Цели урока.
- знакомство с искусством золотого щитья адыгов, особенностями орнамента, традициями украшения одежды и предметов быта;
- выполнение национального орнамента по мотивам золотого шитья в технике аппликации;
- воспитание любви к родине, развитие интереса к народному творчеству адыгов.
Оборудование и материалы: иллюстрации из книги «Золотое шитье адыгов» в слайдах, образцы вышивок, презентация «Золотое шитье адыгов»; шаблоны вешалки для полотенца и орнаментов, цветная бумага и картон, ножницы, клей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему урока и мотивация учебной деятельности.
На доске слайд 2 «Танцующая девушка в свадебном наряде»
Учитель читает стихи:
Танцует девушка на свадьбе.
Как лебедь белая, плывет.
Стан стройный, гибкою лозою
Легка, как бабочки полет.
Девушка танцует в прекрасном национальном наряде – сае, который расшит золотыми узорами. Она сияет, как звезда – так ярко сверкало золотое шитье адыгов. Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством золотого шитья адыгов, будем рассматривать орнаменты и попытаемся своими руками украсить вешалку для полотенца. Слайд 3.
Откуда пришли эти красивые узоры, что означает каждый из них, можно ли разгадать далекую тайну народа по этим орнаментам? Что хотели сказать люди, украшая свою одежду и окружающие их предметы?
Расцвет золотого шитья приходится на XVIII – XIX вв. Золотом и серебром расшивали одежду и мелкие предметы (Слайды 4 (красный женский костюм), Слайды 5,6.
Умение вышивать золотыми и серебряными нитями считалось обязательным для девушек из знатного рода. С семи лет девочек начинали обучать этому искусству. К свадьбе девушка должна была подготовить свой наряд и подарки для родственников будущего мужа. Слайды 7.
Золотые и серебряные нити везли из далеких стран: Византии, Венеции, Турции. Если что-то не получалось и нить обрывалась, все приходилось делать сначала. Узоры мастериц шли из самого сердца, как песни, посвященные любви, героическим подвигам.
Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду.
Вот одна из них «Легенда о Сэтэнай». Слайды 8.
Давным-давно, много лет тому назад в стране адыгов жило богатырское племя нартов. Мужчины этого племени славились силой и мужеством, а женщины ~ красотой и своим искусством Золотого шитья.
Красавица Сэтэнай превосходила всех нартских женщин своим мастерством. Однажды поспорила она с молодым нартом ~ шорных дел мастером: кто за один день изготовит изделие краше.
Целый день трудились они. Искусный шорник первым закончил свою работу и сел в ожидании. Солнце уже садилось, а Сэтэнай продолжала свою работу. Красавица обратилась к солнцу с мольбой: «О солнце, если бы ты на миг остановилось.» Светило, очарованное красотой золотых узоров Сэтэнай, остановило свой ход и стало ждать пока красавица закончит свое шитье. Наконец, увидев, чmo Сэтэнай встала с затканным золотом, удивительной красоты платьем, солнце зашло.
Молодой нарт встал и признал свое поражение: «Вправду говорят о тебе, Сэтэнай. Никто не может сравниться с тобой в искусстве золотого шитья.»
С тех времен, так уж повелось, чmo перед закатом солнце, как бы задумавшись о чем-то, задерживается на небосклоне.
3. Работа по теме урока.
- Рассматривание образцов вышивки, видов орнамента.
Ребята, рассмотрите образцы вышитых изделий. Что напоминают узоры на них (веточки, листочки, ягоды, рожки, геометрические фигуры)?
- Знакомство с элементами орнамента: растительный (Слайд 9)
В золотом шитье вырисовываются веточки дерева с лепестками, завитками, цветами и ягодами. Но чаще всего изображался бараний рог (Слайд 10). Он встречается почти во всех узорах и это означает, что адыги придавали большое значение животноводству.
Для выполнение шитья применялись трафареты, вырезанные из бумаги и картона, которые изготавливали сами вышивальщицы. Иглы использовали костяные, а потом их заменили на металлические (Слайд 11).
- Объяснение практической работы: на шаблонах вешалки для полотенца нужно наклеить узор, используя трафарет. Вспомните правила безопасного использования ножниц, правила приклеивания (клей намазывается на ту поверхность, которую надо приклеить), правила экономного расходования бумаги. При вырезании орнамента бумагу складываем вдвое.
- Практическая работа детей в сочетании с индивидуальной помощью учителя.
4. Выставка выполненных работ.
5. Итог урока.
С каким видом искусства мы познакомились на уроке? Что особенно запомнили?
6. Вывод учителя:
Таким образом, рассказывая о загадочных узорах, мы заглянули в далекую и интересную историю адыгского народа. Все иллюстрации, которые вы сегодня увидели, являются фотографиями экспонатов, находящихся в Национальном музее Республики Адыгея в г. Майкопе.