Внеклассное мероприятие. Математический вечер "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии"

Разделы: Математика


Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Вечер математики посвящается!

Наш юный друг!
Сегодня ты пришёл вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Умом своим на всё взглянуть.
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь даже и Ньютона,
О биноме которого слыхал.
Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сражённый за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья,
Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев - титан,
А Софья Ковалевская – чудесная «русалка».
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика – царица всех наук».
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин воздушных кораблей.
Пожалуй трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и учёным,
И будешь честно Родине служить!

Математика – одна из древнейших наук. За историю своего длительного существования анна пережила и периоды расцвета и периоды длительного спада. В наше время она развивается очень интенсивно. Расширились её связи с теми науками, о которых в недалёком прошлом думали, что они не допускают математических методов. Такое мнение существовало о медицине, археологии, языкознании. В медицине всё чаще применяются методы диагностики с использованием ЭВМ. ЭВМ используют и для перевода с одного языка на другой, для написания музыки, создания различных киноэффектов. Создание ЭВМ ознаменовало начало величайшей научно-технической революции. Происходит на наших глазах бурный процесс математизации наук: возникли математическая экономика, математическая биология, математическая лингвистика и т. д.
Математика вовсе не такая «сухая» наука, как думают некоторые. Её интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий.

Например:

  • Пьер Ферма, юрист, советник суда г. Тулузы, что расположен во Франции. Многие из вас слыхали о малой и большой теоремах Ферма. Кстати, большая теорема Ферма до сих пор не доказана в общем виде.
  • АлександрСергеевич Грибоедов, дипломат, русский писатель (автор комедии «Горе от ума») закончил физико-математический факультет Московского университета.
  • Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, был большим любителем математики и в своих вольных и не вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики. Свои увлечения он называл математическими забавами.

    Вот одна из них:
    Задумайте число: х
    Прибавьте к нему 25
    х+25
    К полученной сумме прибавьте ещё 125
    х+25+125=х+150
    Из полученной суммы вычтите 37
    х+150-37=х+113
    Из полученного ответа вычтите задуманное число
    х+113-х=113
    Остаток умножте на 5
    113*5=565
    Полученное число разделите на 2
    282,5
    Какое число вы получили?
    282,5

  • Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель, издал в 1874 году учебник «Арифметики». Он резко отличался по своему содержанию не только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников арифметики последующих десятилетий. Прогрессивные идеи Льва Николаевича Толстого дали свои всходы. Он впервые провёл методический эксперемент и привлёк внимание общества к проблеме: чему и как учить в начальной школе.
  • А «чистый» математик Софья Васильевна Ковалевская писала стихи:
Пришлось ли раз вам безучастно,
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, что эти звуки
Вы в детстве слышали не раз,
Так много счастья, неги, муки
В них вспомнилось для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить.
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно песня замолчала,
И голос замер без следа.
И без конца , и без начала
Осталась песня навсегда.

Математику так же любили Гоголь и Пушкин.

Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы. Николай Иванович Лобачевский, величайший учёный 19 века, «революционер в науке» утверждал: «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки. Поэтому образованный человек должен знать три языка: свой родной язык, иностранный язык и математический язык.

Тот быстрее сообразит, смекнёт, угадает, кто больше упражняется. Решает задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок, ребусов. Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека требует тренировки.

Решение задач, головоломок, математических ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции. Недаром великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

А сейчас предлагаем вам 1-ый тур математической викторины.

Викторина

  1. Сумма и произведение натуральных чисел равно 8. Что это за числа?
    (1, 1, 2, 4)
  2. Число «100» написать, применяя знаки действий, пятью единицами.
    (100=111-11)
  3. Применяя знаки действий, напишите число «1» тремя двойками.
     (2-2*2)
  4. Расставьте в квадратиках числа от 1 до 9, так чтобы сумма чисел каждого ряда и по диагонали составляла 15.
                  
                  
                  
    6   7   2  
    1   5   9  
    8   3   4  
  5. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4?
    (0,5)
  6. Что тяжелее пуд железа или пуд пуха?
    (равны)
  7. Назовите авторов учебников по математике в 5 классе, 6 классе, 7 классе, по которым вы занимаетесь.
    (Виленкин, Макарычев)
  8. Однажды, это было в 16 веке, французам удалось перехватить приказ испанского командования, написанный очень сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев и с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила этого математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола и приговорила его к сожжению на костре. Но он не был выдан инквизиции. Кто это?
    (великий французский математик Франсуа Виет).

Пока жюри подводит итоги 1 тура, предлагаем вам отдохнуть.

Пауза

У Мефодия режим –
Он режимом одержим!
В семь – зарядка, в два – уроки,
И свои для спорта сроки.
Руки вымыть ровно в шесть,
Пять минут – картошку съесть.
Расписал режим, раскрасил,
Прочитал ребятам в классе,
Всем поведал в коридоре,
Речь держал о нём на сборе.
Преимущества режима
Вывел неопровержимо -
Над столом его прибил
И потом … о нём забыл.
Разгоняет стаю соек
Он с рогаткою в руке.
Прилетела стая двоек
Поселилась в дневнике.
Ох, Мефодий, твой режим
Что-то очень растяжим.
(Н. Зидаров «Режим дня»).

2-ой тур математической викторины

  1. Кому принадлежит высказывание «Математика – царица наук, а арифметика царица математики.
    (знаменитому математику Карлу Фридриху Гауссу (1777-1855), работавшему в области теории чисел).
  2. Правильно ли применить название «арабские цифры» для наших современных цифр.
    (современные цифры и современная система счисления были изобретены в Индии, а в Европу попали от арабов и получили название «арабских»).
  3. Какие книги М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учёности»?
    («Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого)

    Леонтий Филиппович Магницкий родился 9 июня 1742 года. Он учился в единственном в то время в России высшем учебном заведении – в Славяно-греко-латинской академии в Москве, где учение велось на латинском и греческом языках. Магницкий знал ещё немецкий и итальянский языки. Математика в Славяно-греко-латинской академии не преподавалась, и в ней Магницкий был самоучкой. Оттого он и сумел написать книгу, оказавшуюся столь полезной для огромного числа самоучек. «Арифметика» - первый русский оригинальный учебник математики. До самой своей смерти в 1742 г. Леонтий Филиппович состоял учителем начальных классов первой в России навигационной школы.

  4. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату, пришедшему убить его: «Не тронь моих кругов»?
    (Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы. Римский военоначальник отдал приказ во что бы то не стало сохранить жизнь Архимеду. Солдат, убивший Архимеда, или не слышал этого приказа, или не знал, что это за человек. Архимеда настолько уважали его враги, что римский военоначальник окружил почестями его семью.
  5. Какая теорема в средние века называлась «магистром математики» и почему?
    (такое называние в средние века носила теорема Пифагора. Вместо экзамена по математике студент должен был принести присягу, что он читал определённое число глав «Начал» Евклида. Фактически же никто не одолевал больше первой книги, поэтому последняя теорема (теорема Пифагора) этой книги называлась «магистром математики»).
  6. На каком здании были начертаны слова: «Да не войдёт сюда не искусивщийся в геометрии!»?
    (по преданию эти слова были написаны у входа в «Академию» Платона9429-348г.г. до н.э.), чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего её развитию).
  7. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям?
    (Николай Иванович Лобачевский, великий русский учёный, преподаватель физико-математического факультета Казанского университета).

Пока жюри подводит итоги 2 тура, предлагаем вам отдохнуть.

Пауза

Однажды цаплю вызвали к доске,
Стоит перед доской она в тоске.
Ей говорят – на карте покажи нам
Самую большую реку, -
А цапля – ну ни бэ, ни мэ, ни кукареку.
Стоит и ждёт: - Эй, звери, кто подскажет?
Вот выскочка зелёный Попугай
Ей шепчет: - Дунай. Скажи Дунай.
Но затрубил огромный серый Слон:
- Неправда, это Дон.
- Нет, - перья все взъерошила Гагара, -
Я слышала, река большая есть Луара…
- Чушь, - перебил Гагару Вол, - Тобол!
- Неправда! – зарычал свирепый Тигр, -
Всех больше Тибр.
- Вздор! – каркнула Ворона, -
Это – Рона.
Заверещал большой Орангутанг:
- Да Ганг же это!
Слушай, Цапля, Ганг!
- Нет, вы не знаете, - сказала громко Зебра, -
Мне лучше знать, река зовётся Эбро!
- Вы все невежды! – буркнул Крокодил, -
Всеx больше Нил!.
А Цапля всё за всеми повторяла,
Пока весь ум совсем не растеряла.
Друзья мои, я рассказал вам сказку,
Но лучше в жизни не надейтесь на подсказку!.
( Н. Зидаров. Басня «Цапля и подсказка»)

Пока жюри подводит итоги обеих викторин и определяет победителя мы с вами познакомимся с некоторыми вопросами математики, которые не решены до сих пор.

Нерешённые вопросы математики.

Раздел математики, в котором изучаются свойства чисел и действия над ними, называется теорией чисел.
Число, равное сумме всех его делителей (без самого числа), Пифагор (6 в. до н.э.) и его ученики называли совершенным.
Например:
6=1+2+3
28=1+2+4+7+14
Следующие совершенные числа: 496, 8128, 33550336. Пифагорейцы знали только три совершенных числа: 6, 28 и 496.
8128 – стало известно в 1 в. н.э., 33550336 – было найдено в 15в. К 1983 г. было известно уже 27 совершенных чисел.
До сих пор учёные не знают, есть ли нечётные совершенные числа, есть ли самое большое совершенное число.
Почти 250 лет назад член Петербургской академии наук Христиан Гольдбах высказал предположение, что любое нечётное число, большее 5, можно представить в виде суммы трёх простых чисел:
21=3+7+11,
23=5+7+11 и т.д.

Доказать это предположение сумел лишь 200 лет спустя замечательный русский математик Иван Матвеевич Виноградов (1891-1983 ). Но утверждение «Любое чётное число, болтшее 2, можно представить в виде суммы двух простых чисел» (28=11+17, 56=19+37, 924=311+613 и т.д.) до сих пор не доказано.
Числа называются дружественными, если древнегреческим математикам была известна всего одна пара дружественных чисел – 220 и 284. Лишь в 18 в. знаменитый математик, член Петербургской академии наук, Леонард Эйлер нашёл ещё 65 пар дружественных чисел ( одна из них – 17296 и 18416). Однако общий способ нахождения дружественных чисел неизвестен до сих пор.

Литература.

  1. З.Н. Альхова, А.В. Макеева «Внеклассная работа по математике». Саратов ОАО Издательство «Лицей» 2003 г.
  2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика» учебник для 6 класса. Издательство «МНЕМОЗИНА» 2005 г.
  3. И.Я. Депман «Из истории математики». Детгиз 1950 г.
  4. Журналы «Математика в школе» разных лет издания.