Кто расположился рядом с деревом
Дети : - Это ёж с маленькой корзинкой.
Учитель:
- Ежик, ёжик, где ты шёл?
Где ты рыжиков нашёл?
8 положил в корзинку,
Остальные все на спинку.
Посчитайте поскорей,
Сколько угостит друзей?
Дети: - Он угостит 9 друзей (показ на цифриках)
Учитель: - Ребята, а можно ли встретить ежа зимой?
Дети: - Нет. Зимой он впадает в спячку.
Учитель: - А грибы, которые принёс ёж, можем встретить в лесу?
Дети: - Нет, они появляются в лесу только летом и осенью.
Учитель: - Молодцы, а какие грибы знаете вы?
(дети перечисляют грибы, которые они знают)
Учитель: - На какие 2 группы можно их разделить?
Слайд 6. Появление на экране названных грибов.
Дети: - Съедобные и несъедобные.
Учитель: - У нас на выставке расположились муляжи грибов, посмотрите, возьмите в руки и запомните их.
(Дети подходят к выставке, берут в руки, произносят названия муляжа гриба.)
Слайд 7. Снова на экране лес, учитель обращает внимание на следующее дерево, в зимнем лесу, здесь нас кто-то встречает. На экране появляется белочка.
Учитель: - Кто это? Что она здесь делает?
Дети: - Это Белочка. Она запасает себе корм.
Учитель: - Давайте поможем набрать ей шишек. Но каждая шишка с секретом.
(На доске, рядом с экраном, разместили корзиночку. Дети по очереди берут настоящие шишки, достают записки с примерами из шишек и решают их. При правильном ответе, шишку кладут в корзиночку белочке.)
Учитель: - Замечательно! Теперь у белки есть свои запасы.
- А что ещё запасает белка на зиму?
Дети: - Грибы, орехи, жёлуди.
Учитель: - Может, поможем нашей белочке сосчитать жёлуди и грибы? Но с начало вспомним, из каких частей состоит задача?
Дети: - Условие, вопрос, решение, ответ.
Задача: У Белки было 4 гриба и 3 жёлудя. Два гриба она отдала своей подруге. Сколько грибов и желудей у неё осталось?
Слайд 8. По схеме, данной на экране, составляют и решают задачу. (дети самостоятельно работают в тетрадях, проверка.)
Решение: (4-2)+3=5 (шт.)
Ответ: осталось 5 грибов и желудей.
Учитель: - Много запасов теперь у нашей белочки, ей не страшен самый сильный мороз. Но наш путь лежит дальше, к нашей зелёной ели.
Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом.
Лесом и заснеженным лугом.
(Ходьба на месте)Крылья пёстрые мелькают
Это птички всё летают.
(Взмахи руками)Раз, два, три, четыре, пять
Можем птичками мы стать.
(Кружатся на месте)Полетели, закружились
И на место опустились.
(Взмахи руками)
Учитель: - Каких птиц можно увидеть зимой?
Дети: - Дятел, синица, снегирь, зимородок, клёст…
Слайд 9. Появляются изображения этих птиц.
Учитель: - Как можно назвать этих птиц , одним словом?
Дети : - зимующие
- Что вы знаете о дятле?
Дети: - Его называют лесным доктором, т.к. он питается насекомыми, которые вредят деревьям в лесу.
Слайд 10. Изображение дятла на дереве.
Учитель: - Произошло странное происшествие на нашем пути. Дятел так увлёкся своей работой, что даже наши примеры пострадали. Нужно их восстановить. Вместо точек расставить больше, меньше, равно
(Дети работают по индивидуальным карточкам)
7 * 9, 7+ 2 * 7, 5-2 * 3, 4-1 * 2
Учитель: - А как вы думаете, трудно ли птицам зимой?
Дети: - Конечно, очень трудно. Корма мало, он весь под снегом.
Учитель: - А как мы им поможем?
Дети: - Мы построим им кормушки и положим корм.
Учитель: - Верно, тогда они не погибнут от холода и голода. Посмотрите на экран.
Слайд 11. На экране появляются различные геометрические фигуры.
Учитель: - Назовите формы этих фигур.
Дети: - Треугольник, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, пятиугольник, трапеция.
- Разделите прямоугольную кормушку так, чтобы получилось 4 треугольника.
(На партах лежат заготовки, дети с помощью линейки и карандаша делят прямоугольники.)
Учитель: - За увлекательной беседой, за решением примеров и задач мы незаметно подошли к ели. Давайте посмотрим на нашу красавицу!
Слайд 12. Снова на экране лес, а вместо ели стоит пенёк.
- Ребята, беда! Нет ели, а вместо неё пенёк. Что же случилось? Куда исчезла ель? Как же нам нарядить её?
(В класс незаметно подкидывается письмо. Учитель зачитывает его.)
Письмо- загадка:
- Здесь я была.
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пушистый хвост- краса,
А зовут меня…
Дети: - лиса.
Учитель: - Как вы понимаете слова – хитрая плутовка?
(ответы детей)
-Она приготовила нам задания, хочет, чтобы мы выполнили их и тогда ёлочка к нам вернётся.
(Выполняются групповые задания на логическое мышление, но елочки нет)
Учитель: - Настоящая обманщица.
-Ребята, а обманывать кого-то, это хорошо или плохо?
(ответы детей)
-Почему?
Дети: - Человеку бывает очень плохо и грустно. Пропадает настроение. Не хочется ничего делать.
Учитель: - А у вас я смотрю, то же пропало настроение.
- Может, послушаем волшебную музыку и оно появится у нас?
Закрываем глаза и слушаем.
(Звучит музыка, в класс входит Дед Мороз)
Дед Мороз:- Здравствуйте детишки, озорники и шалунишки!
Учитель: - Что ты, Дед Мороз, в нашем классе только хорошие ребята обучаются.
Дед Мороз:- А почему скучные, не весёлые ребята в этом классе?
Дети: - Лиса украла нашу ёлочку, которую мы хотели нарядить сегодня.
Дед Мороз: - Это не беда, что-нибудь придумаем!
-Вот мешок, да не простой, а волшебный, стоит сказать волшебные слова, что ни пожелаешь, то и появится здесь.
Дед Мороз: - Сосулька, снежинка, метла, несите ель скорее сюда!
(повторяют слова)
(Из мешка, Дед Мороз вытаскивает искусственную ель)
Слайд 13. На экране то же появляется ель.
Дед Мороз:
- Вот ваша красавица ель. Из каждого непростого положения есть выход, только нужно ребята, хорошо подумать!
5. Итог урока.
Учитель: - Дедушка Мороз, я приготовила игрушки, которые мы развесим на нашу елочку. Каждый из вас, кто будет брать игрушку в руки, должен вспомнить и рассказать, чем занимались на уроке, кого встретили на математической экскурсии? Только тогда разрешается повесит игрушку на елочку.
(Дети рассказывают, встают возле искусственной ели и развешивают игрушки.)
Дед Мороз: - Вот теперь можно встречать Новый год! Ребята постарались, ёлочку нарядили. Получите от меня подарки, за хорошую работу.
(Дед Мороз раздаёт маленькие подарочки детям за работу на уроке)
Дед Мороз: - Пора ребята, проститься нужно. Всем я желаю от души - хорошего новогоднего настроения, счастья, хороших отметок, а главное – крепкого здоровья вам и вашим семьям.
(Звучит музыка. Дети провожают Деда Мороза)
Учитель: - Ёлочку нарядили, дедушку проводили. Всё запомнили, что он нам пожелал? На этом наш урок-экскурсия в лес, к знакомой ели, закончен. Мы возвращаемся в класс.
(Все дети возвращаются на свои рабочие места)
Учитель: - ребята, давайте ещё раз пожелаем друг другу что-то очень важное, доброе и хорошее на этот новый год!
(Дети встают и произносят пожелания под звуки музыки.)
6. Домашнее задание (творческое ):
- Зарисовать на альбомных листах лес, и тех, с кем встретились мы на этой математической экскурсии.