Внеклассное мероприятие "Худо жить без ласкового слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • раскрыть понятие “добро” и обсудить поступки, соответствующие этому понятию.

Задачи:

  • раскрывать творческие способности учащихся;

  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать.

Оборудование:

пословицы, поговорки…, словарь Ожегова, записи песен: песня. К. Костин. Звонкие голоса, “ Если добрый ты”, запись музыки к кукольному спектаклю, сказочные герои (куклы), оформленная ширма, стихотворение “Добрым будьте детишки” Дж. Силберг (перевод Т.И. Поповой)

Ход занятия

Организационный момент.

Сегодня ма побываем на сказочном уроке, в который Вас приглашают герои сказки.

Беседа.

Учитель.

– Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и справедливость.

– Доброта…? Как вы думаете, что означит это слово?

(Ребята объясняют, как они понимают это слово. Учитель делает вывод)

– По определению Сергея Ожегова, составителя словаря русского языка, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Он отметил качества, определяющие доброту: добродушный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный.

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами

– В вашей жизни были случаи, когда вас обижали?

(Дети соглашаются, кто-то молчит.)

– Как вы себя чувствовали в это время?

(Было грустно, плохо, печаль, досаду, обиду)

– В вашей жизни были ситуации, когда вы сами обидели кого-нибудь?

(Ответы детей.)

– Поставьте себя на место обиженного вами и подумайте: хотелось ли , чтобы вас обижали?

(Дети, скорее всего, ответят отрицательно.)

– Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Есть хорошая русская пословица: Как аукнется, так и откликнется.

Учитель.

– Как Вы думаете, что в общении друг с другом помогает делать отношения добрее и искреннее?

(Дети дают версии.)

Конечно же, это добрые, теплые слова.

– Какие?

(Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”,“будьте добры”)

Игра “Доскажи словечко”

– Давайте мы немного поиграем.

– Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: ... (“Спасибо!”)

– Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.

– Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

– Какие Вы знаете пословицы о доброте? Назовите.

Работа с пословицами.

1.Худо жить без ласкового слова

2.За добро добром платят

3.Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло.

– И добрая улыбка, добрый взгляд и добрый поступок помогают подружиться.

Кукольный спектакль по мотивам сказки “ Волк и козлята”.

(Участвуют: ведущая, кукловоды (ученики) – исполнители инсценировки сказки. Сюжет сказки переделан учениками и учителем)

Вед.

Ребята, сейчас мы вам покажем сказку.

Вы готовы быть внимательными зрителями?

Запоминайте.

О чём сказка? Кто её герои? Какие они?

Музыка №2 (Поют ученики)

Песня. К. Костин. Звонкие голоса.

(Открывается занавес)

Коза нянчит самого младшего козленка, остальные играют возле неё на лужайке – бегают, бодаются, кувыркаются и т.д.

Музыка №3

Вед. Жила – была в домике на опушке леса коза с козлятами.

Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную.

Коза. К вечеру вернусь – принесу вам питательного свежего молока. Вы же из дома никуда не выходите и дверь никому не отворяйте. А то неподалеку живёт серый волк, зубами острыми щёлк, он вас съест!

Козлята. А как мы тебя узнаем?

Коза. А я постучу в окно и песню запою:

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка во сыру землю! (Уходит)

Козлята. Ох, долго же нам маму ждать... Ничего, мы пока поиграем!

Музыка.№4

(Домик поворачивается. Кувыркаются, бодаются, скачут.)

Волк. Подбегает к избушке и кричит толстым голосом:

Вы, детишки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла –
Молока принесла.
Полны лапы водицы!
Не буду долго я с вами водится
И вы скоро отбросите копытцы!

Козлята. Слышим, слышим – то не матушкин голосок. Наша матушка поёт тоненьким, нежным голоском!

Хором. Уходи, злой Волчище, мы тебя узнали!

Волк. Злобно рычит, чешет в раздумье голову, потом кричит: “Ну, погодите! Я все равно вас перехитрю”.

Вед. Волку делать нечего. Пошёл он к кузнецу, чтоб он перековал ему горло.

Волк. Эй, ты, кузнец! Скорей перековывай мне горло, чтобы я пел тонким голосом, совсем как Коза, что живет у опушки леса. Не то тебя съем!

Вед. Кузнец молотком постучал.

Волк. Пробует голос – 1, 2, 3. Годится!

Вед. В это время приходит домой Коза.

Коза. Приходит и стучится:

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка во сыру землю!

Козлята. Ура! Мама пришла!

Козлёнок. Мама, без тебя приходил к нам серый страшный волк, зубами щелк, хотел нас съесть, но мы его узнали и в дом не впустили.

Коза. Молодцы, ребятушки, послушные мои козлятушки!

Вед. Все поели и устроились спать.

Музыка.№6

Вед. А на утро Коза опять засобиралась в лес есть траву шёлковую, пить воду студёную.

Коза. Запритесь и никому без меня не отпирайте! Про песенку мою не забывайте! И уходит.

Вед. Коза уходит. Козлята начинают шалить.

Волк опять прибежал к избушке. Постучал и запел тонюсеньким голосом.

Музыка.

Волк.

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка во сыру землю!

Вед. Козлята дверь отворили, волка злого в избу впустили.

Музыка.

Волк. Рычит. Вот я Вас всех съем! Будет у меня хороший ужин.

Вед. Волк схватил всех козлят и в мешок сложил, только самого маленького поймать не смог. Наступил вечер. Коза домой воротилась. Видит, что-то дверь настежь отворена! В доме все перевернуто. И козлятушек не видать!

Коза.

Козлятушки, ребятушки!
Отзовитеся! Где же вы, мои ребятушки!
Ах, зачем же вы отпиралися, злому Волку в зубы доставалися!
Появляется младший козлёнок.

Козленок.

Мама! Хитрый Волк нас обманул – он пел тоненьким голоском, совсем как у тебя! Мы ему дверь и открыли. Он ворвался и стал всех хватать и в мешок совать. Только я в печке спрятался, вот он меня и не нашел.

Коза. Все ясно. Надо старших из беды вызволять!

Вед. Решила Коза с козлёночком в лес, к Волку, идти за своими детьми.

Волк под деревом лежит, зевает.

Коза. Вот ты где, подлый, хитрый обманщик! А ну, отдавай моих козлят! Не то худо тебе будет!

Волк. Ты что, Кума, белены объелась?! Не брал я твоих козлят.  Небось, они из дому сбежали и бегают себе где-нибудь!..

Коза. Ты не обманываешь ли? Опять хитростью и обманом провести всех хочешь? Не выйдет. Давай так: пойдем к оврагу и будем прыгать. Кто перепрыгнет – тот и прав.

Волк. Согласен!

Вед. Коза перепрыгнула. Волк упал и Коза освободила своих деток.

Козлята. Ура! Наша мама пришла!

Волк. Вытащите меня из ямы. Обещаю исправиться и быть добрым и внимательным.

Коза. Если отгадаешь загадку, то помогу.

(Загадывает загадку про школу)

Вед. Волк не мог ответить, а младшему козлёночку стало волка жалко. Он подсказал ответ.

Козлёночек. Это школа.

Волк. А что такое школа?

Коза. Школа – это место, где учат добру и справедливости.

Волк. Простите меня. Я больше так не буду! Я пойду в школу учиться.

Вед. И жила Коза со своими Козлятами долго и счастливо. А волк пошёл учиться в школу и больше никого не обижал.

(Занавес закрывается.)

Учитель. Вам понравилась сказка?

Дети. Да!

Учитель. Почему волк просит прощение?

Дети. Ему стало стыдно за свои поступки.

Учитель. Какие герои Вам понравились?

Дети. Козлёночек и мама.

Учитель. Почему?

Дети. Козлёночек добрый, а мама заботливая.

Учитель. Чему учит сказка?

Дети. Надо слушаться старших.

Надо уметь прощать и забывать про зло. Как это сделали герои сказки.

Учитель. Чем заканчивается сказка?

Дети. Добро побеждает зло.

Учитель. А значит проявить своё доброе отношение, расположение друг к другу. А от этого и настроение становится лучше, верно?

Стихотворение “Добрым будьте детишки”

Чтец

Добрыми будьте, детишки,
К рыбам, птицам, зверям
Есть у них всех – ребятишки,
Любят они своих мам.

– Поделимся с гостями хорошим настроением и подарим добрые улыбки.

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

(Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согрешившее душу настроение.

Подведение итогов.

Учитель.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Поделимся с гостями хорошим настроением и подарим добрые улыбки.

Музыка.

(Дети поют песню “ Если добрый ты…”)

Всего вам доброго!