Тип урока
: изучение нового материала.Цель урока –
познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснить их с точки зрения молекулярного строения вещества.Задачи
урока:Приборы и материалы:
набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.), сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, шприц медицинский, воздушный шарик.Раздаточный материал:
карточки с заданием для исследовательской работы, жетоны разного цвета.Информационно-техническое сопровождение урока:
компьютерная презентация “Три состояния вещества” (программа MS Power Point), компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.Ход урока
Учитель. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, спирт – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте попробуем разобраться почему!
1. Организационный момент
(1мин)Тема нашего урока “Три состояния вещества”.
2. Актуализация знаний (блиц-опрос) (
2 мин)- Из чего состоят все тела?
- Что называют молекулами?
- Из чего состоят молекулы?
- Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
- Почему при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются?
- Что вы можете сказать о величине промежутков между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?
- Какое явление называют диффузией?
- Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью?
- Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
- Что вы можете сказать о силах взаимодействия между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?
3. Изучение нового материала
(34мин)Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твердых тел, жидкостей и газов.
1) Исследовательская работа учащихся в группах (12 мин)
Карточки с заданиями раздаются учащимся заранее (Приложение 1)
(Учащиеся в группах по 2-3 человека экспериментально исследуют основные свойства твердых тел, жидкостей и газов: сохранение формы, объема, сопротивление сжатию.)
Подведем итоги исследования и попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и сопротивление сжатию. Сведения занесем в таблицу (Приложение 2, приложение 4, слайд 2).
(Учащиеся строят таблицу в тетради и вместе с учителем заполняют графу “Основные свойства”)
Нам известно, что молекулы одного и того же вещества (например, воды) не отличаются друг от друга, но в чем же причина столь разных свойств вещества в различных агрегатных состояниях? (Причина в расположении молекул в теле, характере их движения и взаимодействия.)
2) Самостоятельная работа по учебнику (14 мин)
Представьте себе, что вы – молекулы и образуете газ (первый ряд), жидкость (второй ряд), твердое тело (третий ряд). Используя материал §11 “Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов” (Перышкин А.В. , “Физика.7 класс”) через 4-5 минут попробуйте описать расположение, движение и взаимодействие молекул в своем веществе
Подведение итогов самостоятельной работы.
(Учащиеся на основе изученного материала описывают молекулярное строение вещества в разных агрегатных состояниях. Учитель, иллюстрируя сообщения учащихся, демонстрирует компьютерные модели строения вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях, характер движения и взаимодействия молекул (Приложение 4, слайды 3-17). Одновременно учащиеся в таблице заполняют графы “Расположение молекул”, “Характер движения молекул”, “Взаимодействие молекул”.)
3) “Физминутка” (2 мин)
Давайте разомнемся и попробуем смоделировать движение молекул в твердом теле и жидкости.
Упражнение 1. “Прыжки на месте” – модель твердого тела.
Представьте, что вы молекулы твердого тела (учащиеся прыгают на месте). Тело нагревается (прыжки в быстром темпе), тело охлаждается (прыжки в медленном темпе).
Упражнение 2. “Прыжки на месте с перескоками” – модель жидкости.
Представьте, что вы молекулы жидкости (учащиеся прыгают, перескакивая с места на место). Тело нагревается (быстрый темп), тело охлаждается (медленный темп).
4) Фронтальная беседа (6мин)
На основе знаний о молекулярном строении попробуем объяснить основные свойства вещества в разных агрегатных состояниях?
- Почему газы не сохраняют объем и легко сжимаются? ( Расстояние между молекулами велико, силы притяжения слабые, поэтому молекулы легко удаляются друг от друга и так же легко сближаются. Когда расстояние между молекулами газа уменьшится на столько, что начинают резко возрастать силы отталкивания – сжатие прекращается)
- Почему газы не имеют формы и заполняют весь предоставленный объем? (Причина в свободном движении молекул и слабо их притяжении) – (Приложение 4, слайд 18)
- Почему жидкости сохраняют объем? (Взаимодействие между молекулами велико, следовательно они не способны “отрываться” друг от друга)
- Почему жидкости не имеют своей формы и текучи? ( Молекулы жидкости подвижны, они способны перескакивать с места на место несколько миллиардов раз в секунду. В случае, если на жидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, например, притяжение к Земле, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно, текучесть и отсутствие собственной формы жидкостей объясняется частыми перескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое) – (Приложение 4, слайд 19)
- Чем объясняется не сжимаемость жидкостей? (Расстояние между молекулами достаточно мало. При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)
- Почему твердые тела сохраняют свою форму? (Причина кроется в характере движения молекул. Они ведут “оседлый образ жизни”, совершая колебательные движения около положения равновесия и свободно перемещаться не могут)
- Почему твердые тела сохраняют свой объём? ( Взаимодействие между молекулами твердого тела огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга) – (Приложение 4, слайд 20)
- Чем объясняется не сжимаемость твердых тел? ( Расстояние между молекулами мало (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)
4. Проверка и закрепление изученного материала.
Работа с мультимедийным тестом. Подведение итогов, выставление оценок (5мин)
5. Рефлексия.
(Перед началом урока каждый учащийся получает три жетона разного цвета) Учащимся предлагается оценить свои знания с помощью жетонов разного цвета (красного, желтого, зеленого), которые они прикрепляют на плакат “Заполни сосуды!” (2мин) (Приложение 3).