Цель: проверить знания и умения учащихся по теме «Внутренние воды России»:
- номенклатуру, правильность её написания,
- основные понятия темы;
- установление причинно-следственных связей между компонентами природы;
- умение применять знания в новой ситуации.
Оборудование: настенная контурная карта России.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка номенклатуры (учитель показывает на контурной карте объекты).
I вариант | II вариант |
1. Волга | 1. Печора |
2. Обь | 2. Иртыш |
3. Енисей | 3. Лена |
4. Яна | 4. Индигирка |
5. Онежское озеро | 5. Ладожское озеро |
6. озеро Байкал | 6. Каспийское море-озеро |
7. Амур | 7. Дон |
8. Западная Двина | 8. Северная Двина |
9. Кубань | 9. озеро Таймыр |
10. Колыма | 10. Терек |
3. Проверка усвоения основных понятий темы (цифровой диктант). На доске написаны понятия. Учитель напоминает, как правильно писать ответы.
I вариант | II вариант | |
1 - | исток | - 10 |
2 - | эстуарий | - 9 |
3 - | падение реки | - 8 |
4 - | режим реки | - 7 |
5 - | уклон реки | - 6 |
6 - | дельта | - 5 |
7 - | река | - 4 |
8 - | межень | - 3 |
9 - | паводок | - 2 |
10 - | базис эрозии | - 1 |
- Постоянный поток воды, текущий в углублении, называемым руслом.
- Расширенное устье реки.
- Низкий уровень воды в реке.
- Место, где река берет свое начало.
- Устье реки в форме воронки.
- Кратковременный подъем уровня воды в реке.
- Превышение истока реки над устьем.
- Жизнь реки в течение года.
- Определенный уровень, до которого река стремится углубить свое русло.
- Отношение падения реки к её длине.
Ответы:
I вариант | II вариант |
7, 6, 8, 1, 2, 9, 3, 4, 10, 5 | 4, 5, 3, 10, 9, 2, 8, 7, 1, 6 |
4. Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи и применять знания в новой ситуации.
I вариант
- Приведите примеры пресных озёр и объясните, почему в них пресная вода.
- Какую подземную воду вы будете использовать для поливки огорода и почему?
- Почему у рек Восточно-Европейской равнины весеннее половодье?
- Что такое многолетняя мерзлота и каковы причины её образования?
- Каковы последствия разрушения плотины ГЭС на равнинных и горных реках?
II вариант
- Приведите примеры солёных озер и объясните, почему в них солёная вода.
- Какую подземную воду вы будете использовать для приготовления пищи и почему?
- Почему у рек Дальнего Востока летнее половодье?
- Что такое ледники и как они образуются?
- Докажите, что реки – продукт рельефа и климата.
В результате выполнения всех заданий учащиеся получают три оценки по теме «Внутренние воды России».