Разработка урока по православной культуре "Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели

  1. Создать условия по освоению знаний об особенностях русского храмового зодчества, его значении в жизни русского народа.
  2. Способствовать:
    • развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;
    • формированию мотивации к изучению русского храмового зодчества.
  3. Содействовать:
    • формированию уважения к истории и традициям русского храмового зодчества;
    • формированию чувства потребности творческого участия в сохранении и созидании русских храмов.

Средства обучения: компьютерное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.

Оформление урока: тема урока, эпиграф к уроку записаны на доске.

Методы, используемые на уроке:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. проблемно-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. групповая;
  2. индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент
1. Вход в класс.
2. Приветствие учащихся (эмоциональный настрой на урок), объяснение учащимся работы на уроке:
- Здравствуйте, ребята! Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, древнерусские храмы спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники древнерусского зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства.
II. Актуализация опорных знаний

  • Ребята, а как вы понимаете понятие «зодчество?» Ответы учащихся.
  • Давайте попробуем дать определение понятию «храм». Ответы учащихся. (Презентация, слайд №1)
  • Формулировка темы урока совместно с учащимися. Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Предложения учащихся. (слайд №2)
  • Запись учащимися темы урока в тетради.
  • Целеполагание. Итак, тему мы обозначили. Давайте теперь поставим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся. (слайд №3)
  • Работа над содержанием эпиграфа к уроку. Какой смысл заложен в строках эпиграфа? Ответы учащихся. Чем являлся храм, по словам Л. Рапацкой, для наших предков? Ответы учащихся.

III. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
- Ещё со времён похода в славянские племена с христианской проповедью святого апостола Андрея Первозванного славяне начали строить христианские церкви. Вспомните, кто такой апостол? (Ответы учащихся)
- После принятия христианства в 988 году на Руси начинается широкое храмостроительство. (слайд №4) Первые церкви строились в основном из дерева. Как вы считаете, почему? (Ответы учащихся)
- Древнерусский храм всегда строился на возвышенности и располагался в живописном месте. (слайд №5) Наши предки всё лучшее, всё первое несли в храм.
- Храмы Древней Руси имели узкие, устроенные в верхней части окна. От этого в них царил полумрак, даже в самый яркий день. Это символизирует земную человеческую жизнь, погружённую в сумрак греха и неведения, в котором, однако, господствует свет Веры, свет Божий. В Древней Руси на месте будущего поселения всегда возводилась церковь. Особенно много церквей строилось во время голода, мора и других бедствий. Это так называемые церкви обетные и обыденные, которые строились по обету и за один день и тут же освящались. (слайд №6) Если бедствие не прекращалось, то строили ещё одну такую же церковь. Храмы в Древней Руи возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. (слайд №№ 7,8,9) Сейчас давайте посмотрим видеолекцию «Зодчество Древней Руси».
2. Просмотр видеолекции «Зодчество Древней Руси».
3. Обсуждение видеолекции по вопросам:
- Скажите, как государство относилось к зодчеству на Руси?
- Кем, по мнению зодчих Древней Руси, являлся человек?
4. Самостоятельная работа с учебным пособием (стр.36).
- Ребята, прочитайте материал учебника, выпишите формы древнерусских храмов и их значение к себе в рабочую тетрадь со стр.36 учебного пособия. (фронтальная проверка выполненного задания)
- Вот, что у вас должно получиться. (слайд №10, самоконтроль учащихся)
5. Древнерусскому зодчеству присущи многие черты, характерные для христианской архитектуры Византии и европейских стран.
Но есть в нём и свои яркие особенности. Одной из самобытных черт храмостроительства на Руси является многоглавие храмов. Купол – это сооружение, которым венчается храм. Первоначально купола имели форму «луковок», подобия языка пламени над лампадой. Этим русские зодчие подчёркивали для христианина необходимость молитвенного горения к небесам. В XVI веке глава храма приобретает форму «маковки» – символа горящей свечи. (слайд №11) Ребята, зарисуйте в тетради формы куполов.

IV. Закрепление изученного материала.
1. Тренировочные упражнения по УМК (устно) – приложение №1.
2. Групповая работа (приложение №2).
- Класс делится на 4 группы, каждая группа выполняет задание по карточке.

V. Итог урока

1. Беседа по вопросам:
- Ребята, какое же значение имели храмы в жизни наших предков?
- Ответы учащихся.
- Давайте ещё раз посмотрим на древнерусские храмы. (слайды №12, 13, 14, 15, 16)
- Какой храм из представленных вам понравился? Чем он произвёл на вас впечатление?
2. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Древнерусское зодчество наполняет нас гордостью за наших предков. Оно учит нас с уважением относиться к их труду, к их борьбе, к их заботам о благе своей родины. Сегодня, ребята, мы выяснили с вами, что храм имел огромное значение в жизни русского народа, что вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студёной купели до смертного часа.

VI. Домашнее задание. (слайд №17)
- Ребята, домашнее задание вы получаете на выбор:
1. Нарисовать рисунок на тему: «Храм Древней Руси».
2. Минисочинение на тему: «Значение храма в жизни современного человека».
3. Подготовить сообщение о любом храме города Белгорода.

VII. Рефлексия.
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________
4. Для меня храм – это ____________________