Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев… Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А.Сухомлинский.
Введение
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетками играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Ведь, даже если с речью все в порядке, мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – непосильная задача, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.
Основная часть
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Работая над развитием мелкой моторики и координации движений рук, я решаю сразу две задачи:
- косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
- готовлю его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Я считаю, что особую роль в подготовке руки к письму играет ручной труд, а в частности, рукоделие: вышивка, шитье. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.
Задачи, которые я ставлю перед собой на занятиях:
- Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
- Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений.
- Воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить дело до конца.
Этим направлением лучше заниматься с детьми подготовительной группы.
На занятиях дети познакомились с разными видами ткани, научились вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы, делать аппликации из ткани.
В данной статье мне хотелось бы поподробнее остановиться на одном из направлений – изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев;
- сенсорного восприятия (цветовое восприятие, подбор цвета к фону);
- глазомера;
- логического мышления;
- математических представлений (геометрическая форма, количество и счет, ориентировка на плоскости)
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
- художественных способностей и эстетического вкуса.
К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес и девочки, и мальчики. Главное условие, обучение должно идти последовательно, систематически, но не чаще одного раза в неделю.
Методика работы с детьми:
- Познакомить с историей происхождения данной техники;
- Познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью;
- Показать, как пользоваться данными инструментами (иглой шилом)
- Начинать обучение с простейших рисунков.
Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, приучайте ребенка к терпению, усидчивости, аккуратности и старательности.
Обучение технике изонити может проходить в разных формах: на занятиях с подгруппой, индивидуально.
Заключение
Ежегодная диагностика показывает, что дети хорошо справляются с задачами, которые я перед ними ставлю, успешно овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Мои воспитанники теперь могут самостоятельно ремонтировать свою и кукольную одежду, пришить пуговицы и др.
Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.