Образовательное учреждение как институт социализации личности

Разделы: Администрирование школы


Термин Социализация (от лат. socialis – общественный) означает развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Сегодня проблема социализации очень актуальна, потому, что стране нужны специалисты, обладающие высокой квалификацией, нужны люди, легко адаптирующиеся к быстро изменяющимся условиям, способные к творчеству.

Как известно ребенок проводит в школе больше половины своего времени, поэтому образовательное учреждение является важнейшим институтом социального воспитания и оказывает реальную помощь молодому человеку в процессах социализации. Задача образовательного учреждения заключается в том, чтобы каждый ученик получил запас интеллектуальных и нравственных сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться, “вписаться” в сегодняшние рыночные отношения, и достаточных для того, чтобы активно действовать, проявляя заботу об общем благе.

Для решения данной проблемы педагогическим коллективом нашей школы активно используются разнообразные методы и средства. Перечислю некоторые из них:

  1. Организация социального опыта воспитуемых успешно решается благодаря хорошо организованной системе воспитательной работы, позволяющей учащимся отрабатывать в каждом периоде своего возрастного развития ряд важных социокультурных ролей;
  2. Осуществляется дифференцированный подход к организации обучения детей. С 2006 года на базе нашей школы был открыт профильный физико-математический класс, а в 2008 году был сделан первый выпуск.

По нашим наблюдениям, учеба в физико-математическом классе, где учиться традиционно тяжело, благотворно влияет на волевые качества и на поведенческую сторону личности учащегося, способствуя выработке дисциплинированности и упорства. Успешность социализации подтверждается статистикой поступления в ВУЗы.

Как пример, возьмем поступление выпускников профильного класса: из 21 человека 20 поступили в Вузы, что составило 95,2%, причем большая половина поступила на бюджетную основу. По данным опроса 100% учащихся поступили в те ВУЗы, в которые планировали.

  1. В школе учителями-предметниками удачно организуется внеклассная работа по предмету. Участие детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах – все это положительный опыт, который поможет ребенку, определится в дальнейшем с выбором сферы деятельности.

  2. Важную роль в социальном воспитании играют разнообразные учреждения дополнительного образования детей. 83,2% учащихся школы посещают кружки и спортивные секции различных направлений, деятельность которых направлена на развитие общих способностей детей, а также решать задачи допрофессиональной подготовки к определенному виду деятельности.
  3. Несколько лет в школе функционирует комитет ученического самоуправления. Его содержательная основа – развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию различных видов досуговой деятельности (отдых, праздник, творческие дела).
  4. Немаловажную роль играют в социализации и летние оздоровительные лагеря, где дети и подростки приобретают иной, чем в школе, опыт социального взаимодействия, получают возможность развить лидерские качества, освоить новые виды деятельности.
  5. Учителями-предметниками организуется проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Навыки подобной деятельности формируют на своих уроках как преподаватели гуманитарных, так и естественнонаучных и математических дисциплин. Важным обобщением такой деятельности становятся проектные и исследовательские работы.

Особенно успешно используют в своей деятельности проектную технологию учителя технологии, биологии, начальных классов.

  1. В школе несколько лет работает научное общество учащихся (НОУ), содержательная основа которого – развитие познавательной деятельности учеников через проведение предметных олимпиад, научно-практических, читательских конференций.
  2. Реализуясь в школьном пространстве, ребенок нуждается в поддержке, с помощью которой сможет выйти к цели оптимальным способом, через различные виды связей, построенные по принципу культуросообразности, что способствует его эффективной социализации.

Оказание индивидуальной помощи педагогический коллектив осуществляет через:

  • социально психологическую службу школы, в которую входит психолог школы и социальный педагог. Данной службой осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся на всех ступенях обучения;
  • учителями-предметниками осуществляется индивидуальный подход к учащимся, требующим особого внимания;
  • используются технологии личностно-ориентированного обучения;
  • ведется работа с одаренными детьми;
  • осуществляется профориентационная работа;
  • реальную помощь оказывает ребенку созданный в школе психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК);
  • классными руководителями, учителями-предметниками осуществляется тесная связь с семьей.

Как видим, педагогическим коллективом активно используются разнообразные методы и средства для успешной социализации. В тоже время ведется поиск оптимальных путей решения данной проблемы для получения учениками практико-ориентированных знаний, которые позволили бы ему использовать свои потенциальные возможности.

Школа будет и в дальнейшем работать над решением данной проблемы.