Цель проведения мастер-класса – познакомить педагогов с основными приемами работы в тестирующих средах.
Задачи мастер-класса:
– обобщение опыта работы по данной теме;
– передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
– создать условия для полноценного проявления и развития информационных компетентностей педагогов;
– рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса;
– оказание помощи, консультации участникам мастер – класса, обзор справочной литературы и сайтов сети Internet;
– популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Функции мастер-класса:
– обучение всех участников конкретным навыкам работы в конструкторе тестов;
– активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса;
– повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей в области информационных технологий.
Ожидаемые результаты:
Каждый участник мастер-класса должен достичь качественно нового результата – умения создавать и использовать электронные формы тестирования в своей педагогической деятельности.
Методы работы:
– самостоятельная разработка участниками собственного варианта электронного тестирования тестирования;
– совместное моделирование тестов;
– дискуссия– рефлексия по результатам проведенного занятия.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены недостатков. При проведении устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок, при проведении письменных работ количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие, как раздача учителем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Следует отметить, что именно
тестирование постепенно становится и основной
формой сдачи экзаменов. С 2009 года для всех
выпускников школ основной формой итоговой
государственной аттестации в школе Российской
Федерации является Единый Государственный
Экзамен. И реалии таковы, что требуется
обязательно вводить тестовые технологии в
систему обучения. С их помощью в течение года
следует оценить уровень усвоения материала
учениками и формировать у них навык работы с
тестовыми заданиями. Такие тренировки позволят
учащимся при сдаче ЕГЭ реально повысить балл.
Также во время таких тренировок развиваются
соответствующие психотехнические навыки
саморегулирования и самоконтроля. В связи с этим
тестирование, как средство измерения и контроля
знаний учеников, становится основой обучающего
процесса в российской школе.
Тестовые задания могут составляться с
использованием разнообразных компьютерных
инструментов, начиная от различных редакторов и
программ для разработки презентаций и до
использования языков программирования и
возможностей сети Интернет. И, наверное, любой
учитель информатики и ИКТ создавал для своей
работы свою тестовую среду. Но разработка
качественного тестового инструментария —
длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
Практическая часть мастер-класса
Общие сведения о ADSoft Tester
Данная программа предложена в Internet для скачивания бесплатно, позволяет проводить тестирование и анализировать результаты.
Комплекс тестирования состоит из трех условно независимых частей: программы тестирования знаний, программы создания тестов и программы администрирования.
Программа тестирования позволяет определить уровень знаний ученика в той или иной области. После прохождения теста ученику выставляется оценка, вся информация о прохождении теста записывается в журнал.
Программа администрирования позволяет учителю создавать, изменять или удалять группы пользователей (аналог классов), редактировать карточки пользователей, просматривать результаты тестирования и проводить анализ ответов учащихся (Слайд 1).
Программа создания тестов служит для подготовки новых тестов. С ее помощью можно создать тест, включить в него критерии оценки, установить временные рамки, – установить все параметры тестирования.
Программа тестирования
Программа имеет два режима тестирования: контроль и обучение (Слайд 2). В режиме обучения тестирование проходит анонимно, результаты тестирования не записываются в журнал. В случае неверного ответа на вопрос пользователю выдается комментарий с краткими пояснениями допущенных им ошибок.
В режиме контроля перед тестированием пользователю предлагается идентифицировать себя (открыть уже существующую карточку пользователя, либо создать новую), все пользователи распределены по группам, что облегчает поиск. Далее пользователь проходит тест (при неверном ответе на вопрос, в отличие от режима обучения, разъяснений не следует). Выставленная оценка и вся информация по прохождению теста записывается в журнал.
В тесте могут встречаться вопросы следующих четырех типов:
1) одиночный выбор – пользователь может выбрать только один вариант ответа.
2) множественный выбор – пользователь выбирает один или несколько вариантов ответа.
3) ввод ответа с клавиатуры – тестируемый вводит ответ с клавиатуры.
4) соответствие – тестируемому необходимо сопоставить элементы 2х списков.
Администратор может установить параметры показа той или иной информации тестируемому (оставшееся время, кличество вопросов, результаты тестирования) в программе администрирования.
Программа администрирования
В программе администрирования можно выделить две части: часть управления пользователями и часть просмотра результатов тестирования.
Программа создания тестов
Программа позволяет создавать тесты. При создании нового теста желательно сначала установить его свойства: пароль, название, параметры показа, критерии оценки.
Пароль устанавливается, чтобы любой пользователь не смог изменить тест или просмотреть ответы через редактор тестов (Слайд 3).
Параметры показа включают в себя количество показываемых при тестировании вопросов, установку перемешивания вопросов и доступность режима обучения для данного теста.
Создание теста сводится к последовательному добавлению новых вопросов. В формулировку вопроса можно включать форматированный текст, графику, таблицы. Можно переносить данные из текстовых редакторов (к примеру из Microsoft Word). В варианты ответов можно включать только текст. Вопросы могут быть нескольких типов: одиночный выбор, множественный выбор, сопоставление, самостоятельный ответ (Слайд 4).
Одиночный выбор подразумевает один верный ответ из предложенного списка(Слайд 5). Множественный выбор предполагает несколько верных ответов, причем баллы ученику засчитаются лишь в том случае, если он отметит все верные варианты. Вопрос на сопоставление включает две половины, элементы в первой половине должны соответствовать элементам во второй половине. Вопрос с самостоятельным ответом предполагает, что ученик сам должен ввести ответ с клавиатуры. В список ответов составитель должен включить все возможные верные варианты.
Для каждого вопроса можно установить свои параметры:
Комментарий – любая текстовая информация. Она никак не учитывается в процессе тестирования и служит местом для создания различных пометок для самого составителя тестов
Подсказка – выводится тестируемому в режиме обучения в случае неверного ответа на вопрос.
Вес вопроса – указывает сколько баллов нужно начислить пользователю за верный ответ (большим “весом” можно отметить вопросы повышенной сложности).
После формирования базы вопросов не забудьте указать параметры оценки знаний (Слайд 6). Шкала оценки может содержать от 2 до 100 пунктов. Каждый пункт характеризуется оценкой, верхней и нижней границей правильности всего теста (в процентах). Оценка – произвольный текст, выводимый пользователю по окончании тестирования и сохраняемый в качестве результата тестирования в базу данных (если задействован режим контроля).
Приложение 1. Работа в ADSoft Tester 2.pptx