В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами... Ребенок все больше времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы [2, с.29].
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности [3, с.66].
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в работе с детьми по экологическому воспитанию применяет проект, разработанный Н.А. Рыжовой «Здравствуй, дерево!». На основе проекта, мы разрабатываем перспективные планы и практические занятия с детьми. В каждой возрастной группе срок реализации проекта составляет один год. С сентября месяца, дети вместе с воспитателем выбирают, понравившееся им дерево и в течение года ведется работа по реализации проекта, который предполагает, прежде всего, решение в процессе исследования тех или иных задач и выстроен с учетом интегрированного подхода. Так, выполняя задания, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы. Тема «Наше дерево» связана с другими темами занятий по экологическому воспитанию: «Грибы», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые» и т.д. Необходимо это, для того, чтобы показать на примере конкретного дерева тесную взаимосвязь всех объектов природы, в том числе взаимосвязь человека и природы. Важным условием в реализации проекта является принцип регионализма, который проявляется в изучении объектов живой и неживой природы Красноярского края. Для того чтобы развить познавательный интерес к миру природы у детей и сформировать у них систему элементарных экологический знаний, во время прогулок, экскурсий и занятий, мы включаем игры с элементами ТРИЗ. Также одной из первостепенных задач по реализации проекта, является привлечение родителей к совместной работе, так как именно семья как среда развития личности оказывает большое влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Для реализации проекта решаем ряд задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка:
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы;
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы);
- формировать элементарные нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
- формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
В работе с детьми руководствуемся принципами экологического образования дошкольников:
Принцип научности. Применение только научно обоснованных форм и методов работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности.
Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с дошкольниками трех подходов: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.).
Принцип проблемности. Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций является элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение, игры на основе методов ТРИЗ и РТВ.
Принцип системности. Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие. Системность проявляется и в организации работы с родителями.
Принцип наглядности. Позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п.
Принцип гуманности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Организация занятий направлена на то, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать.
Принцип последовательности. Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному.
Принцип безопасности. Используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Принцип безопасности подразумевает также, что педагог не забывает о призыве «Не навреди природе!».
Принцип интеграции. Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения и экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Принцип деятельности. Деятельность – это основа экологического образования дошкольника. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными уголка природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно с взрослыми (особенно родителями).
Принцип регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей.
Экскурсия в Красноярский дендрарий «В гости к деревьям»
Экологическая акция «Кормушки для зимующих птиц»
Наше дерево – столовая для зимующих птиц
Литература:
- Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов под редакцией Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998.
- Н.А.Рыжова «Экологическое образование в детском саду», М: Издательский дом «Карапуз», 2001г.
- Н.А.Рыжова «Экологическое образование в детском саду», М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2006г.
- Наталья Рыжова «Экологические игры Натальи Рыжовой», Газета «Дошкольное образование» № 9, 2008г.
- Наталья Рыжова «Путешествие в мир природы», Газета «Дошкольное образование» № 6, 2008г.
- Н.Рыжова «Экологический проект «Здравствуй, дерево!», Дошкольное воспитание №3, 7, 10 - 2002г.