Цель урока. Систематизировать изученные признаки имен существительных. Правильное употребление их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
-А девиз, у нас какой?
Девиз: Будем русский наш язык
Изучать, беречь, любить.
II. Объявление темы урока.
III. Словарная работа.
-Узнать тему словаря сможете, если расставите буквы на свои места.
О Щ И В О
-В корзине находятся овощи, а вот какие вы сейчас узнаете.
Загадки:
- Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко
Ведь, правда, вкусная …(картошка) - Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста) - Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (морковь) - На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …(горох). - Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет, красней …(помидора)
IV.Беседа:
-Как вы думаете, нужны ли человеку овощи?
-А полезны ли они?
-Чем полезны?
-Давайте вспомним произведения С.Михалкова, где речь идет о многих овощах.
-Как назвать эти слова, одним словом?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
-Что называется именем существительным?
-Какие вы знаете блюда, которые можно приготовить из овощей? Первые блюда.
-Какое слово является лишним при приготовлении одного из названных блюд?
-А какие еще витамины необходимы при приготовлении борща?
-Очень много народ сложил пословиц, поговорок о овощах, о труде людей. Назовите и запишите несколько из них.
Труд человека кормит, а лень портит.
-Какое это предложение по цели высказывания?
-Найдите в предложении имена существительные. Сколько их?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
V.Распределение имен существительных по группам.
Задание: записать существительные в два столбика(одушевленные или неодушевленные).
Лыжи, грибы, сторож, Васька, река, корова, Лена, солнце, мышь, ключ.
(называют орфограммы при записи и обозначают их)
VI.Физминутка.
Вы старались. Вы писали
И немножечко устали
Вверх поднимем наши руки
И дотянемся до тучи.
Тише, тише. Тишина.
В нашу комнату пришла
Детям снится сладкий сон.
Нравится ребятам он…
Вот к нам солнышко пришло
Стало все кругом светло
Тихо голову подняли
За работу дальше взялись.
VII.Классификация имен существительных.
Задание на разминку ума. Читаю стихотворение.
Шуба, шапка и мороз,
Мальчик Коля, кот Барбос
Анна, лестница, весна,
Класс, машина, тишина.
-Сколько названо имен существительных? Назовите собственные.
-Какие существительные называются собственными?
VIII.Творческая работа.
-Составьте предложение с каждой группой слов.
Море, вокруг, синее, плещет.
Лебедь, волнам, по, плывет, белый.
Дуб, холм, растет, над, зеленым.
-Назовите существительные. Какого они рода?
В первом предложении найдите главные члены предложения, подчеркните и подпишите части речи.
Еще раз внимательно прочитайте предложения. Подумайте, в каком произведении известного писателя встречались эти строчки?
Прочитайте наизусть понравившийся отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
-В этой сказке показаны добрые чувства – зло есть, но его не так много и его побеждает добро (даже прощает на «радостях). В сказке трудные взаимоотношения между людьми, как и в жизни. Но обязательно нужно сохранять добрые чувства к людям. Прощать зло. Эта сказка заканчивается веселым пиром, славящим торжество добра. И мы так же должны сохранять добрые чувства друг к другу.
IX.Заключение.
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец –
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем русский наш язык
Изучать, беречь, любить!