Цели:
- Проверить знания, полученные на уроках;
- Развивать познавательный интерес к родному языку;
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
Ход урока
(По окончании звонка учащиеся заходят в класс, образуя круг).
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Наш урок я хочу начать со слов:
Язык – удивительное орудие,
По средствам которого люди,
Общаясь между собой
Передают друг другу любые мысли..
Л. Успенский
Тема нашего урока “ Радость познания – в слове”.
Чтобы продолжить наш урок, нам необходимо разделиться на две команды. Предлагаю при помощи двух слов “Русский” и “Язык”. (Учащиеся по очереди называют слова и рассаживаются по командам).
Урок мы посвящаем языку, на котором говорим мы, наши мамы и папы, дедушки и бабушки.
А сколько на нашей земле языков? (Предполагаемые ответы детей).
На нашей земле около 2000 языков! На них говорят разные народы. Я знаю, что есть русский, немецкий, английский, французский, японский, итальянский. Только в нашей стране люди говорят почти на 100 языках. Для общения друг с другом люди разных национальностей часто используют русский язык. Нельзя же одному человеку выучить все языки?! Русский язык – это родной язык русского народа. Вот о родном языке у нас и пойдёт речь. И первая часть нашего урока:
1 часть “Слово или не слово?”
Ребята, скажите, пожалуйста, из чего состоит наша речь? (Предполагаемые ответы учащихся)
Правильно! А из чего складываются слова в устной речи? (Предполагаемые ответы учащихся)
Молодцы! Наша речь состоит из слов. Слова в устной речи складываются из звуков, которые на письме передаются особыми знаками (буквами).
Сейчас нам предстоит ответить на вопрос: слово или не слово? Послушаем стихотворение.
(Заранее подготовленные ученики читают стихотворение).
1 ученик.
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.
2 ученик.
А я придумал слово
Смешное слово плим
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим
И ничего не значит
Плим, плим, плим..
(И. Токмакова)
Ребята, объясните значения слов – ложка, кошка, шапка.
А давайте повторим две последние строчки из стихотворения.
А что означает плим? (Предполагаемые ответы учащихся).
Вывод: слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает.
Проведём игру, которая покажет, умеете ли вы узнавать слова. Команда “Родной” и команда “Язык” получают задание.
На карточке записано конец и начало некоторых слов. Вместо точек нужно добавить одну букву, чтобы слово имело значение. Приступаем к заданию.
“Родной” .
….от (к, ж, р, п, ф)
….ара (г, ж, ф, п, р)
…арта (в, д, к, с, п)
“Язык ”.
со….. (б, к, м, щ, р)
сто… (л, г, ж, н, т)
поро.. (г, х, с, б, ф)
(Жюри подводит итоги).
А сейчас выполним задание “Пятый лишний”. Можем ли мы всё записанное назвать словами? Найдите “пятого лишнего” в каждой строке. Участвуют все.
Ком, кол, коф, кот, кок.
Бок, бощ, боб, бор, бот.
Рой, рог, ров, рот, рор.
Почему коф, бощ, рор оказались лишними? Что означают слова ком, бор, бот, ров?
Ребята, как вы думаете, имеют ли значения слоги? (Обращаю внимание учащихся на слоги, состоящие из нескольких звуков). Послушайте стихотворение.
3 ученик.
Что за ли?
Что за мон?
Но едва шепнут:
- Лимон… –
Сразу станет кисло.
(Г. Сапгир).
Из каких слогов состоит слово лимон? Что означает слог ли? А слог мон? Какие плоды мы называем лимон? (Предполагаемые ответы учащихся).
А теперь постарайтесь угадать, какие ягоды нравятся Цыплёнку и Лягушонку.
Цыплёнок с Лягушонком пошли в лес… Увидели там какие – то красные ягоды. (Какие это могли быть ягоды?)
Попробовали – кислые, но вкусные. Только как они называются, вспомнить не могли. (А вы вспомнили?)
- Давай их есть без названия, – сказал Лягушонок. – Поедим, а там, может быть, и вспомним.
И начали они глотать ягоды.
- Клю, – скажет Цыплёнок и склюнет красную
ягодку. (А что должен был сказать Лягушонок? Как
называется ягода?)
- Ква, – скажет Лягушонок и тоже ягоду проглотит.
Только и слышится: Клю! Ква! Клю! Ква!
- Ребята, как называется ягода, которую ели Лягушонок и Цыплёнок?
- А что означает клю? А ква?
- Итак, каждое слово имеет значение. Если вам назовут знакомое слово, вы сможете объяснить, что оно означает. Вы также угадаете слово, если вам скажут его значение. Чтобы проверить, так ли это, проведём конкурс.
Для вас написаны значения слов, а вы вставляете нужные буквы и получаете слово.
(Задание выполняется на карточках).
1 команда.
- Группа птиц.
- Большая высокая копна сена.
- Предмет для сидения.
- Команда “Остановись”.
2 команда.
- Средство переправы через реку.
- Твёрдая корка на снегу.
- Пункт, который охраняет часовой.
- Длинная палка.
(Жюри подводит итоги).
Ребята! Наша первая часть урока закончилась. Чтобы вы хорошо запомнили, прочитаем “Узелки на память”. (Слайд 7)
- Каждая буква в слове должна стоять на своём месте.
- Если буква пропущена или заменена другой, слово потеряет значение и перестанет быть словом.
- Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
- Если слово непонятно, надо попросить взрослых объяснить его значение или посмотреть в словаре.
Ребята, а почему я назвала “Узелки на память?” (Предполагаемые ответы детей).
Оказывается, в старину, когда люди не умели писать, некоторые из них отправляли сообщения- письма, состоящие из узелков на разноцветных шнурках. Они были разной длины и толщины. Всё это: цвет шнурка, его длина и толщина – что-нибудь обозначало. Например: чёрный цвет – “смерть”, красный – “война”, белый – “мир”, зелёный – “жизнь”.
Немногие знали эту узелковую азбуку, надо было запомнить много разных примет. Вы и теперь иногда видите, как некоторые люди, чтобы запомнить что – нибудь, завязывают узелки на носовых платках. Правда, это часто совсем не помогает. Придёт человек домой, вынет из кармана платок, а на нём четыре узелка. Думает, думает, так и не вспомнит. Наши “узелки” особые. Они не завязаны. Они написаны. Вот это и надо запомнить или как говорят, “зарубить на носу”.
А сейчас физкультминутка.
Дети встают и садятся по очереди, имитируя волну, произнося слова:
А, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё
Знайте место все своё?
Жэ, зэ, и, й, кА, эль, эм
Вспоминайте, кто за кем?
Эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у
Стойте дружно все в ряду!
Эф, ха, цэ, че, ша и ща
Размещайтесь не спеша
Твёрдый знак, ы, мягкий знак,
Стойте рядышком “вот так!”
Торопитесь, э, ю, я
Вот и сборе букв семья!
2 часть “Слово одно, а значений несколько”.
Многие слова русского языка могут иметь не одно, а два, три и больше значений.
Например, слово язык, имеет несколько значений:
- Орган в ротовой полости человека и животных, способствующий пережёвыванию пищи, орган вкуса (язык не лопатка: знает, что сладко).
- Этот же орган человека, при помощи которого передают мысли (языку воли не давай).
- Средство общения (говорить на разных языках, найти общий язык).
- Разновидность речи (газетный язык).
- Пленный, от которого можно получить нужные сведения (разведчики привели языка).
- Металлический стержень в колоколе (без языка и колокол нем).
Такое слово мы называем многозначное.
Ребята, а может быть, вы приведёте свои примеры? (Ответы детей).
А сейчас конкурс!
Угадайте слова, значения которых записаны на карточках.
Скажите, можем ли мы назвать эти слова многозначными?
1 команда.
- Десятый месяц в году.
- Орудие труда, которое служит обычно для забивания гвоздей.
2 команда.
- Шестой день недели.
- Лиственное дерево с белой корой.
(Жюри оценивают).
Ваше домашнее задание было: найти значение слова берёза, огурец.
Молодцы! Вы справились с заданием. У всех этих слов только одно значение. Теперь, ребята, вы знаете, что слова могут иметь одно значение и много значений. По-другому однозначные и многозначные.
А сейчас конкурс!
1 команда.
О каком гребешке пойдёт речь в стихотворении? Какое значение имеет слово гребешок?
Встав на цыпочки, лисица
За плетень во двор косится:
- Петушок, петушок,
Дай на время гребешок!
Расчешу я только хвост! –
А петух не так уж прост,
Знает: что возьмёт лисица,
То назад не воротится!
2 команда.
Какие значения есть у слова баранка?
Вот шофёр, какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – баранку?
Лучше взял бы, да и съел!
(Жюри оценивают).
Все те предметы, о которых мы говорили, похожи по внешнему виду. Но сходство может быть и в другом. Общим может быть не внешний вид, а какой-то признак.
Ученик читает стихотворение:
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт боржом,
Очень любит эскимо
Вместе ходим мы в кино.
Я к моржу домой хожу
С ним за партою сижу.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин
Не видал он даже моря
Этот морж – Морковкин Боря
Он спортсмен, приятель мой
Он купается зимой.
Про кого это стихотворение? Что общего у моржа – северного животного – моржа человека?
Значит не всегда важно, чтобы предметы были похожи по внешнему виду, важно другое – какой-то признак.
Ребята, оказывается, держать, можно не только книгу, портфель, но и речь. Держать речь – значит произносить речь перед кем – нибудь. Когда мы догоняем кого – нибудь, то кричим: “Держи его!” Если хотят сказать человеку, чтобы он хорошо учился, трудился, как теперь говорят?! “Так держать!”. Вот сколько значений имеет слово держать. А таких слов, которые имеют несколько значений в русском языке - очень много.
Узелки на память.
- У слова может быть не одно, а несколько значений: рукав пальто – рукав речки; ножка ребёнка – ножка стула – ножка гриба.
- Новое значение слова может появиться, если один предмет чем – то похож на другой.
- Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
Ученик читает стихотворение:
Сколько правил! Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимателен и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Ученик читает стихотворение:
Мы все правила заучим,
Чтобы грамотно писать.
Нам учитель будет ставить
Только лишь оценку “пять”.
Наш классный час, дорогие ребята, подошёл к концу.
Ребята, скажите, что интересного вы узнали? (Ответы детей).
Спасибо за внимание!