Тема: Решение уравнений, содержащих знак абсолютной величины (модуля)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по решению уравнений, содержащих знак модуля.
Задачи:
- закрепить алгоритм решения уравнений, содержащих модуль;
- развивать умения подбирать рациональный способ решения уравнений
и аргументировать свой выбор;
- воспитывать ответственность за результаты своего труда, влияющие на успешное поступление в ВУЗы железнодорожного транспорта.
«Большинство жизненных задач
решаются как алгебраические уравнения:
приведением их к самому простому виду»
Л.Н.Толстой.
Ход урока
I. Мотивация учения.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь веселому человеку легче добиться успеха. А успех нам просто необходим. Прочтите эпиграф, который тесно связан с темой нашего занятия «Решение уравнений, содержащих знак модуля». Она выбрана не случайно. Просмотрев сборники заданий ЕГЭ, заданий для поступающих в ВУЗы, я увидела, что эта тема актуальна. Она очень важная и не очень простая, поэтому будем учиться решать эту проблему вместе, будем учиться сотрудничеству, учиться наблюдать, рассуждать, аргументировать, учиться грамотной математической речи. И все это для того, чтобы получить хорошие знания.
Представим наш класс научно-исследовательским институтом, в котором работают сразу несколько лабораторий. В ходе нашего занятия мы должны посетить эти лаборатории и принять участие в их работе. Итак, в путь.
II. Первая лаборатория, которая открывает перед нами свои двери – это лаборатория проверки доступа информации, которая предлагает вам проверить информацию, представленную в форме заданий ЕГЭ.В течении нескольких минут вы должны найти правильный ответ и зафиксировать его в вашей таблице.
№ |
ФИО учащегося: |
№ варианта: |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Вариант I
Выберите правильный ответ в предложенных заданиях:
- Решить уравнения:
1) -8; 2; 2) -2; 8; 3) нет корней; 4) 0.
- Решить уравнения:
1) нет корней; 2) -5; -3; 3)5; 3; 4) любое число.
- Какому промежутку принадлежит сумма корней уравнения
1) 2) 3) 4)
- На каком рисунке изображен график функции
<Рисунок 1><Рисунок 2>
<Рисунок 4><Рисунок 3>
- Проведите прямую, симметричную прямой k относительно прямой m. Опишите их на алгебраическом языке.
1) 2) 3) 4)
Вариант II
Выберите правильный ответ в предложенных заданиях:
- Решить уравнения:
1) нет корней; 2) 4; 8; 3) 0; 4) -4; 8.
- Решить уравнения:
1) 1; 9; 2) любое число; 3) нет корней; 4) -9; -1.
- Какому промежутку принадлежит сумма корней уравнения
1) 2) 3) 4)
- На каком рисунке изображен график функции
<Рисунок 1><Рисунок 2>
<Рисунок 4><Рисунок 3>
- Проведите прямую, симметричную прямой k относительно прямой m. Опишите их на алгебраическом языке.
1) 2) 3) 4)
Теперь предлагаю обменяться таблицами и проверить правильность заполнения ее вашим коллегой.
Таблица ответов:
№ |
I вариант |
II вариант |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
3 |
1 |
5 |
2 |
2 |
- Кто выполнил 5 заданий правильно? – Молодцы!
- Кто выполнил 4 задания правильно? – Хорошо!
- Кто выполнил 3 задания правильно? – Стоит задуматься!
III. Следующая лаборатория, в работе которой мы принимаем участие - это лаборатория поиска нестандартных решений. В стенах этой лаборатории необходимо решить уравнение наиболее рациональным способом:
Ответ: х=3; х=1.
IV. Лаборатория восстановления сил гостеприимнораспахнула свои двери и предлагает нам минуту релаксации (физкультминутка)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
V. Пройдем далее и поучаствуем в работе следующей лаборатории – лаборатория доказательств.
Доказать, что при х=4 функция достигает максимума.
Решение: построим график данной функции методом «вершин». Для этого найдем нули подмодульных выражений и составим таблицу.
х | -2 |
-1 |
1 |
2 |
3 |
у |
-4 |
-4 |
0 |
4 |
4 |
Ответ: max у(4) =4
VI. И, наконец, последняя лаборатория – лаборатория самостоятельных исследований
Вам предстоит самостоятельно решить уравнение, содержащее абсолютную величину.
I вариант: II вариант:Сейчас мы проверим результаты ваших исследований и подведем итог.
Самопроверка:
Ответ: х = -3;-1;5;7 Ответ: х = -3;1
VII. Наше путешествие закончилось. Хочется поблагодарить вас за работу и пожелать: «Учите математику, любите математику, т.к. она поможет вам решить большинство жизненных задач».