Урок физики в 7-м классе по теме "Три состояния вещества"

Разделы: Физика


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока – познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснить их с точки зрения молекулярного строения вещества.

Задачи урока:

  1. Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету, коммуникабельность, умение излагать свою точку зрения.
  2. Образовательная: формировать умения применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения свойств твердых тел, жидкостей и газов.
  3. Развивающая: формировать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности и работы с учебником, развивать умения выделять главное, сравнивать и анализировать.

Приборы и материалы: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.), сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, шприц медицинский, воздушный шарик.

Раздаточный материал: карточки с заданием для исследовательской работы, жетоны разного цвета.

Информационно-техническое сопровождение урока: компьютерная презентация “Три состояния вещества” (программа MS Power Point), компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Ход урока

Учитель. В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, спирт – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте попробуем разобраться почему!

1. Организационный момент (1мин)

Тема нашего урока “Три состояния вещества”.

2. Актуализация знаний (блиц-опрос) (2 мин)

  1. Из чего состоят все тела?
  2. Что называют молекулами?
  3. Из чего состоят молекулы?
  4. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
  5. Почему при нагревании все тела расширяются, а при охлаждении сжимаются?
  6. Что вы можете сказать о величине промежутков между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?
  7. Какое явление называют диффузией?
  8. Почему диффузия в разных телах происходит с разной скоростью?
  9. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
  10. Что вы можете сказать о силах взаимодействия между молекулами твердых тел, жидкостей и газов?

3. Изучение нового материала (34мин)

Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твердых тел, жидкостей и газов.

1) Исследовательская работа учащихся в группах (12 мин)

Карточки с заданиями раздаются учащимся заранее (Приложение 1)

(Учащиеся в группах по 2-3 человека экспериментально исследуют основные свойства твердых тел, жидкостей и газов: сохранение формы, объема, сопротивление сжатию.)

Подведем итоги исследования и попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и сопротивление сжатию. Сведения занесем в таблицу (Приложение 2, приложение 4, слайд 2).

(Учащиеся строят таблицу в тетради и вместе с учителем заполняют графу “Основные свойства”)

Нам известно, что молекулы одного и того же вещества (например, воды) не отличаются друг от друга, но в чем же причина столь разных свойств вещества в различных агрегатных состояниях? (Причина в расположении молекул в теле, характере их движения и взаимодействия.)

2) Самостоятельная работа по учебнику (14 мин)

Представьте себе, что вы – молекулы и образуете газ (первый ряд), жидкость (второй ряд), твердое тело (третий ряд). Используя материал §11 “Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов” (Перышкин А.В. , “Физика.7 класс”) через 4-5 минут попробуйте описать расположение, движение и взаимодействие молекул в своем веществе

Подведение итогов самостоятельной работы.

(Учащиеся на основе изученного материала описывают молекулярное строение вещества в разных агрегатных состояниях. Учитель, иллюстрируя сообщения учащихся, демонстрирует компьютерные модели строения вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях, характер движения и взаимодействия молекул (Приложение 4, слайды 3-17). Одновременно учащиеся в таблице заполняют графы “Расположение молекул”, “Характер движения молекул”, “Взаимодействие молекул”.)

3) “Физминутка” (2 мин)

Давайте разомнемся и попробуем смоделировать движение молекул в твердом теле и жидкости.

Упражнение 1. “Прыжки на месте” – модель твердого тела.

Представьте, что вы молекулы твердого тела (учащиеся прыгают на месте). Тело нагревается (прыжки в быстром темпе), тело охлаждается (прыжки в медленном темпе).

Упражнение 2. “Прыжки на месте с перескоками” – модель жидкости.

Представьте, что вы молекулы жидкости (учащиеся прыгают, перескакивая с места на место). Тело нагревается (быстрый темп), тело охлаждается (медленный темп).

4) Фронтальная беседа (6мин)

На основе знаний о молекулярном строении попробуем объяснить основные свойства вещества в разных агрегатных состояниях?

  • Почему газы не сохраняют объем и легко сжимаются? ( Расстояние между молекулами велико, силы притяжения слабые, поэтому молекулы легко удаляются друг от друга и так же легко сближаются. Когда расстояние между молекулами газа уменьшится на столько, что начинают резко возрастать силы отталкивания – сжатие прекращается)
  • Почему газы не имеют формы и заполняют весь предоставленный объем? (Причина в свободном движении молекул и слабо их притяжении) – (Приложение 4, слайд 18)
  • Почему жидкости сохраняют объем? (Взаимодействие между молекулами велико, следовательно они не способны “отрываться” друг от друга)
  • Почему жидкости не имеют своей формы и текучи? ( Молекулы жидкости подвижны, они способны перескакивать с места на место несколько миллиардов раз в секунду. В случае, если на жидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, например, притяжение к Земле, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно, текучесть и отсутствие собственной формы жидкостей объясняется частыми перескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое) – (Приложение 4, слайд 19)
  • Чем объясняется не сжимаемость жидкостей? (Расстояние между молекулами достаточно мало. При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)
  • Почему твердые тела сохраняют свою форму? (Причина кроется в характере движения молекул. Они ведут “оседлый образ жизни”, совершая колебательные движения около положения равновесия и свободно перемещаться не могут)
  • Почему твердые тела сохраняют свой объём? ( Взаимодействие между молекулами твердого тела огромное, поэтому они не могут отрываться друг от друга) – (Приложение 4, слайд 20)
  • Чем объясняется не сжимаемость твердых тел? ( Расстояние между молекулами мало (соизмеримо с размерами молекул). При сближении силы отталкивания резко возрастают, не позволяя молекулам сближаться)

4. Проверка и закрепление изученного материала.

Работа с мультимедийным тестом. Подведение итогов, выставление оценок (5мин)

5. Рефлексия.

(Перед началом урока каждый учащийся получает три жетона разного цвета) Учащимся предлагается оценить свои знания с помощью жетонов разного цвета (красного, желтого, зеленого), которые они прикрепляют на плакат “Заполни сосуды!” (2мин) (Приложение 3).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4