О системе компетентностного подхода в рамках образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы


Современное отечественное образование все более целенаправленно использует компетентностный подход. С точки зрения этого подхода одной из основных задач образования является формирование ключевых компетенций, то есть готовности обучаемых использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в реальной жизни для решения практических и теоретических задач.

Необходимость компетентностного подхода, внедряемого в российское образование, обусловлена общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики. По словам аналитика А.Н. Афанасьева, начавшийся с Лиссабонской конвенции 1997 года «… Болонский процесс является сегодня точкой отсчета интеграции России в Европу». Необходимость вхождения в него России отмечается в целом ряде документов Минобразования и науки РФ.

Во-вторых, необходимость включения компетентностного подхода в систему образования, определяется происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы, как совокупности убеждений, ценностей, технических средств. В условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений. Изменение принципа означает и изменение подхода. Подход в словарном толковании В.И. Даля, обозначает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Подход, определяется некоей идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях. Так, например, для системного подхода такой смыслоопределяющей его категорией является «система»; для проблемного подхода — «проблема». Соответственно для рассматриваемого нами компетентностного подхода в качестве таких категорий выступают — «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом.

Компетентностный подход, по определению, является системным, междисциплинарным. Он характеризуется и личностным и деятельностным аспектами, т.е. он имеет и практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Другими словами, компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект.

Компетентность- это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека. Она интегрирует знания, умения и усвоенные способы деятельности применительно к конкретным условиям, в конкретной ситуации.

Для реализации компетентностного подхода в системе общего образования необходима подготовки и переподготовка учителей, способных в реальной жизненной и профессиональной деятельности применять усвоенные знания и умения. Это требует изменения традиционного учебного процесса, так как для формирования компетентностей необходимо создание особых учебных ситуаций, играющих роль моделей реальных жизненных ситуаций, а также осуществление эффективного контроля за деятельностью обучаемого при работе с этими моделями.

В течение 19 лет МОУ «Средняя школа № 42» г. Петропавловска-Камчатского функционирует в инновационном режиме и является Федеральной экспериментальной площадкой с 1999 года, реализуя экспериментальный проект: «Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности». Многолетняя деятельность педагогического коллектива была направлена на создание условий, способствующих гармонизации личности учащихся, за счёт решения триединой задачи: удовлетворение потребностей детей, развитие их способностей, формирование ценностных ориентаций.

Результатами экспериментальной деятельности явилось повышение индикативных показателей гармонизации личности школьников: снижение уровня тревожности учащихся, положительная динамика развития ценностей знаний, здоровья и здорового образа жизни, межличностных отношений, самоценности личности, повышение степени удовлетворённости образовательным процессом. Гармонизировались отношения: родитель – ученик, ученик – учитель, что позволило сформировать опыт позитивного разрешения противоречий школы, семьи и социума.

Однако диагностические исследования выявили ряд проблем, связанных с новыми требованиями образовательной политики.

С одной стороны, наблюдается успешное решение задач проекта «Развитие ребёнка в условиях педагогического процесса школы-центра гармонизации личности», подтвержденное стабильными результатами многолетней практической деятельности коллектива. С другой – неудовлетворённость большей части коллектива уровнем профессионально-личностных ключевых компетенций учителей и учащихся.

С одной стороны, педагогическому коллективу удалось создать такую образовательную среду, в которой в основном удовлетворяются потребности ребёнка, развиваются его способности, формируются ценностные ориентации, а с другой – диагностические исследования выявили проблемы формирования коммуникативных, информационных, психологических компетенций учителя, что является отрицательным фактором в динамичном развитии ключевых компетенций учащихся.

Для решения этих задач нами был разработан проект общешкольного значения: «Педагогические условия формирования ключевых компетентностей учащихся».

При этом мы исходим из того, что обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых проектно-ориентированных проблем. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний, готовность к их применению; на формирование ключевых компетентностей.

В нашем проекте на первый план выдвигается компетентностный подход, основанный на понятии «компетентность». «Понятие компетентности», - согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», - «…включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.».

Исходя из этого, в нашем проекте не дифференцируются понятия «компетентность»/ «компетенция». Отождествляют эти понятия такие российские исследователи, как И.А. Зимняя, Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров и М.В. Рыжаков, в то же время ими отмечается, что основанный на компетентности подход в образовании, характеризуется практической и гуманистической направленностью.

Мы полагаем, что формирование ключевых компетентностей учащихся невозможно без создания педагогических условий для их развития. Только система способов деятельности, полученных в разных предметных областях, на разных возрастных этапах должна привести к формированию у ребёнка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области. Кроме того, мы считаем, что для успешной реализации компетентностного подхода необходимо оптимизировать управленческую деятельность, усиливая значение в жизни ОУ органов государственно-общественного управления, модернизировать методическую службу на основе формирования профессиональных компетентностей учителя. Все участники образовательного процесса нуждаются в психологическом сопровождении, всем должны быть созданы условия для развития и саморазвития. Информатизации учебного процесса, развитие информационных компетентностей учащихся и педагогов – важнейший компонент в системе компетентностного подхода.

Формирование ключевых компетентностей учащихся является очередным этапом экспериментальной программы развития школы. Согласно концепции экспериментальной работы школы, гармоническая личность – это личность социально адаптированная, характеризующаяся сбалансированным соотношением между базовыми потребностями человека и требованиями социальной среды, отличающаяся стремлением к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований.

Следовательно, необходимым условием формирования гармонической личности учащихся является комплексное решение следующих задач: удовлетворение потребностей детей, развитие их способностей, формирование ценностных ориентаций, формирование ключевых компетентностей.

При этом формирование ключевых компетентностей можно одновременно рассматривать как этап и как результат предшествующей работы, т.к. понятие компетентности включает в себя сферу отношений между знаниями и действиями в человеческой практике, находящими конкретное применение, а следовательно, выступает неким индикатором успешного решения задач по гармонизации личности учащихся.

Таким образом, формирование ключевых компетентностей, является необходимым условием успешной интеграции выпускника в окружающий социум, обеспечивает его конкурентоспособность как условие психосоциальной стабильности и гарантии дальнейшего процесса гармонизации личности.

Система компетентностного подхода в рамках экспериментального проекта ОУ включает:

  1. оптимизацию управленческой деятельности;
  2. модернизацию методической службы;
  3. психологическое сопровождение участников образовательного процесса;
  4. информатизацию учебного процесса;
  5. организацию исследовательской и проектной деятельности школьников на всех ступенях обучения.

    1. Оптимизация управленческой деятельности.

С целью оптимизации управленческой деятельности нами была разработана программа «Демократизация управления в МОУ «Средняя школа № 42».
Цель программы: создание индивидуального стиля управления школой, сочетающего демократичность и рефлективность в педагогической деятельности.

Демократический стиль характеризуется тем, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников; выполнение принятых решений контролируется и руководителем и самим сотрудником; руководитель проявляет внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. развивать структуру управления школы с учётом введения органов государственно-общественного управления: Совета школы, Временного Совета родителей меценатов, Ассоциации ветеранов педагогического труда, Ассоциации выпускников школы, Классных родительских комитетов, Совета старшеклассников.
  2. Создавать условия для появления потребности в управлении и самоуправлении через делегирование полномочий всем участникам образовательного процесса;

Организационно – структурная модель управления и самоуправления ОУвключает четыре уровня управления, где взаимосвязаны все участники педагогического процесса: члены Совета школы, директор, учителя, учащиеся и органы ученического самоуправления.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали. В предложенной структуре управления выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций и их одновременная интеграция.

Такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между органами управления, она способствует благоприятному психологическому климату, творческой атмосфере, поддержке новых идей и инновационных проектов, целесообразному подбору и расстановке кадров.

2. Модернизация методической службы.

Целью модернизации методической службы является повышение профессионального уровня учителя, направленного на развитие его компетентностей.

Задачи:

    1. Разработка и реализация программы повышения квалификации педагогических кадров, направленной на развитие компетентностей учителя.
    2. Реализация требований-рекомендаций к компетентностному уроку и внеклассному мероприятию.
    3. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
    4. Проведение семинаров, мастер-классов, практикумов для педагогов школы по проблеме эксперимента.
    5. Разработка и реализация акмеограмм как программ развития личности педагога.

Нами предполагается развивать следующие компетентности учителя:

  1. Профессиональная (компетентность в области преподаваемой дисциплины).
  2. Методическая (умение учителя формировать ЗУНы учащихся).
  3. Социально-психологическая (компетентность в области общения).
  4. Дифференциально-психологическая (компетентность в области определения мотивов, способностей, направленность личности учащихся).
  5. Аутопсихологическая (способность учителя к самоанализу, самооценке собственной деятельности и личности).

На наш взгляд, оптимальное конструктивное решение компетентностного подхода в условиях школы-центра гармонизации личности будет обеспечено за счет реализации основных требований к компетентностному уроку и внеурочной деятельности.

Требования
К компетентностному уроку К внеурочной деятельности
1. Самостоятельная, творческая деятельность учащихся на уроке (при приоритете проектной деятельности). 1. Обсуждение всех важных событий школы, независимо от т ого, где они произошли (через систему стендов, общешкольную газету, школьный сайт.)
2. Работа с различными источниками информации: учебниками, книгами, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет. 2. Участие учащихся в разрешении возникающих конфликтов через поиск компромисса, привлечения «третейского» судьи, обсуждение различных точек зрения.
3. Межпредметная интеграция в целях формирования у детей целостной картины мира. 3. Совместные детско-взрослые виды деятельности.
4. Побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции, поощрение выражения их собственной точки зрения. 4. Ориентация внеклассных мероприятий на познание окружающей действительности с целью максимальной адаптации в ней ребенка.
5. Связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста. 5. Возможность выбора учащимися педагога, курса, видов деятельности в системе дополнительного образования.
6. Оценивание достижений учащихся не только отметкой-баллом, но и характеристикой результата.  
7. Создание ситуации успеха на уроке, поддержание школьников, столкнувшихся с учебными проблемами.  
8. Использование на уроке интерактивных методов обучения.  

3. Информатизация учебного процесса.

С целью создание единой образовательной информационной среды, позволяющей повысить качество и доступность образовательного процесса, развитие информационной компетентности учащихся и учителей, ценностей творчества нами разработана «Программа информатизации школы-центра».

Программа предполагает реализацию пяти общешкольных проектов.

Проект №1 «Учитель школы»

Цель проекта: повышение ИКТ - компетентности учителей школы

Проект№2 «Сайт школы»

Цель проекта: Расширение возможностей сайта школы.

Проект№3 «Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса »
Цель проекта: создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение школы в глобальное информационное пространство.

Проект№4«Управление школой»

Цель проекта: повышение оперативности и качества управления школой на основе ИКТ

Проект№5 «Информационная культура выпускников»

Цель проекта: повышение качество обучения школьников за счет освоения информационных технологий, обеспечивающих самостоятельность работы каждого ученика.

В результате комплексных усилий по выполнению данной программы школа реализует свою мобильность на информационный «вызов» общества: формирование информационно-коммуникативных компетенций учеников определяет готовность выпускника школы использовать средства ИКТ для решения жизненных и образовательных задач. Для педагогов данная программа даст возможность повысить уровень информационной культуры, администрации школы - автоматизировать организационно-распорядительную деятельности и мониторинг качества обучения.

4. Психологическое сопровождение участников образования при реализации эксперимента.

Психологическое сопровождение является необходимым условием для эффективного саморазвития, самосовершенствования педагогов и учащихся при формировании их ключевых компетентностей. В школе была создана службы «СПРОС» по социально-психологическому сопровождению всех участников образовательного процесса.

Расшифровка аббревиатуры «СПРОС»: Специалисты Помогут Раскрыть Основы Самоценности.

Задачи службы:

  1. анализ процесса формирования профессиональных компетентностей учителя;
  2. организация психологического сопровождения всех участников образовательного процесса в ходе реализации экспериментального проекта;
  3. развитие профессионально важных качеств педагогов, самораскрытие их творческого потенциала, повышение социально-психологической и психолого-педагогической культуры.

Основные принципы деятельности «СПРОС»:

  1. интеграция социально-психологических, логопедических, медицинских, психолого-педагогических усилий;
  2. строгое соблюдение этических принципов;
  3. отношения партнёрства специалистов службы и участников образовательного процесса.

5. Организация исследовательской и проектной деятельности на всех ступенях образования.

Базовой образовательной технологией компетентностного подхода является метод проектов.

Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. В настоящее время проектная деятельность в школе может рассматриваться как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.

Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения.

Хочется привести примеры школьных проектов, на наш взгляд, наиболее результативных. Это проект «В поисках дома» (Россия – Япония – США), посвященный сохранению лосося, «Гимн, герб, флаг РФ», результатом которого явилось успешное участие в разработке герба Камчатского края и создании его гимна, «Работа над ошибками» (о совершенствовании языкового облик Петропавловска-Камчатского), «Экология Авачинской бухты» и другие. В ходе совместной взросло-детской деятельности развиваются творческий опыт и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Можно ли научить компетентности? Череда реформ в российском образовании вызвала разочарование в инновациях, а компетентностный подход вполне может разделить незавидную судьбу других начинаний. Компетентностный подход как практика реализуется в других странах, а мы знакомимся с его теоретическими аспектами. Для нас ясно одно: говорить о том, что в школах РФ имеется система компетентностного подхода – это значит выдавать желаемое за действительное. Длительная и наукоёмкая деятельность по методологическому, дидактическому, методическому и управленческому осмыслению компетентностного подхода, как это часто бывало в истории нашего образования, может выродиться в «косметический дизайн поверхностей», в скоротечную кампанию с обязательным проведением эффектных научно-практических конференций и «круглых столов».

На наш взгляд, в ситуации, сложившейся в российском образовании, большую роль в реализации компетентностного подхода может сыграть инициатива инновационных образовательных учреждений, которыми будет разработаны механизмы его практического применения. В данной статье нами изложен опыт нашего образовательного учреждения по созданию системы компетентностного подхода.