Анализ опытно-экспериментальной работы МБОУ "Центр образования № 2"

Разделы: Администрирование школы


Описание ОЭД

Предпрофильная подготовка и профильное обучение являются важными условиями социализации выпускников образовательных учреждений. Поэтому необходимо использовать уже имеющийся опыт в учебных заведениях, стратегической целью которых и является социализация выпускников.

Вводимое профильное обучение старшеклассников рассматривается как основной способ реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на старшей ступени общего образования. При этом выдвигается требование гибкости программ и их адаптации к склонностям и способностям учащихся. Современная школа не располагает сегодня должным материальным и кадровым обеспечением для удовлетворения возрастающих потребностей старшеклассника. Это определяет востребованность различных форм сетевой организации образовательного процесса, как новых, так и прежних, обновленных в условиях модернизации отечественного образования.

Педагогический коллектив Центра образования №2, в силу своей специфики накопил определенный опыт и может:

1) обеспечить информационную, психологическую и педагогическую поддержку выбора направления образования и профиля обучения учащимся основной школы (оснащенный кабинет профориентации, методические наработки преподавателей, методиста по профориентации и психолога);
2) предоставить новые возможности для реализации элективных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения (разработаны и апробированы программы по 15 направлениям);
3) организовывать на своей базе рабочие места для старшеклассников и поле социальной практики на предприятиях и в учреждениях города (наличие договоров с предприятиями и учреждениями Талнаха);
4) осуществить профильное обучение 10-11 классов на направлениям: экономическому, социальному, технико-технологическому, информационному (имеется материально-технический, кадровый потенциал).

Объект исследования: переход на предпрофильную подготовку и профильное обучение в НПР.

Предмет исследования: формы и содержание взаимодействия в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном пространстве р-на Талнах

Научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы осуществляет НМИПК и ПП.

Цель исследования: Спроектировать жизнеспособную и эффективную модель предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном пространстве района Талнах

Задачи исследования:

  1. Разработка алгоритма работы по организации взаимодействия субъектов образовательного пространства р-на Талнаха в условиях введения предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  2. Определение своего места и имиджа каждым образовательным учреждением в сетевой организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.
  3. Создание образовательной карты р-на Талнах.

Гипотеза исследования: проектирование жизнеспособной и эффективной модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном пространстве р-на Талнах будет успешным, если оно будет осуществляться на основе:

  • комплексного подхода к проблеме всеми субъектами образовательного пространства, социально-педагогического партнёрства с учебными заведениями всех уровней (вузами, ссузами и др.), а также предприятиями и учреждениями для прохождения социальных практик учащимися;
  • личностно-ориентированного подхода в деле профессионального самоопределения учащихся (создание индивидуальных учебных планов; широкого спектра предоставляемых образовательных услуг – элективных курсов, профилей);
  • субъект-субъектных отношений между учителем и учащимся (педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся осуществляет учитель-тьютор и фасилитатор, а не ментор);
  • применения новых педагогических технологий, в основном активизирующих педагогические средства: научно– исследовательской, проектной деятельности учащихся, профессиональных проб, продуктивного обучения (обучения на практике) и др.

Ресурсное обеспечение:

  1. Существующее взаимодействие школ р-на Талнах с Центром образования, ВУЗами и другими учебными заведениями на договорной основе.
  2. Наличие договоров Центра образования с учреждениями и организациями р-на Талнах, дающие возможность организации социальных практик для учащихся.
  3. Наличие опыта организации и проведения элективных курсов для учащихся 9-х классов на территории р-на Талнах в ЦО №2.
  4. Возможность использования материально-технической, кадровой базы, методической ЦО №2 в качестве ресурсного центра в предпрофильной подготовке 9 классов и профильном обучении учащихся 10-11 классов.
  5. Повышение квалификации по проблеме предпрофильной подготовки и профильного обучения педагогами Центра.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.”, где ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

В ходе эксперимента апробируются различные модели предпрофильной подготовки и профильного обучения, новый вариант базисного учебного плана и образовательные программы для среднего (полного) общего образования, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса.

В этой ситуации каждому региону необходимо создание своей модели организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, исходя из геополитических и климатических условий, материального, кадрового, методического потенциала.

При оценке результатов экспериментальной деятельности использовались следующие критерии:

– поступление выпускников в высшие учебные заведения по профилю и трудоустройство

– победы учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках и НПК

– социальная зрелость учащихся, активность прогнозирования своего жизненного пути.

– психологическая поддержка образовательного процесса в Центре

Авторские разработки:

  • методическое пособие “Элективные курсы в предпрофильной подготовке учащихся”, выпущенное в 2006г. Норильским межотраслевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки
  • методическое пособие “Организация пропедевтики предпрофильной подготовки учащихся (2008г.) НМИПК и ПП

Механизмы реализации проекта

  • создана образовательная карта г. Талнаха в электронном виде, в которой отражены профили, вводимые школами, элективные курсы, связи школ с учебными заведениями, предприятиями (карта отправлена во все ОУ р-он Талнах, где доведена до сведения родителей, размещена в локальной сети http://10.11.0.1/ds/cader/index.php на сайте и в Интернете www.2center-norilsk.edusite.ru)
  • заключены договоры о совместной образовательной деятельности с МБОУ “СОШ № 20, 27, 30, 33, 36, 38, 39, 42, 43”, МОУ “Гимназия № 48”;
  • разработаны профессиональные образовательные программы по 9 профессиям для учащихся 10-11 классов, получено экспертное заключение комиссией по контролю в области образования администрации Красноярского края от 15.06.07г. №1072-п
  • разработаны 11 программ элективных курсов, для учащихся 10-11 классов, утверждённые экспертным советом КГОУ ДПО “НИПК” в 2007-2008 учебных годах.
  • разработаны и апробированы программы 10 элективных курсов, для учащихся 8-9 классов, продолжительностью 16 часов, утверждённые экспертным советом КГОУ ДПО “НИПК” в 2007-2009 учебных годах.
  • разработаны и апробированы программы элективного курса “Твоя профессиональная карьера”, для учащихся 10 классов, продолжительностью 34 часа, утверждена экспертным советом КГОУ ДПО “НИПК” в 2007 уч. г.
  • разработаны и апробированы программы профессиональных проб по 7 направлениям (секретарь-референт, кулинар, электрослесарь, стилист-визажист, продавец, оператор ЭВМ, маникюр и дизайн ногтей), для учащихся 5-7 классов, продолжительностью 10 часов, утверждённые экспертным советом КГОУ ДПО “НИПК” в 2007-2009 учебных годах.

Для реализации различных направлений деятельности образовательным учреждением использовались следующие методы и методические приемы:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний о мире профессий: (уроки — деловые игры, уроки-конференции, беседы, доклады, рефераты учащихся, викторины, праздники);
  • приобретение практических навыков в профессиональной деятельности при выполнении различных заданий (лабораторно-практические занятия, социально-ориентированная практика и др.);
  • развитие исследовательских навыков, умений, принятие самостоятельных решений (проблемный подход в процессе обучения — воспитания);
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем профессионального самоопределения (организация исследовательской деятельности, экскурсий, социальных практик, профориентационная деятельность – лекции, беседы, праздники, конференции).

Описание полученных результатов. (Презентация (из опыта работы))

В процессе реализации эксперимента и апробации его механизмов получены следующие результаты:

  1. Организована команда учителей единомышленников, для реализации проекта
  2. Организация образовательного пространства. Заключены договора:
  • о совместной образовательной деятельности с МБОУ
  • о прохождении практики:
  • о производственном обучении учащихся
  1. Профессиональная ориентация в Центре проводится в несколько этапов:
  • знакомство с Центром, экскурсии по кабинетам профессий, показ презентаций и видеофильмов о профессиях центра, проведение профессиональных проб для 5-7 классов (в рамках сетевого взаимодействия со школами в рамках договора).
  • проведение элективных курсов для учащихся 8 – 9 классов, экскурсии на предприятия
  • учащиеся 10 классов проходят профессиональную ориентацию и выбирают профессию, по которой хотели бы учиться в Центре, В кабинете профориентации методистом совместно с педагогом-психологом проводятся беседы, анкетирования, тестирования учащихся, индивидуальные и групповые беседы, встречи с интересными людьми (работниками компании NN, с шефами рудника “Заполярный”), с представителями ЦЗН
  • важным этапом в профессиональной ориентации учащихся является прохождение практики на предприятиях и в учебных мастерских. Развитию интереса к определенным профессиям способствует проведение конкурса “Лучший по профессии” он проводится в 11 классах. Ежегодно проводятся дни открытых дверей, позволяющие родителям ознакомиться с организацией учебно-профессиональной подготовки в Центре, совместные праздники в рамках месячников по профориентации.
  • Является традицией проведение семинаров для профориентаторов и педагогов-психологов на базе Центра образования, ежегодно проводятся открытые уроки, элективные занятия в рамках городских недель по технологии для педагогов школ преподавателями профессионального цикла
  1. Основными направлениями деятельности по профориентации являются:
  • координация функционирования всех звеньев системы профориентации Центра;
  • ознакомление учащихся с отраслями промышленности и с основными массовыми профессиями региона;
  • организация целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к сознательному выбору профессии;
  • консультирование учащихся, направленное на самостоятельный сознательный выбор профессии с учётом планов трудоустройства молодёжи;
  • установление сотрудничества с социальными институтами, занимающихся профориентацией и профессиональным самоопределением подростков.
  1. Профильное обучение учащихся 10-11 классов школ Талнаха ведется по 9 направлениям (секретарь-машинистка, повар, электрослесарь, швея, социальный педагог, оператор ЭВМ, агент рекламный, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь механосборочных работ)
  2. Предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов школ р-на Талнах организована по 10 направлениям.
  3. Проведен мониторинг уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся, с целью выявления их удовлетворенности состоянием и результатами профессионального самоопределения.
  4. В течении 3 лет (2006-2009 г) для учителей школ р-на Талнах на базе Центра образования №2 проводились курсы повышения квалификации по ПП и ПО:
  • “Продуктивное обучение в условиях профилизации школы”
  • “Новые подходы в педагогическом сопровождении профильного обучения учащихся”
  • “Профильное обучение учащихся в условиях модернизации образования”
  • “Теория и практика управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением учащихся образовательных учреждений” 100% педагогов МБОУ “ЦО №2”прошли обучение на курсах повышения квалификации.
  1. Педагогическая активность учителей (Приложение 1)
  2. Подготовка и принятие участия в НТОУ и ГНПК (Приложение 2)
  3. Динамика достижений учащихся (Приложение 3)
  4. В ходе реализации эксперимента творческая группа учителей представила педагогический опыт педагогическому сообществу на конференциях и совещаниях различного уровня:
  5. Анализ качества результатов образования с учетом новизны эксперимента
  6. Выбор профессии – это сложный ответственный шаг в жизни каждого человека. Наступает момент, когда надо задуматься о своем будущем, о том, что делать после окончания школы. Вопрос о поиске будущей профессии является одним из главных, судьбоносным, потому что задает направленность всего дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Социальная зрелость учащихся, активность прогнозирования своего жизненного пути.

Под зрелостью понимается такой выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки учащихся. Важно добиться того, чтобы уже в школе они могли сделать правильный выбор своего будущего направления в жизни.

Очень важно для каждого человека суметь обнаружить в себе творческие способности, развить и реализовать их: устроиться на работу, развивать профессионализм в процессе труда, одновременно повышая свою квалификацию, расширяя сферу трудовой деятельности.

Центр образования оказывает учащимся действенную помощь в адаптации к новым социально-экономическим ситуациям, обеспечивая необходимой информацией о различных аспектах рынка труда и профессий, формируя готовность к самореализации, способность к принятию самостоятельных решений.

  1. Эффективность профориентации.
  2. Правильный выбор профессии положительно влияет как на производительность, так и на качество труда. Следовательно, трудовые достижения выпускников Центра, связанных с профориентацией, служат важным критерием успешности выбора профессии.

Таким образом, главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учёбу в техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

Считаем, что степень устойчивости результатов эксперимента может зависеть от ряда причин, таких как:

  • рост творческого потенциала группы учителей-экспериментаторов;
  • усиление практической направленности содержания образования;
  • усиление учебно-методической поддержки и материально-технической базы;
  • внедрение предпрофильной подготовки на средней ступени и профильного обучения на старшей ступени.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся”. Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено, как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Поиск новых решений в области самоопределения молодежи также обусловлен модернизацией образования, в целях расширения его доступности, повышения качества и эффективности, его адаптации к новым социально-экономическим реалиям и потребностям личности и общества.

Полагаем, что распространение собственного педагогического опыта возможно посредством таких форм как: семинары, диспуты, конференции, форумы и издания методических рекомендаций.

Презентация