Урок математики по теме "Решение квадратных уравнений"

Разделы: Математика


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; развивать у учащихся логическое мышление, интерес к математике; воспитывать культуру математического мышления, взаимопонимание, дружелюбие, ответственность.
Оборудование: мультимедийная установка; копировальная бумага; чистые листы; графопроектор; кодопленка.

Ход урока

1.Проверка усвоенного материала. Устный счет (10 мин)

  • уравнения какого вида называют квадратными? (ах2 + bх + с = 0)
  • какие условия накладываются на коэффициенты а, b, с? (а≠0, b, с – любые)
  • как называются уравнения, у которых b=0, с=0? (неполные квадратные)
  • решите неполные квадратные уравнения:
    -2х2 = 0, х2 – 13 = 0, х2 + 8х =0, х2 + 9 = 0, х2 – 16 = 0
  • как называются квадратные уравнения, которых а≠0, b≠0, с≠0 (полные квадратные уравнения)
    1. формулы сокращенного умножения;
    2. если а + b + с =0, то х1 = c/а, х2 = 1
    3. если а + с = b, то х1 = -c/а, х2 = -1
    4. т.Виета то х1*х2 = с, х1 + х2 = -b
    5. по общей формуле
  • решите уравнения:

    х2 + 6х + 9 = 0 (-3)
    2 - 9х +6  = 0 (1;2)
    х2 + 5х + 6 = 0 (5; 6)
    2 + 3х + 4 = 0 (-1; 4)
    х2 - 7х + 5 = 0 (Д = 24, 2 корня)

2. Тестовая проверочная работа (5 мин)

Работа выполняется в тетради, учителю сдаются, записанные на листе коды ответов:

25х2 - 4 = 0
2 + 6 = 0
2 - 9х +1 = 0
2 + 8 = 0
2 + 3х - 2 = 0
2 - 9х + 1 = 0
варианты ответов:
а) -1; 0,4
б) нет решений
в) 0,5; -0,5
г) 3; 2
д) 0,4; -0,4
е) 0,5
ж) -1; 3
з) 0; -3

3. Разложение квадратного трехчлена на множители (3 мин)

  • умея находить корни квадратного уравнения, теперь у нас появилась возможность раскладывать квадратный трехчлен на множители, не применяя для этого способ группировки. Назовите формулу разложения квадратного трехчлена на множители. (ах2 + bх + с = 0 = а(х – х1)(х – х2), где х1, х2 – корни полногоквадратного уравнения.
  • разложите на множители (устно):
    х2 - 4 = (х - 2)(х + 2)
    х2 - 2х + 1 = (х - 1)2
    х2 + 4 = не разлагается
    х2 - 5х + 4 = (х – 1)(х – 4)
    х2 - 5х - 6 = (х + 1)(х – 6)
    х2 + 3х + 5 = Д < 0, не разлагается.

4. Разноуровневая самосмоятельная работа (10 мин)

(C – группа учащихся, обучающаяся на три; СС - группа учащихся, обучающаяся на три и четыре; CCC – группа учащихся, обучающаяся на четыре и пять. Работа выполняется через копирку с контрольными листами. Три ученика (из разных групп) выполняют работу на кодопленке. Перед проверкой копировальная бумага сдается учителю. Работа проверяется с помощью графопроектора, проверяют и оценивают работу учащиеся в парах.

С. Разложите на множители: х2 + 3х + 5.
СС. Сократите дробь: (х2 - х + 6)/(-х2 + 3х + 10)
ССС. Упростите: ((х+1)/(3х+1))*((9 х2 – 1)/(х2-х-2))

5. Самостоятельная работа (15 мин). Работа состоит из трех заданий с разнойстепенью сложности. Если ученик справляется за выделенный про межуток времени с работой полностью, тоего работа оценивается – «5»; два задания – «4»; одно задание – «3». Работа выполняется через копирку. Работа проверяется так: на слайде высвечивается решение с ошибками, учащимся необходимо найти их. Затем высвечивается слайд с верным решением.

  1. Решите уравнение: х3 - 7х2 + 12х = 0 (ответ: 0; 3; 4)
  2. Решите уравнение: х2 + │x│ - 6 = 0 (ответ: 2; -2)
  3. При каких значениях параметра а уравнение ах2 – 3х + 5 = 0 имеет два корня?
    (ответ: а Є (-∞ : 0)U(0 : 9/20).

6. Итоги (2мин)

  • анализ ошибок, допущенных во время урока;
  • повторить правила на допущенные ошибки и выполнить устные упражнения на эти правила;
  • анализ оценок.

7. Домашнее задание

№ 460(3), № 462(3,4), № 464 (группа ссс)

Урок наглядно иллюстрирован в 2-х презентациях: Презентация 1, Презентация 2