Разработка урока математики в 9-м классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Разделы: Математика


Основная цель: повторение и систематизация знаний учащихся по теме.

Оборудование : компьютер, проектор.

I. В начале урока мы совершим небольшой экскурс в историю.

Понятия арифметической и геометрической прогрессий были известны ёще в древности.

Историческая справка.

Понятие числовой последовательности возникло и развивалось до создания учения о функциях. Сведения, связанные с прогрессиями, впервые встречаются в дошедших до нас документах Древней Греции. Уже в Vв. до н.э. греки знали следующие прогрессии и их суммы:

  1. 1+2+3+…+n=
  2. 2+4+6+…+2n=n(n+1)

В XVIII в. в английских и французских учебниках появились обозначения арифметической и геометрической прогрессий: . Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Например, Арибхатта (V в.) знал формулы для общего члена и суммы арифметической прогрессии. Слово “прогрессия” (лат.progression) означает “движение вперед” (как и слово “прогресс”), встречается впервые у римского автора Боэция. Первоначально под прогрессии понимали всякую числовую последовательность, например, последовательность натуральных чисел, их квадратов, кубов. В конце средних веков и в начале нового времени этот термин перестал быть общеупотребительным. В XVII в., например, Джон Грегорн употребляет вместо прогрессии термин “ряд”; другой видный английский математик Джон Валлис применят для бесконечных рядов термин “бесконечные прогрессии”. В настоящее время мы рассматриваем прогрессии как частные случае числовых последовательностей.

II. Актуализация знаний учащихся

а) Какая последовательность называется арифметической (геометрической ) прогрессией?

б) Как найти разность арифметической (знаменатель геометрической) прогрессии?

в) Запишите формулу n-го члена арифметической (геометрической) прогрессии.

г) Сформулируйте характеристическое свойство членов арифметической (геометрической) прогрессии.

д) Запишите формулу суммы n первых членов арифметической (геометрической) прогрессии.

(По мере ответов на вопросы заполняется таблица на доске).

Арифметическая прогрессия Геометрическая прогрессия
d=- q=/
=+d(n-1) =
=(+)/2 =*
=(+)n/2 =(q-)/(q-1)
=(2+d(n-1))n/2 =(-1)/(q-1)
  S=/(1-q), |q|<1

Какие из последовательностей являются арифметическими, а какие геометрическими прогрессиями? Для арифметической прогрессии найти её разность, для геометрической прогрессии – знаменатель.

а)3;8;13;18;…

б);;;;…

в)1;;;;…

г)4;9;16;25;…

д)-2;2;-2;2;…

е)5;5;5;5;…

Определить неизвестные члены прогрессии:

а)1;_ ;7;_ ;13;…– арифметическая прогрессия

б)2;_ ;8; _ ;32;…– геометрическая прогрессия

в)3; _ ;-3; _ ;-9;…-арифметическая прогрессия

г)1; _ ;_ ;;…– геометрическая прогрессия

III. Решение задач.

Проверить выполнение творческого домашнего задания (составление задач по теме). Наиболее интересное задание решить в классе.

Задача 1. При каких значениях х числа1+x; +4;2х+9;9х являются четырьмя последовательными членами арифметической прогрессии?

Задача 2. При каких значениях х числа 2х;5-х;7+х;20-4х; являются четырьмя последовательными членами геометрической прогрессии?

3. Использование матричных заданий.

По трем данным вычислите неизвестные значения величин.

)– арифметическая прогрессия ()– геометрическая прогрессия
d N q n
8 3   104   1 3 10    
96     4 1200   8 2  
  3 15 50   2   7 1458  

1 ряд – 1 строка по вариантам

2 ряд – 2 строка по вариантам

3 ряд – 3 строка по вариантам

IV. Рефлексия.