Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Измерение информации»;
- проверить уровень усвоения этого материала учащимися.
Задачи:
- разобрать совместно с учащимися нулевой вариант самостоятельной работы;
- познакомить с интерфейсом тестовой оболочки;
- провести самостоятельную работу и произвести вместе с учащимися анализ результатов.
Оборудование:
- для первой части урока – компьютер с проектором;
- для второй части урока – компьютеры для выполнения тестов учениками.
Программное обеспечение: тестовая оболочка тестовая тестовая оболочка MiniTestSl.
Ход урока
1. Объявление целей и задач урока.
2. Повторение, обобщение и систематизация изученного
осуществляется в ходе разбора нулевого варианта самостоятельной работы. Учащимся раздаются листочки с таблицей (Приложение 1). В первом столбце таблицы приведены задания нулевого варианта. Второй столбец предназначен для записи учениками решений.
С целью ознакомления учеников с тестовой оболочкой, на экран (доску) проецируется тестовая оболочка с загруженным в ней нулевым вариантом. По ходу совместного выполнения заданий нулевого варианта учитель указывает ответы в тестовой оболочке.
Используется свободно распространяемая тестовая оболочка MiniTestSl [4] (приведена в списке бесплатного программного обеспечения для операционной системы Windows на сайте дистанционной поддержки программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» [5])
Работа с нулевым вариантом
Задание | Решение |
1. Сколько существует различных четырехмерных векторов, первая компонента которых может быть выбрана двумя способами, вторая – пятью, третья – четырьмя, четвертая – тремя? | Вспоминаем: n-мерных векторов, первая компонента которых может быть выбрана k1 способами, вторая – k2 способами, …, n-я – kn способами, существует k1∙k2∙…∙kn штук Выполняем задание: всего существует 2∙5∙4∙3 = 120 таких векторов |
2. Выберите из приведенных ниже последовательностей двоичные слова длины 10 А. abcbbcсaaa Б. 01011 В. 0100111 Г. 0001101001 Д. abaacbac Е. 1110000 |
Вспоминаем: двоичные слова – слова, составленные из двух символов (0 и 1); длина слова – количество символов, из которых оно состоит Выполняем: Из двух символов составлены слова под номерами 2, 3, 4 и 6. Из них только слово под номером 4 состоит из 10 символов. Ответ: двоичное слово №4 |
3. Сколько существует различных двоичных слов длины 3? | Вспоминаем: каждый символ двоичного слова может быть выбран двумя способами, поэтому двоичных слов длины n существует 2n штук Выполняем: различных двоичных слов длины 3 существует 23 = 8 штук |
4. Какое максимальное число символов можно закодировать двоичными словами длины 9? | Вспоминаем: двоичными словами длины n можно закодировать столько различных символов, сколько существует различных двоичных слов длины n, т.е. 2n символовВыполняем: максимальное количество символов, которое можно закодировать двоичными словами длины 9 равно 29 = 512. |
5. Какова минимальная длина двоичных слов, с помощью которых можно закодировать алфавит, состоящий из 100 символов? | Вспоминаем: минимальная длина двоичных слов, с помощью которых можно закодировать алфавит, состоящий из K символов, равна наименьшему натуральному числу n, такому, что K ≤ 2n Выполняем: Наименьшее натуральное число n, такое, что 100 ≤ 2n, равно 7 (64 = 26 < 100 ≤ 27 = = 128). Ответ: 7. |
6. Некоторый алфавит состоит из 21 символа. Все сообщения записываются только символами этого алфавита. Чему равен объем информации (без учета смысловой нагрузки, в байтах) в сообщении, состоящем из 36 символов? | Учащимся предлагается рассмотреть задачу в общем виде: алфавит состоит из K символов, сообщение состоит из L символов; необходимо сформулировать алгоритм определения объема информации в сообщении (без учета смысловой нагрузки). Алгоритм. 1) Находим минимальную длину n двоичных слов, с помощью которых можно закодировать алфавит, состоящий из K символовЭто наименьшее натуральное число n, такое, что K ≤ 2n. Найденное число n – количество информации (в битах), которое несет один символ алфавита. 2) Чтобы узнать, сколько бит несет сообщение, состоящее из L символов, умножаем L на n. Выполняем: Наименьшее натуральное число n, такое, что 21 ≤ 2n, равно 5 (8 = 24 < 21 ≤ 25 = 32). Значит каждый символ сообщения несет 5 бит информации и объем информации в сообщении равен 36∙5 бит = 180 бит = 22.5 байт |
7. В детской магнитной азбуке 32 буквы. Какое количество информации (в битах) содержит сообщение о том, что из них было собрано слово «гиппопотам»? | Вопрос ученикам: Чем отличается это задание от предыдущего? (только формулировкой) Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем один из учеников зачитывает решение, остальные сверяют. Решение. Наименьшее натуральное число n, такое, что 32 ≤ 2n, равно 5. Значит каждый символ сообщения несет 5 бит информации. В слове «гиппопотам» 10 букв, поэтому сообщение содержит 10∙5 бит = 50 бит информации. |
8 [1]. Имеется файл с текстом из 20000 символов. При наборе текста использовался компьютерный алфавит. Текст необходимо скопировать на дискету, на которой имеется свободная область памяти 20 Кбайт. Поместится ли текст на дискету? | Ученики выполняют задание самостоятельно. Затем один из учеников зачитывает решение, остальные сверяют. Решение. Каждый символ компьютерного алфавита занимает 1 байт; 20000 символов займут 20000 байт это меньше, чем 20 Кбайт = 20∙1024 байт; поэтому текст на дискету поместится. |
9. Сколько информации (в битах) содержит сообщение о том, что произошел один из 512 возможных равновероятных исходов некоторого события? | Вспоминаем: сообщение о том, что произошел один из 2n возможных равновероятных исходов некоторого события несет n бит информации. Выполняем: 512 = 29. Ответ: 9. |
10. Сколько информации (в битах) содержит сообщение о том, что Вася из 1024 одинаковых с виду вареников съест вареник с сюрпризом? (такой вареник только один) | Рассуждаем: так как вареники одинаковы с виду, то каждый из них с одинаковой вероятностью может оказаться вареником с сюрпризом. Таким образом, предлагаемая задача аналогична предыдущей. Выполняем: 1024 = 210. Ответ: 10. |
3. Самостоятельная работа
Проводится в форме компьютерного теста. Варианты заданий и ответы приведены в документе Приложение 2.
Договоренность с учениками: на «3» можно выполнять работу, пользуясь листочком.
4. Анализ результатов
Совместно с учениками анализируются результаты самостоятельной работы (оценка каждого ученика заносится в заранее заготовленную форму (Приложение 3); в форме автоматически высчитывается количество различных оценок; в форме круговой диаграммы отображается их соотношение; высчитывается средняя оценка по классу).
5. Если остается время, производится совместный разбор задания по теме «Измерение информации» из демонстрационного варианта ЕГЭ.
Задание А2 [2, 3]. В некоторой стране автомобильный номер состоит из 7 символов. В качестве символов используют 18 различных букв и десятичные цифры в любом порядке. Каждый такой номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов, при этом используют посимвольное кодирование и все символы кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов. Определите объем памяти, отводимый этой программой для записи 60 номеров.
- 240 байт;
- 300 байт;
- 360 байт;
- 420 байт.
Решение. Времени на разбор данной задачи, обычно, остается мало. Поэтому предлагается вариант разбора задачи с наводящими вопросами учителя. Учитель делает также запись решения задачи на доске.
Вопрос | Ответ | Запись в тетради |
Сколькими способами может быть выбран каждый символ автомобильного номера? | Каждый символ в номере может быть выбран 18 + 10 (число различных цифр) = 28 способами. | 1) всего 18 + 10 = 28 различных символов |
По условию, эти 28 символов кодируются одинаковым и минимально возможным количеством битов. Как определить это число? На какое задание нулевого варианта похожа данная подзадача? | Данная подзадача похожа на задание №5 нулевого варианта.Минимальная длина двоичных слов, которыми можно закодировать 28 символов равно наименьшему натуральному числу n, такому, что 28 ≤ 2n, т.е. 5. Таким образом, каждый из 28 символов несет 5 бит информации. | 2) 28 ≤ 2n, n – наименьшее натуральное => n = 5 – минимальное количество бит на 1 символ |
По условию, номер состоит из 7 символов. Мы выяснили, что один символ будет нести 5 бит информации. Как узнать, сколько бит будет тогда приходится на один номер? | Умножить 7 на 5. Получим 35 битов. | 3) 5∙7 = 35 – минимальное число бит на номер |
По условию, номер в компьютерной программе записывается минимально возможным и одинаковым целым количеством байтов. Что нужно сделать для начала? | Перевести результат в байты. | 4) 35 бит = 4 3/8 байт |
Ну и каково наименьшее целое число бит, которое можно отвести под один номер? | Это наименьшее натуральное число n больше или равное 4 3/8, т.е. 5. | => на один номер отводится 5 байт |
Что будем делать, чтобы определить объем памяти, отводимый программой для записи 60 номеров. | Умножим 60 на 5. | 5) 60∙5 = 300 байт – ответ |
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание обычно не задается.
Литература:
- Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по информатике и ИКТ. – М.: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ», 2009.
Интернет-ресурсы
- www.fipi.ru/view/sections/211/docs/449.html
- www.slmini.narod.ru/
- edu.of.ru/profil/