Термин Социализация (от лат. socialis – общественный) означает развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Сегодня проблема социализации очень актуальна, потому, что стране нужны специалисты, обладающие высокой квалификацией, нужны люди, легко адаптирующиеся к быстро изменяющимся условиям, способные к творчеству.
Как известно ребенок проводит в школе больше половины своего времени, поэтому образовательное учреждение является важнейшим институтом социального воспитания и оказывает реальную помощь молодому человеку в процессах социализации. Задача образовательного учреждения заключается в том, чтобы каждый ученик получил запас интеллектуальных и нравственных сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться, “вписаться” в сегодняшние рыночные отношения, и достаточных для того, чтобы активно действовать, проявляя заботу об общем благе.
Для решения данной проблемы педагогическим коллективом нашей школы активно используются разнообразные методы и средства. Перечислю некоторые из них:
- Организация социального опыта воспитуемых успешно решается благодаря хорошо организованной системе воспитательной работы, позволяющей учащимся отрабатывать в каждом периоде своего возрастного развития ряд важных социокультурных ролей;
- Осуществляется дифференцированный подход к организации обучения детей. С 2006 года на базе нашей школы был открыт профильный физико-математический класс, а в 2008 году был сделан первый выпуск.
По нашим наблюдениям, учеба в физико-математическом классе, где учиться традиционно тяжело, благотворно влияет на волевые качества и на поведенческую сторону личности учащегося, способствуя выработке дисциплинированности и упорства. Успешность социализации подтверждается статистикой поступления в ВУЗы.
Как пример, возьмем поступление выпускников профильного класса: из 21 человека 20 поступили в Вузы, что составило 95,2%, причем большая половина поступила на бюджетную основу. По данным опроса 100% учащихся поступили в те ВУЗы, в которые планировали.
В школе учителями-предметниками удачно организуется внеклассная работа по предмету. Участие детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах – все это положительный опыт, который поможет ребенку, определится в дальнейшем с выбором сферы деятельности.
- Важную роль в социальном воспитании играют разнообразные учреждения дополнительного образования детей. 83,2% учащихся школы посещают кружки и спортивные секции различных направлений, деятельность которых направлена на развитие общих способностей детей, а также решать задачи допрофессиональной подготовки к определенному виду деятельности.
- Несколько лет в школе функционирует комитет ученического самоуправления. Его содержательная основа – развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию различных видов досуговой деятельности (отдых, праздник, творческие дела).
- Немаловажную роль играют в социализации и летние оздоровительные лагеря, где дети и подростки приобретают иной, чем в школе, опыт социального взаимодействия, получают возможность развить лидерские качества, освоить новые виды деятельности.
- Учителями-предметниками организуется проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Навыки подобной деятельности формируют на своих уроках как преподаватели гуманитарных, так и естественнонаучных и математических дисциплин. Важным обобщением такой деятельности становятся проектные и исследовательские работы.
Особенно успешно используют в своей деятельности проектную технологию учителя технологии, биологии, начальных классов.
- В школе несколько лет работает научное общество учащихся (НОУ), содержательная основа которого – развитие познавательной деятельности учеников через проведение предметных олимпиад, научно-практических, читательских конференций.
- Реализуясь в школьном пространстве, ребенок нуждается в поддержке, с помощью которой сможет выйти к цели оптимальным способом, через различные виды связей, построенные по принципу культуросообразности, что способствует его эффективной социализации.
Оказание индивидуальной помощи педагогический коллектив осуществляет через:
- социально психологическую службу школы, в которую входит психолог школы и социальный педагог. Данной службой осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех ступенях обучения;
- учителями-предметниками осуществляется индивидуальный подход к учащимся, требующим особого внимания;
- используются технологии личностно-ориентированного обучения;
- ведется работа с одаренными детьми;
- осуществляется профориентационная работа;
- реальную помощь оказывает ребенку созданный в школе психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК);
- классными руководителями, учителями-предметниками осуществляется тесная связь с семьей.
Как видим, педагогическим коллективом активно используются разнообразные методы и средства для успешной социализации. В тоже время ведется поиск оптимальных путей решения данной проблемы для получения учениками практико-ориентированных знаний, которые позволили бы ему использовать свои потенциальные возможности.
Школа будет и в дальнейшем работать над решением данной проблемы.