Цель: ознакомление учащихся с рассказом В.Бианки «Музыкант».
Задачи:
- формировать умения работать в паре, в группе, руководствуясь памяткой;
- совершенствовать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения; развивать монологическую речь;
- воспитывать бережное отношение к природе, животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Я уверена, что сегодня на уроке мы восхитимся глубокими знаниями, вытащим из тайников нашей памяти все самое нужное и ценное. Сделаем глубокий вдох, выдох и приступаем к работе.
Проверка творческого домашнего задания.
Работая в парах, расскажите друг другу историю, главным героем которой станет не утенок, а мальчик Алеша.
Оцените себя. Выслушайте оценку товарища.
Подведем итог при помощи сигналов:
- красный – 5,
- зеленый – 4,
- желтый – 3.
2. Введение в тему.
(Показывается или высвечивается на экране монитора портрет Виталия Валентиновича Бианки).
- Назовите этого человека. (Виталий Валентинович Бианки)
- Какие произведения его вы уже читали или слушали? («Еж-спаситель», «По следам», сказка «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Мышонок Пик» и т.д.)
Слово об авторе:
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) стал замечательным писателем – природоведом, потому что был тонким наблюдателем, любил природу, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он проводил свободное время в лесу, участвовал в охоте, пытался разгадать птичьи голоса и следы зверей.
В.В. Бианки написал много сказок для детей о животных: «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Приключения муравьишки», «Мышонок Пик», «Одинец», а также много рассказов.
В своих произведениях он старался ответить на многие вопросы о жизни природы. Его «Лесная газета» была своеобразной энциклопедией, календарем природы нашей страны. Научные открытия, которые проводил В.В.Бианки в лесу, дали основу для написания таких произведений, как «Лесные домишки», «Чьи это ноги», «Кто чем поет», «Чей нос лучше».
С большой любовью относится писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами («Лесной Колобок», «Мышонок Пик») и человеческими качествами. Герои произведений В.В.Бианки и дети, и взрослые – любители природы, добрые друзья животных.
- Отгадайте, о ком пойдет речь в новом произведении Виталия Валентиновича? ╪☺☼☻☺☼♦, если ╪ - м ; ♦ - ь ; ☺- е ; ☼ - д ; ☻- в; (о медведе)
- Что вы знаете об этом звере? (впадает в спячку, любит мед, поддается дрессировке …)
- Прочитайте название рассказа. («Музыкант»)
- Кто такой музыкант? Прочитайте статью в толковом словаре. (Артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся такой музыкой).
- Отгадайте загадки. О каких музыкальных инструментах в них говорится?
|
- Какие другие музыкальные инструменты вы знаете?
Перед чтением рассказа проведем разминку:
а) скороговорка «Доброму – добрая память».
б) чтение слогов слева – направо по нарастающей, чтение слов. (Цель: развитие зрительной памяти).
от | отло | отложил |
рас | расспро | расспросил |
мед | медве | медвежатник |
про | прохо | проходил |
зава | завалин | завалинка |
выпря | выпрями | выпрямилась |
рас | расщеп | расщепленное |
кол | колхоз | колхозник |
под | подкрал | подкрался |
Словарная работа. (Слова из коробочки)
В новом рассказе встретятся данные слова. Кто может объяснить их значение? А теперь давайте прочитаем:
- завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;
- медвежатник – человек, который охотится на медведей;
- расщепленное – разбитое на щепки,
- колхозник – член коллективного хозяйства.
Физминутка:
Вытянули левую руку вперед, зафиксировали взгляд на указательном пальце, одновременно другую руку приложили к виску и отвели в сторону, образовался угол в 90 градусов. Пытаемся увидеть обе руки. Поменяли положение рук.
(Цель: развитие бокового и центрального зрения, как условие быстрого чтения).
3. Изучение нового. Первичное чтение. (Модуль 2).
Я предлагаю вам познакомиться с рассказом. Посмотрите в правый верхний угол доски (или на слайд). Памятка 2 напомнит вам порядок работы. (Приложение 1)
Общеклассная беседа – первичная проверка понимания:
- Понравился ли рассказ?
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- Что сказал ему колхозник?
- Как поступил старик?
- Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
- Кого он увидел? Что делал медведь?
- Как поступил старик-медвежатник?
- Почему он не убил медведя?
4.1 Закрепление нового материала. Выборочное чтение.
Посмотрите на предложенные заголовки частей. Что вы заметили? (порядок их не соблюден)
Расположите заголовки в порядке развития событий в рассказе.
(На доске появляется план рассказа).
- Медвежатник на завалинке.
- Странный звук в лесу.
- Медведь играет на щепках.
- Старик не убил медведя.
Кто хочет поработать с 1,2,3 или 4 частью рассказа? (класс разбит на 4 группы по желанию, между собой группы могут быть не равны).
Обратите внимание на цель предстоящей работы. (Модуль 3) Памятка 3 напомнит вам, как работать с выбранной частью рассказа. (Приложение 2)
Готовим выразительное чтение выбранного отрывка. (Модуль 4) Памятка 4 напомнит вам, как работать с выбранной частью рассказа. (Приложение 3)
Общеклассная беседа:
Поднимите зеленые сигналы те, кто прочитал свой отрывок
- на «5»,
- на «4»,
- на «3».
Физминутка. Гимнастика для глаз (зрительные тренажеры).
4.2. Работа в группах по 5 человек. (Модуль 5).
Цель: научиться пересказывать содержание рассказа по вопросам, вести диалог, соотносить содержание прочитанного с пословицами, высказывать свое мнение)
Сейчас вы разделитесь на группы по цвету жетонов. По желанию выберете задание для группы, а когда его выполните, расскажите и покажите всем, что у вас получилось.
Задания для групп:
1 группа:
- Цель: научись пересказывать содержание прочитанного.
- Задание: перескажи содержание рассказа по вопросам учебника на стр. 145.
2 группа:
- Цель: научись вести диалог.
- Задание: разыграй диалог колхозника и старика-медвежатника. (Поставь декорации, используй нужные атрибуты).
3 группа:
- Цель: научись точно соотносить содержание рассказа с пословицей.
- Задание: из предложенных пословиц выбери наиболее подходящие по смыслу.
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Добрый конец всему делу венец»,
«К добру гребись, а от худа шестом суйся»,
«Вина голову клонит»,
«Ты пожалей, и тебя пожалеют».
4 группа
- Цель: научись высказывать свое мнение.
- Задание: прочитай отрывок из книги Н. Сладкова, выскажи свое мнение.
Отрывок из книги Н. Сладкова:
Все живое испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешептываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадаются на глаза – как ты себя поведешь? Окликают птицы – как ты поступишь? Остановишься, посмотришь, послушаешь или схватишься за камень или палку? И тогда они решат, как к тебе относиться? Как ты – так и к тебе! Природу может спасти только наша любовь!»
- Подумай и ответь на вопросы:
- Какими мыслями хочет поделиться с тобой писатель?
- Согласен ли ты с его высказыванием о том, что природу может спасти только наша любовь?
Спасибо за работу в группах.
5. Подведение итогов урока.
- С каким рассказом мы с вами познакомились?
- Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
- Как автор относится к поступку медвежатника?
- Как вы относитесь к его поступку?
- А теперь закройте глаза. Пофантазируем. Представьте, что это вы оказались в роли медвежатника и …
6. Домашнее задание.
Незаметно прошло время. Как жаль, что уже сейчас прозвенит звонок.
Какое задание вы хотели бы выполнить дома?
По желанию тест №65 или №66 к тексту; приготовить пересказ рассказа «Музыкант» от имени медвежатника, колхозника, медведя (по выбору).