Задачи, решаемые с помощю интегралов

Разделы: Математика


Цели:

  1. Закрепить и углубить знания по теме « Определённый интеграл».
  2. Совершенствовать навыки и технику интегрирования.
  3. Развивать интерес к науке «математика».

План урока – семинара (на доске):

  1. Немного теории.
  2. Решение задач (типовые задачи).
  3. Тест для всех…
  4. «Устно!»
  5. За страницами нашего учебника. «Группы! Вперед!..»
  6. Проверь себя.
  7. Итог урока.
1. Немного теории.

Начинается урок с двух задач, при решении которых необходимо вспомнить уже известную ранее теорию: определение и свойства определенного интеграла.

2. Решение задач (типовые задачи).

Условия задач (заранее записаны на доске):

  1. Вычислить
    Ответ: 9
  2. Вычислить
    Ответ:√3/2

Пока учащиеся решают задачи на доске, остальным несколько вопросов по теории:

  • Сформулируйте определение определённого интеграла.
  • Перечислите свойства определённого интеграла (вспоминаем по цепочке).
  • Возвращаемся к решению задач.

Вопросы отвечающим:

  • Какие свойства определенного интеграла использовались при решении первой задачи?
  • Второй способ решения задачи №2 (использовать геометрический смысл интеграла).
3. Тест для всех…

После того как мы немного вспомнили с вами теорию, обратимся к основным типам задач, связанных с приложениями интеграла. Одной из основных задач является вычисление площадей фигур.

Класс выполняет задание тренировочного теста (Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский «Сборник задач по алгебре и математическому анализу для 10-11 классов» -М.:Новая школа,1996.(пример18,с.48)). (см. Приложение 1)

После сдачи ответов учителю, тест проверяется фронтальным опросом.

4. «Устно!»

Вместе с заданиями теста учащиеся получили вопросы «Устно!». (см. Приложение 2)

Вспомним еще немного теорию (вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6).

5. За страницами нашего учебника. «Группы! Вперед!»

Мы повторили сейчас, как вычисляются площади плоских фигур, используя определение и свойства определенного интеграла. А сейчас давайте немного расширим круг задач о площадях фигур.

(Класс ранее был разбит на две группы, каждая группа должна подготовить сообщение по известной ей теме.)

Группа 1. Применение геометрических преобразований для вычисления

площади фигуры с помощью интеграла. (Математика в школе,1981г.,№4)

Группа 2. Применение обратных функций при вычислении площадей фигур.

(Математика в школе,1980,№5)

Расширив наше представление о применении интегралов к вычислению площадей фигур, и представление о том, как решение при этом упрощается, обратимся к следующей группе задач, решаемых с помощью определенного интеграла.

В курсе геометрии мы решали задачи на вычисление длин отрезков прямой, длины окружности и вычисления дуг окружностей. В прикладной математике часто требуется найти длину дуги плоской кривой и площадь поверхности вращения.

Группа 3. Вычисление длин дуг произвольных кривых и площадей поверхности,

образованной вращением дуги графика функции. (А.Г.Мордкович,

А.С.Солодовников «Математический анализ». М. «Высшая школа» 1990, с.213)

Еще одним типом задач, решаемых с помощью интеграла, является задачи на вычисление объемов тел.

Группа 4. Объемы тел (объем шарового слоя). («Геометрия» под ред.Г.Н.Яковлева)

Группа 5. Интегралы рядом с нами (задача «о каше»). (Математика в школе,1989г.№3)

Вычисление объемов тел, оказывается, тесно связано с жизнью. Ведь многие из вас уже сталкивались с задачей «о каше» у себя на кухне, а сейчас увидели ее математическое решение.

6. «Проверь себя!»

Заканчивается семинар проверочной работой (см. Приложение 3)

7. Итог урока.

В заключение еще раз перечисляются те виды задач, для решения которых применяются интегралы, подводятся итоги, оценивается работа класса.

Домашнее задание:

-Найти площадь поверхности шара.

-Определить площадь фигуры, ограниченной графиком функции y=arcsinx, осью абсцисс и прямыми х=1\2, х=1.