Сегодня у учителя есть возможность выбрать любой вариант учебного плана, изменить порядок изучения программного материала; ученику дано право выбора разнообразных форм получения знаний. И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинается с умения читать. Любой вариант базисного плана закладывает определенное количество часов по русскому языку и литературе, начиная с 1 класса. Большая ответственность за будущее ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача – научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 150 слов в минуту) к концу 4 класса.
Задачами обучения чтению являются совершенствование навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно–этических чувств и художественного вкуса; овладение умением работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащения их знаниями об окружающем мире.
Для того, чтобы выполнить эти задачи, ученики должны бегло читать. Но на протяжении нескольких лет техника чтения учеников на уровне ниже нормы.
Ребенок, который не умеет бегло читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
Рассматривая эту проблему, ученые решили провести исследования. В одной из школ нашли ученика, который имел скорость чтения всего 40 слов в минуту. Такую скорость чтения обычно имеют ученики в начале 2 класса. В 8 классе домашнее задание на 1 день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 40. Получаем приблизительно 163 минуты, т.е. около трех часов необходимо ученику чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике, он не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже 9 часов; еще прибавим 6 часов пребывания в школе – получается 15–часовой рабочий день. При этом мы не учли письменные задания. А в 8 классе это задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому, английскому, сочинения по литературе. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит, чтобы выполнить домашнее задание. Таким образом, ученик обречен на неуспеваемость.
Отсюда можно сделать вывод, что скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. По оценкам психологов на успеваемость влияет более 200 факторов. Протестировав и проведя анкетирование более 2000 учеников, оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения.
Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат.
«Что делать в начальных классах?», а более конкретно: «С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?»
Существует три точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения.
Первая точка зрения принадлежит Министерству образования. В Программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу 4 класса должна составлять 90–100 слов в минуту.
Вторая точка зрения принадлежит Н.А.Лошкаревой, доценту Московского педагогического университета. В брошюре приводится рекомендация: «Желательно, чтобы к концу 4 класса ученики читали 120 слов в минуту».
И, наконец, третья точка зрения. Она принадлежит известному педагогу В.А.Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы», он пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150–300 слов в минуту.
Как же выпутаться практикам из этих противоречий?
Я проанализировала, как учатся в средних классах дети, по-разному закончившие начальные классы.
По данным, в которых регистрировалась скорость чтения, когда ученики учились в 4 классе я выписала, сколько человек читало выше нормы, норму и ниже нормы. Что же выяснилось? Те, кто в 4 классе читал выше нормы (110–120 слов) в старших классах учатся на «4» и «5».
Те, кто читал норму (90–100 слов), стали троечниками, а неуспевающими стали те, кто читал ниже нормы. Такова закономерность.
Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе.
Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы его ученики занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендации В.А.Сухомлинского. Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы его дети были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендациям Н.А.Лошкаревой – выйти на уровень 120 слов в минуту. А если он хочет, чтобы все его ученики стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить определенный программой норматив.
В реальных условиях вряд ли в какой–то школе возможно, чтобы все дети учились на «5». Но, с другой стороны, какой педагогический коллектив может удовлетвориться тем, что большинство учащихся занимается на «3»? очевидно, нас всех устроило бы такое положение, чтобы большая часть учеников занималась на «4». А для этого мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Но реально ли это? Может быть, это благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь нельзя не принимать во внимание многие факторы обучения. Так, например, разные ученики имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120–150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Они медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех. Но природа не обходится без подарков. Такой подарок она преподнесла и нам, учителям. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, то есть не более 1-2 человек в классе.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Рассмотрим несколько резервов обучения чтению:
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает – то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие–то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. К этому относится домашняя тренировка чтения произведения порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час, два, еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа, полутора за один прием.
- Жужжащее чтение.
Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто–то быстрее, а кто–то медленнее.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
- Режим щадящего чтения
В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку, отдохнул и т.д. многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения. - Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитал до третьего, четвертого, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т Федоренко.
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если предложение содержит два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть, из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. - Многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем, и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечению минуты каждый из учеников отмечает. До какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает. До какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто–то на 2 слова, кто–то на 5, кто–то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется прочитать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, то есть использовать следующие упражнения: чтение в темпе скороговорки, задача которого – развитие артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительному чтению здесь понижены, но зато повышены требования к четкости проговаривания окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинаем следующее упражнение: прочитать текст, но чуть–чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста.
И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2–3 недели, чтение ребенка заметно улучшится. - «Буксир».
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком–либо слове и повторение его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.
Упражнения вводятся для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания). - В конце учебного дня оставляю детей для самоанализа скорости чтения.
Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник.
Подводя итог вышеизложенному, мне хочется обратить внимание на то, что первый шаг в достижении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.
Приведу в качестве примера свой опыт работы над оптимальным чтением.
В начале 3 класса я столкнулась с тем, что техника чтения у моих учеников очень мала. Это сказывалось не только на уроках чтения, но и на других предметах. Да и сами ребята, после проверки чтения были в удрученном состоянии.
Первое, что мы сделали, это обсудили с ребятами, почему это произошло, выяснили причины и пришли к выводу, мало стали читать. Увидев интерес детей к тому, чтобы повысить свою технику чтения, мы стали проводить ежедневные пятиминутки чтения. На уроках чтения и природоведения я стала использовать такие упражнения, как «Буксир», упражнения на многократное чтение. На уроках русского языка мы писали зрительные диктанты.
Стали регулярно проводить самозамер скорости чтения и записывать результат в дневник.
Изо дня в день, на каждом уроке чтения проводилась эта работа. В конце недели я проводила срез техники чтения за неделю и этот результат вывешивался в уголок, чтобы дети смогли сравнивать свою скорость чтения с другими. Вначале я проводила это еженедельно, затем раз в месяц, а затем только в начале и в конце четверти.
Также на родительских собраниях знакомила родителей с такими видами упражнений для развития скорости чтения, как чтение в щадящем режиме. Доказывала, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, чтение перед сном.
Хочу отметить, что не все родители могут компенсировать недоработки в этом плане, и вся работа над скоростью чтения тогда ложится на плечи учителя.
Анализируя работу, я пришла к выводу, что в течение учебного года, когда работа шла над совершенствованием техники чтения, был и рост у учеников. Но начался новый учебный год и снова я столкнулась с проблемой, что летом дети почти не читают, а отсюда и техника чтения не увеличивается, а уменьшается. То есть у учащихся слабо сформирован интерес к книге и слабо развита мотивационная сфера.
Столкнувшись с этой проблемой, я выдвинула перед собой задачи:
- Работу над оптимальным чтением начинать с 1 класса. Для этого мне нужно иметь достаточно полное представление о степени подготовленности детей, иметь психологический портрет, провести диагностику, на базе этого правильно организовать занятия, наиболее рационально использовать на уроках и во внеурочное время диагностический материал.
- Составить график чтения сразу на 4 года, так как дети должны видеть вершину, к которой устремлен их труд.
- Больше внимания уделять детской книге, стараясь уже с 1 класса заинтересовать сначала рассматриванием картинок, зажечь желанием узнать о содержании книги подробно. Для этого надо прочитать текст.
- Продолжить работу с родителями, для этого показать отдельные виды упражнений, научить выбирать книгу для ребенка.
- Ознакомиться с методикой динамического чтения, разработанную Белгородскими учителями и применять ее на своих уроках.
Заканчивая, хочется сказать: «Давайте читать, читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения. Сознательное и быстрое чтение – мощное и современное оружие в познании окружающего нас мира».
Список литературы
- В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению». Москва «Просвещение» 2001г.
- Т.В.Лагутина «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Журнал «Начальная школа» 2004г.
- Н.М.Гритчина «Еще раз о навыках чтения». Журнал «Начальная школа» 2006г.
- Н.Л.Быстрова «Обучение динамическому чтению» Журнал «Начальная школа» 2007г.