В учреждения начального профессионального образования, как правило, приходят подростки с низким уровнем общеобразовательной подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению общеобразовательных предметов. В связи с этим необходимо внедрять в учебный процесс различные эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучающихся, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к предметам общеобразовательного цикла у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики преподавания, от того, насколько умело будет проведено занятие. Одним из средств активизации учебной деятельности на занятиях по предметам общеобразовательного цикла являются дидактические игры.
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на занятиях, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
Несмотря на то, что игры в практике обучения применяются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра может рассматриваться с разных позиций:
-
как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности;
-
как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;
-
как форма активного обучения (нестандартный урок);
-
как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы);
-
как новая технология обучения.
Игра - творчество, игра - труд. Обучающихся в игре сначала привлекают поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоления препятствия. Именно поэтому у всех людей независимо от возраста игра всегда вызывает интерес.
В процессе игры у обучающихся вырабатывается умение концентрировать внимание, мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. Увлекшись, обучающиеся легче познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные из обучающихся включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры обучающиеся, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Включение в занятия дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес обучающихся к общеобразовательным предметам.
При организации дидактической игры наиболее существенным для преподавателей, на наш взгляд, является следующее:
-
определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на занятии;
-
целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру теоретического материала;
-
разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели занятия и уровня подготовленности обучающихся;
-
требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность обучающихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел, первый структурный компонент игры, выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение обучающихся в процессе игры, способствуют созданию на занятии рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели занятия и индивидуальных возможностей обучающихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого обучающегося чувства удовлетворенности, успеха.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения: интерактивной доски, мультимедийного оборудования, DVD-проигрывателя. Сюда также относятся различные наглядные средства обучения: электронные учебники, компьютерные презентации, таблицы, карты, схемы, модели, а также дидактический раздаточный материал.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность, позволяет обучающимся получить моральное удовлетворение и оценку своих знаний, умений, навыков. Для преподавателя результат игры является показателем уровня достижений обучающихся в усвоении знаний и в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры должны быть взаимосвязаны между собой. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращаясь в простое выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к занятию, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности обучающихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Во время проведения игровых ситуаций очень важно следить за сохранением интереса обучающихся к игре. При отсутствии интереса или его угасании ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру обучающимся, так как игра «по обязанности» теряет свое дидактическое, развивающее значение, в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре преподавателю следует своевременно предпринять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих участников игры.
Преподаватель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая обучающимся удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр.
При организации дидактических игр необходимо продумывать следующие вопросы:
-
Какие умения и навыки обучающиеся освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
-
Как организовать участие в игре максимального количества обучающихся?
-
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
-
Как с наименьшей затратой времени ознакомить обучающихся с правилами игры?
-
На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?
-
Как организовать наблюдение за обучающимися, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
-
Какие выводы следует сообщить обучающимся после игры (лучшие моменты, недочеты, результаты усвоения теоретических знаний, отметки участникам игры и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при формировании знаний и умений, выработке навыков, проверке результатов обучения.
Определение места дидактической игры в структуре занятия и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания преподавателем функций дидактических игр и их классификации.
В первую очередь коллективные игры в группе следует разделять по дидактическим задачам занятия. Это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если обучающиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании теоретического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому обучающемуся необходима определенная теоретическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Создание игровых ситуаций на занятиях теоретического обучения повышает интерес к предметам теоретического обучения, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру теоретического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности обучающихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умственной деятельности.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучения повысятся благодаря дидактическим играм, но однозначно то, что они повышают интерес и мотивацию обучающихся к общеобразовательным предметам, активизируют учебную и познавательную деятельность обучающихся на занятиях.
Творческое и глубоко продуманное использование дидактических игр и игровых ситуаций создает прекрасные развивающие возможности как для обучающихся, так и для самих педагогов, обеспечивает современный, качественный уровень образовательной деятельности на занятиях.
Приведем фрагменты дидактических игр по предметам: «География» (курс «Экономическая и социальная география мира») и «История России».
Предмет «География».
Тема занятия «Население мира».
Вопросы для ввода в игру:
-
Что понимают под воспроизводством населения?
-
Перечислите основные типы воспроизводства населения.
Сценки (к доске выходят по две пары обучающихся, которые инсценируют диалоги двух друзей и супругов).
Сценка № 1.
Встречаются 2 старых друга, которые не виделись два года.
Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый костюм за тысячу долларов и автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен».
Второй. А у тебя все тот же «Пежо».
Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена и единственная дочь. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем богатеешь!..
Второй. Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого.
Сценка № 2
Диалог между супругами.
Муж. Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена. Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, о планах, которые меня сейчас волнуют.
Муж. Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате телевизор, даже на кухне, есть видеокамера. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим ванну «Джакузи»!
Жена. Нет, нет, я не хочу этого….. Я хочу ребенка!
Муж. Да ты с ума сошла!
Малым группам, в которые были сформированы обучающиеся в начале занятия, дается 10 минут на обсуждение ситуаций. Необходимо назвать страны, где могли бы происходить данные диалоги (по 4-5 стран по каждой ситуации).
Преподаватель задает вопросы:
-
К какому типу воспроизводства населения можно отнести страны, в которых могут происходить данные ситуацию и почему?
-
Что называется демографической политикой? На что направлена демографическая политика стран, отображенных в данных ситуациях?
Поочередно выступают представители из каждой малой группы с ответами.
Предмет «История России».
Тема занятия «Восточнославянские племена в VIII-IX веках».
Игра «Лучший картограф» проводится при осуществлении контроля ЗУНов обучающихся.
Преподаватель: наше сегодняшнее занятие было посвящено наиболее ранним страницам отечественной истории. О тех далеких временах сохранилось очень мало свидетельств.
Сегодня в новостях на всех телеканалах сообщили о том, что из исторического музея в Москве исчезла очень редкая карта «Восточные славяне в VIII-IX веках». Мы с вами должны помочь восстановить эту карту, что бы сохранить ее для потомков. Обучающиеся делятся на команды по четыре человека. Каждая команда получает контурную карту «Восточные славяне в VIII-IX веках». Командам необходимо:
-
обозначить на контурной карте места расселения восточнославянских племен на территории древней Руси в VIII-IX веках;
-
обозначить на карте основную торговую дорогу восточных славян - «путь из варяг в греки».
Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит поставленные задачи. Ей присуждается почетный титул «Лучший картограф».