Окружающий мир "Природные зоны"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать понятие «природные зоны», познакомить с природными зонами России, показать причины их образования и закономерность их смены;
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «природные зоны», физическая карта Росcии, карта климатических поясов, иллюстрации природных зон, рисунки детей «Природа нашей Родины», кроссворд, сочинения детей «Осень».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вот опять звенит звонок,
Он зовет нас на урок – урок окружающего мира.

А начать его мне хочется стихотворением А. Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С ветвями, тянущему руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Скажите, о чем это стихотворение?

Чему оно нас учит?

1. Работа с дневниками наблюдений.

– Слово нашим синоптикам. Они объявят прогноз погоды на текущий день (температура, направление ветра, облачность, осадки) и подведут итоги погоды за месяц, а также расскажут о приметах зимы.

2. Сочинения детей про осень. /Зачитать 2-3 сочинения/

II. Сообщение темы.

– Какова тема нашего урока, вы узнаете из кроссворда, отгадав загадки.

1. Разгадывание загадок.

  1. Сок из цветов она берет
    и в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

  2. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
    И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

  3. Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
    И о чем она грусти, никому не говорит. (Ива)

  4. Весной зелена, летом загорела,
    Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

  5. Плодородной почвы враг
    Называется … (Овраг)

  6. Град ли, снег идут с дождем.
    Как их вместе назовем? (Осадки)

  7. Кто из вас ответит?
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    Не пекарь, а печет? (Солнце)

  8. Есть на речке лесорубы
    В серебристо-белых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят вечные плотины. (Бобры)

  9. Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет.
    Засвистит, по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь. (Ветер)

  10. В белом сарафане встала на поляне.
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

  11. Там, где корни вьются на лесной тропе,
    Маленькое блюдце спрятано в траве,
    Каждый, кто проходит, подойдет, напьется,
    И опять в дорогу сил наберется. (Родник)

  12. Я копытами стучу, стучу,
    Я скачу, скачу, скачу,
    Грива вьется на ветру. (Конь)

  13. Малы, а не кому не милы. (Мыши)

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Приложение слайд 2)

– Правильно, на уроке мы с вами узнаем не только о природных зонах, но и будем учиться беречь и любить природу.

– Скажите, на какие две группы можно разделить слова-отгадки из кроссворда?

– На какие еще группы можно разделить эти же слова?

III. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете смысл слов «природная зона»?

– Как вы думаете, природа нашей страны везде одинакова? Почему?

– Что вы видите на рисунке? (слайд 3)

– Все ли солнечные лучи одинаковы?

– К чему это приводит?

– Действительно Солнце неравномерно нагревает нашу Землю. Самые короткие лучи, которые несут много тепла, попадают на экватор. Чем севернее, тем длиннее солнечные лучи, меньше тепла попадает на Землю. А на Крайнем Севере – самые длинные лучи, они как бы скользят по поверхности Земли, поэтому северные районы тепла получают очень мало.

– Какой можно сделать вывод? /Из-за неравномерности нагревания Земли и происходит смена природных зон/

1. Стенд «Природные зоны»

– Вы видите перед собой ваши рисунки о природе. На какие группы их можно поделить?

– Вы правильно поделили рисунки: ледяная пустыня, тундра, леса, степи, пустыни. /Показ на карте природных зон России/

2. Изготовление самолетиков из бумаги.

– А сейчас, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие по просторам нашей Родины.

– Каким видом транспорта вы предпочитаете путешествовать? Почему?

– Я предлагаю отправиться на самолете. Какой выберем маршрут? (слайд 4) / С севера на юг/

Почему?

– У вас на парте лежат листки бумаги. Изготовим самолетики. Запускаем моторы! Все готовы? Полетели!

3. Выявление характеристик природных зон.

– Итак, мы летим с севера на юг. Останавливаться будем только на станциях.

– По каким признакам рассмотрим природные зоны?

– По рельефу, климату, почве, растительному и животному миру с помощью карт, рисунков, иллюстраций, из жизненного опыта.

– Как вы думаете, существует ли между ними связь? (слайд 5)

Ледяная пустыня – первая станция /показ на карте/ (слайд 6)

  • каменистая пустыня – эту зону называют еще «полярной ледяной шапкой»;
  • зона холода. Полярная ночь длится от 98 суток до полгода. На небосводе появляется полярное сияние. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура самого теплого месяца не больше +5; полярный день, небо бывает затянуто серыми низкими облаками, часты туманы;
  • почвы неразвитые, каменистые;
  • растения: мхи, лишайники, некоторые цветковые, камнеломки, злаки;
  • животные: белый медведь, песец, тюлень, морж, «птичьи базары» – чайки, кайры, гагарки.

Движемся к югу.

Тундра – вторая станция /показ на карте/ (слайд 7)

  • преимущественно равнинная поверхность; много озер, болот;
  • зима длится 8 –9 месяцев; средняя температура января: 25-35 градусов, морозы до 50 – 60 градусов, полярная ночь, дуют сильные ветры; лето холодное, короткое, погода неустойчива; осадки незначительны, влажность высокая; сильные резкие ветры, температура не выше +10 градусов; весна и осень очень короткие;
  • слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;
  • растения: мхи, лишайники, ягель, карликовая береза, карликовая полярная ива, ягодные кустарники: голубика, брусника черника;
  • животные: пеструшки, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус, куропатки, гагары, чайки, поморники.

Лесная зона – третья станция /показ на карте/ (слайд 8)

– Летим дальше. Как вы думаете, что это?

– Да, это лес. Сначала идет тайга, а потом смешанный лес и лиственный:

  • поверхность волнисто-равнинная; на севере – болота;
  • четко выделяются времена года; зима от 8 месяцев на севере до 4-5 на юге зоны; лето от умеренно теплого до жаркого; осенью часты моросящие дожди;
  • подзолистые почвы; дерново-подзолистые, серые и бурые в смешанных лесах;
  • мхи, лишайники, ягодные кустарники, папоротник, ель, пихта, сосна, кедр, дуб, бук, клен, ясень, вяз, береза, осина, липа, орешник, черемуха, рябина;
  • бурый медведь, косуля, соболь, горностай, марал, лось, лиса, рысь, волк, белка, бобры, глухарь, рябчик, клест, кедровка, сова, дрозд, тетерев и т. д.

Степи – четвертая станция /показ на карте/ (слайд 9)

  • волнисто-равнинная поверхность;
  • лето продолжительное, солнечное, жаркое, засушливое (+20 – 24 градуса), часты суховеи; зима холодная –20 –30 градусов, короткая, часты метели и сильные ветры, переходящие в бураны, снежный покров тонок;
  • почвы – черноземные – на севере, на юге – засоленность почвы – каштановые с включением солонца;
  • ковыль, типчак, гусиный лук, тюльпаны, полынь, перекати-поле;
  • сайгаки, суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, жаворонок; орел;

Полупустыни – пятая станция /показ на карте/

– Скажите, какодна природная зона отделяется от другой? /между ними существует переходная полоса/

Как вы считаете, а что такое полупустыня? (слайд 10)

  • равнинная поверхность;
  • лето жаркое, сухое и солнечное, дождей мало; зима морозная, снега мало, лежит неравномерно; рек немного;
  • каштановые; солончаки и солонцы;
  • растительность: верблюжья колючка, полынь, типчак, солянки;
  •  суслики, тушканчики, лисица-корсар, сайгаки, ящерицы, змеи, пауки.

4. Закрепление нового материала.

  • Давайте вернемся к словам-отгадкам. Как вы думаете, к каким природным зонам их можно отнести?
  • Ответьте на вопросы учебника с. 28-29
  • А в какой природной зоне мы живем с вами? /В переходной зоне – лесостепи/
  • Расскажите о ней.
  • Как вы считаете, существуют ли экологические проблемы в природных зонах?
  • Чем сможете помочь вы, маленькие жители огромной планеты?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Существуют ли четкие границы у природных зон, как у государства? Почему?

– В какой природной зоне вы хотели бы жить? Почему?

V. Домашнее задание. /по выбору/

  • прочитать стр. 27-28 учебника;
  • найти в художественной литературе описание природы и определить, к какой природной зоне относится это описание.

VI. Литература.

  1. Гайсина Р.Г. «Природа родного Башкортостана», «Китап» – Уфа, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир» – учебник для 3 класса.
  3. Материалы энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  4. Пармузин Ю.П. «Живая география», «Просвещение» – Москва, 1999.