Урок литературного чтения. В.Бианки. "Музыкант"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомление учащихся с рассказом В.Бианки «Музыкант».

Задачи:

  1. формировать умения работать в паре, в группе, руководствуясь памяткой;
  2. совершенствовать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения; развивать монологическую речь;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я уверена, что сегодня на уроке мы восхитимся глубокими знаниями, вытащим из тайников нашей памяти все самое нужное и ценное. Сделаем глубокий вдох, выдох и приступаем к работе.

Проверка творческого домашнего задания.

Работая в парах, расскажите друг другу историю, главным героем которой станет не утенок, а мальчик Алеша.

Оцените себя. Выслушайте оценку товарища.

Подведем итог при помощи сигналов:

  • красный – 5,
  • зеленый – 4,
  • желтый – 3.

2. Введение в тему.

(Показывается или высвечивается на экране монитора портрет Виталия Валентиновича Бианки).

  • Назовите этого человека. (Виталий Валентинович Бианки)
  • Какие произведения его вы уже читали или слушали? («Еж-спаситель», «По следам», сказка «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Мышонок Пик» и т.д.)

Слово об авторе:

Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) стал замечательным писателем – природоведом, потому что был тонким наблюдателем, любил природу, умел замечать удивительное в самом простом и обыкновенном. Еще мальчишкой он проводил свободное время в лесу, участвовал в охоте, пытался разгадать птичьи голоса и следы зверей.

В.В. Бианки написал много сказок для детей о животных: «Теремок», «Лесной Колобок – Колючий Бок», «Приключения муравьишки», «Мышонок Пик», «Одинец», а также много рассказов.

В своих произведениях он старался ответить на многие вопросы о жизни природы. Его «Лесная газета» была своеобразной энциклопедией, календарем природы нашей страны. Научные открытия, которые проводил В.В.Бианки в лесу, дали основу для написания таких произведений, как «Лесные домишки», «Чьи это ноги», «Кто чем поет», «Чей нос лучше».

С большой любовью относится писатель к своим героям – мохнатым и лохматым, пернатым и чешуйчатым, с симпатией описывает их повадки и поведение, слегка подсмеивается, наделяя их смешными именами («Лесной Колобок», «Мышонок Пик») и человеческими качествами. Герои произведений В.В.Бианки и дети, и взрослые – любители природы, добрые друзья животных.

  • Отгадайте, о ком пойдет речь в новом произведении Виталия Валентиновича? ╪☺☼☻☺☼♦, если ╪ - м ; ♦ - ь ; ☺- е ; ☼ - д ; ☻- в; (о медведе)
  • Что вы знаете об этом звере? (впадает в спячку, любит мед, поддается дрессировке …)
  • Прочитайте название рассказа. («Музыкант»)
  • Кто такой музыкант? Прочитайте статью в толковом словаре. (Артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся такой музыкой).
  • Отгадайте загадки. О каких музыкальных инструментах в них говорится?
Треугольной формы корпус,
Три струны и звонкий голос.
Ну, попробуй, отгадай-ка!
Это наша (балалайка)
           Бедняком был Папа Карло,
Смастерил он Буратино.
А если б был он музыкантом,
Изобрел бы …(пианино).
В руки взял игрок смычок,
Закрутился, как волчок.
Быстро вспомнил про улыбку
На сцену вышел он со (скрипкой).
  Он на солнце заблестел,
Нежным звуком загудел.
В джазе самый первый он,
Серебристый (саксофон).
  • Какие другие музыкальные инструменты вы знаете?

Перед чтением рассказа проведем разминку:

а) скороговорка «Доброму – добрая память».

б) чтение слогов слева – направо по нарастающей, чтение слов. (Цель: развитие зрительной памяти).

от отло отложил
рас расспро расспросил
мед медве медвежатник
про прохо проходил
зава завалин завалинка
выпря выпрями выпрямилась
рас расщеп расщепленное
кол колхоз колхозник
под подкрал подкрался

Словарная работа. (Слова из коробочки)

В новом рассказе встретятся данные слова. Кто может объяснить их значение? А теперь давайте прочитаем:

  • завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы;
  • медвежатник – человек, который охотится на медведей;
  • расщепленное – разбитое на щепки,
  • колхозник – член коллективного хозяйства.

Физминутка:

Вытянули левую руку вперед, зафиксировали взгляд на указательном пальце, одновременно другую руку приложили к виску и отвели в сторону, образовался угол в 90 градусов. Пытаемся увидеть обе руки. Поменяли положение рук.

(Цель: развитие бокового и центрального зрения, как условие быстрого чтения).

3. Изучение нового. Первичное чтение. (Модуль 2).

Я предлагаю вам познакомиться с рассказом. Посмотрите в правый верхний угол доски (или на слайд). Памятка 2 напомнит вам порядок работы. (Приложение 1)

Общеклассная беседа – первичная проверка понимания:

  • Понравился ли рассказ?
  • Что делал старик, когда встретил колхозника?
  • Что сказал ему колхозник?
  • Как поступил старик?
  • Что он услышал в лесу? Удивился ли он?
  • Кого он увидел? Что делал медведь?
  • Как поступил старик-медвежатник?
  • Почему он не убил медведя?

4.1 Закрепление нового материала. Выборочное чтение.

Посмотрите на предложенные заголовки частей. Что вы заметили? (порядок их не соблюден)

Расположите заголовки в порядке развития событий в рассказе.

(На доске появляется план рассказа).

  • Медвежатник на завалинке.
  • Странный звук в лесу.
  • Медведь играет на щепках.
  • Старик не убил медведя.

Кто хочет поработать с 1,2,3 или 4 частью рассказа? (класс разбит на 4 группы по желанию, между собой группы могут быть не равны).

Обратите внимание на цель предстоящей работы. (Модуль 3) Памятка 3 напомнит вам, как работать с выбранной частью рассказа. (Приложение 2)

Готовим выразительное чтение выбранного отрывка. (Модуль 4) Памятка 4 напомнит вам, как работать с выбранной частью рассказа. (Приложение 3)

Общеклассная беседа:

Поднимите зеленые сигналы те, кто прочитал свой отрывок

  • на «5»,
  • на «4»,
  • на «3».

Физминутка. Гимнастика для глаз (зрительные тренажеры).

4.2. Работа в группах по 5 человек. (Модуль 5).

Цель: научиться пересказывать содержание рассказа по вопросам, вести диалог, соотносить содержание прочитанного с пословицами, высказывать свое мнение)

Сейчас вы разделитесь на группы по цвету жетонов. По желанию выберете задание для группы, а когда его выполните, расскажите и покажите всем, что у вас получилось.

Задания для групп:

1 группа:

  • Цель: научись пересказывать содержание прочитанного.
  • Задание: перескажи содержание рассказа по вопросам учебника на стр. 145.

2 группа:

  • Цель: научись вести диалог.
  • Задание: разыграй диалог колхозника и старика-медвежатника. (Поставь декорации, используй нужные атрибуты).

3 группа:

  • Цель: научись точно соотносить содержание рассказа с пословицей.
  • Задание: из предложенных пословиц выбери наиболее подходящие по смыслу.
    «Жизнь дана на добрые дела»,
    «Добрый конец всему делу венец»,
    «К добру гребись, а от худа шестом суйся»,
    «Вина голову клонит»,
    «Ты пожалей, и тебя пожалеют».

4 группа

  • Цель: научись высказывать свое мнение.
  • Задание: прочитай отрывок из книги Н. Сладкова, выскажи свое мнение.

Отрывок из книги Н. Сладкова:

Все живое испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешептываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадаются на глаза – как ты себя поведешь? Окликают птицы – как ты поступишь? Остановишься, посмотришь, послушаешь или схватишься за камень или палку? И тогда они решат, как к тебе относиться? Как ты – так и к тебе! Природу может спасти только наша любовь!»

  • Подумай и ответь на вопросы:
  • Какими мыслями хочет поделиться с тобой писатель?
  • Согласен ли ты с его высказыванием о том, что природу может спасти только наша любовь?

Спасибо за работу в группах.

5. Подведение итогов урока.

  • С каким рассказом мы с вами познакомились?
  • Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
  • Как бы вы назвали этот рассказ?
  • Как автор относится к поступку медвежатника?
  • Как вы относитесь к его поступку?
  • А теперь закройте глаза. Пофантазируем. Представьте, что это вы оказались в роли медвежатника и …

6. Домашнее задание.

Незаметно прошло время. Как жаль, что уже сейчас прозвенит звонок.

Какое задание вы хотели бы выполнить дома?

По желанию тест №65 или №66 к тексту; приготовить пересказ рассказа «Музыкант» от имени медвежатника, колхозника, медведя (по выбору).