Цели и задачи:
- познакомить с творчеством П.И.Чайковского;
- научить анализировать музыкальные миниатюры;
- способствовать к развитию эстетических чувств у школьников, воспитать любовь к музыкальной прелести русской природы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.
Сегодня, мы окажемся на корабле, который отправляется в плаванье. В этом путешествии наши пристани будут рассказывать о творческом наследии знаменитого русского композитора П.И.Чайковского.
Для начала остановимся на пристани “Творческое наследие”, где познакомимся с творчеством композитора.
Чайковский родился в 1840 году на Урале. Отец его был горным инженером и директором завода. Первые музыкальные впечатления композитор получил от матери и народных певцов. С 10 лет мальчика отдали в Училище правоведения, где и стал серьезно заниматься музыкой. Окончив училище, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В 22 года он поступает в Петербургскую консерваторию, чтобы заняться композицией. Через три года композитор заканчивает её с серебряной медалью и начинает сам преподавать в Московской консерватории. Там знакомится с выдающимися людьми (певцами, музыкантами, артистами). В конце 1877 года Чайковский отправляется за границу, где знакомится со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Григом. В этот период создает наиболее яркие произведения. В 1893 году он умирает. Чайковскому принадлежат произведения, такие как шесть симфоний, оперы: “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама” и т.д., балеты: “Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, цикл “Времена года”. В чем же заслуга этого композитора? Чайковский является новатором в симфонической музыке. Он создавал во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово.
А сейчас подплываем к пристани под названием “Ноябрь. На тройке”. На прошлых занятиях мы говорили, что произведения, которые имеют название или эпиграф, то они называются программными.
- Какому виду программности мы отнесем это произведение?
- Это произведение “На тройке” относится к циклу “Времена года”, сколько пьес входит в состав цикла?
- Что такое тройка? (Тройка – так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием).
Ноябрь в России – хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем обличии. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, – писал Чайковский.
Вслушайтесь в звучание пьесы и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства, настроения, краски использовал композитор.
- Слушание музыки “Ноябрь. На тройке”.
- Если бы были художниками, какую картину нарисовали, слушая эту музыку?
Пьеса “Ноябрь. На тройке” начинается широкой мелодией, напоминающей русскую народную песню ямщика. Веселый перезвон колокольчиков на время заглушает грустное настроение ямщика. Затем вновь возвращается первая мелодия – пеня ямщика, но уже ей аккомпанируют колокольчики.
Теперь подплываем к пристани “Союз музыки и литературы”
- Наша тема урока звучит, как “Ноябрьский образ”. Как вы думаете, что означает слово образ? Образ в словаре Ожегова – это обобщенное художественное отражение действительности (тип, характер).
- Как вы думаете, а в литературе есть произведения, которые нам говорят об образе русского ноября и тройке лошадей.
- Да, конечно, если вспомнить творчество Пушкина, Фета, Некрасова.
- Выберите один из фрагментов стихотворений, которые соответствуют услышанной музыки:
Тройка мчится, тройка скачет, вьется пыль из под копыт;
Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит.
По дороге голосисто раздается яркий звон;
То вдали отбрякнет чисто, то застонет глухо он.
Полетит, как птица, тройка. Колокольчик зазвенит.
И раскинется пред вами бесконечный леса вид.
Закройте глаза и представьте, то, что сейчас я буду рассказывать
Утром ранним тройка скачет, колокольчики звенят,
А вокруг бело и чисто, искры снежные летят.
Мужичок сидит в тулупе, погоняет лошадей,
Барин с пышной бородою шумно едет из гостей.
"Веселей гони, Петруша! - крикнул барин. -Но гляди!
Там у леса, с косогора, ты в овраг не угоди!"
Плеть взметнулась над Петрушей, свистнул он, что было сил,
И помчались удалые, за санями снег вскружил.
Ветер встречный щеки щиплет, на морозе нос болит,
От лихой езды на тройке русская душа горит.
Тройка под кнутом Петруши продолжает быстрый бег,
Колокольчики в округу шлют серебряный свой смех.
Воздух свежий бодрость дарит, не унять прилива чувств,
По дороге тройка скачет, ей все дали по плечу.
Деревенька показалась, замело ее в пургу.
“Веселей гони, Петруша! Ждут нас дома к пирогу!”
- Что почувствовали, когда я читала это стихотворение?
- Композиторы и поэты выразили нам одни и те же мысли и чувства?
- Сегодня мы заплывали на все пристани, на которых нам рассказывали о великом русском композиторе П.И.Чайковского;
3. Итог
Составь подходящие пары:
Чайковский | Ямщик |
Ноябрь | Альбом |
Тройка | Композитор |
Колокольчики | Осень |
“Времена года” | Звон |