Цель: создать условия для освоения методики исследования, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Изучение литературы по исследовательской деятельности учащихся.
- Введение в практику учителя организации исследовательской деятельности учащихся.
- Разработка уроков и внеклассных мероприятий с организацией учебного исследования.
Актуальность проблемы исследования
Современный этап развития общества протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентноспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их творческую деятельность; готовность воспринимать новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.
Проблема исследования связана с преодолением противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, его познавательного интереса к изучению биологии и преобладанием анатомо-морфологического материала в содержании школьного курса биологии.
Внедрение познавательной самостоятельной деятельности на учебном занятии, при выполнении домашнего задания, во внеурочной деятельности через учебное исследование.
1.1. Исследовательская деятельность.
Под исследовательской деятельностью понимается форма организации учебной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
1.2. Структура исследовательской работы
- Введение
- Обзор литературы
- Материал и методика исследования
- Характеристика района исследования
- Результаты исследования и их обсуждение
- Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы
- Библиографический список
- Приложение
Этапы исследовательской деятельности
- 1 этап - организационный
- выбор темы
- постановка проблемы
- планирование - 2 этап – реализации(основной)
- работа с различными источниками информации
- проведение собственных исследований
- обработка текстового, научно-графического материала
- коррекция промежуточных результатов
- оформление работы в соответствии с требованиями - 3 этап – презентация (завершения работы)
- защита работы
- сопоставление целей и результатов - 4 этап – рефлексивно - оценочный
1.3. Виды исследовательской деятельности:
- на уроке:
- Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)
- Проведение учебного эксперимента (лабораторные работы- субъективно новые знания )
- Нетрадиционные уроки (урок - презентация «Планеты земной группы», ток-шоу «Суд над бактериями», «Турнир юных биологов», «Создание мини – проектов» и др.
- Домашние задания исследовательского характера:
- Наблюдение за живыми объектами, своим организмом
- Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов..)
- Творческие задания – стихи, сочинения «Путешествие с Капелькой по зеленому растению», «Путешествие с молекулой кислорода по организму», «Путешествие по клетке», кроссворды, викторины, презентации.
- Летние задания (сбор гербарий, коллекций)
- во внеурочное время:
- Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, краеведению
- Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях «Наш дом- Земля», «Подрост», «Птица года»
- Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю)
- Проведение кружков «Юный друг природы», «Юные исследователи природы родного края», «Школьный экологический мониторинг», элективных курсов «Твои возможности, человек».
- Написание творческих работ
- Написание рефератов « Грибы - подснежники»
- Выполнение мини – исследований «Моё любимое дерево», Моё любимое животное».
- Создание буклетов.
- Создание презентаций
- Создание моделей (цветкового растения, побега)
- Создание книги юного биолога – 8 класс («Эволюция человека», «Анализаторы. Орган слуха» и др)..
- Описание растений и животных по плану.
- Оформление альбомов: («Я изучаю природоведение» - 5 класс; «Я изучаю биологию» - 6 класс).
1.4. Методы исследования (По Бабанскому)
На уроке
- применение исследовательских методов
- проведение учебного эксперимента
- проведение нетрадиционных уроков
- домашнее задание исследовательского характера
Во внеурочное время
- подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах
- участие в образовательных экспедициях, экскурсиях, походах
- проведение элективных курсов, кружков, написание рефератов
Еще Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность - безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли».
Глава 2. Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
Одной из важнейших задач развивающего обучения, является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить. Выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся, только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в развивающем обучении, она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.
Важное внимание в процессе развивающего обучения должно быть уделено выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисунками, схемами, текстовыми таблицами и т.д.
Приобретение этого умения связано с развитием навыков логического мышления у учащихся, анализа, синтеза, вычленение главного обобщения, конструирования вопросов.
С целью поддержания устойчивого интереса к предмету необходимо использовать на уроках различные приемы активизации познавательной деятельности. Но именно сформированные общеучебные умения являются важным средством развития устойчивого интереса. Учебный процесс строится так, чтобы учащиеся имели возможность постоянно развивать и закреплять общеучебные умения, а в частности исследовательские умения.
Для работы над этим познакомилась с теорией развития познавательной деятельности Г.И. Щукиной, теорией активизации учебной деятельности школьников Т.И. Шамовой.
Направляю свою деятельность на решение задач школы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, на развитие познавательного интереса через формирование общеучебных умений. Использую в работе педагогические идеи современных дидактов.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса через формирование общеучебных умений.
- Дифференцированный личностный подход через разноуровневые задания.
- Обучение школьников в деятельности через активные формы обучения.
Г.И. Щукина указывает на то, что интерес выступает «как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной».
Уровни развития познавательного интереса у школьников одного и того же класса могут быть разными.
Познавательный интерес начинается с элементарного любопытства. Впоследствии он может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому труду.
Возникновение и развитие познавательного интереса и активизация познавательной деятельности учащихся способствует:
- прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
- Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
- Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника \том числе им самим \, тем интересней ему работать.
- Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
- Владение учениками различными способами учебно-познавательной деятельности, активизирует работу ученика на уроке.
От сформированности умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темп переработки и усвоения информации и в конечном итоге качество знаний.
Этапы формирования общеучебных умений.
- Выяснение исходного уровня умений. Для этого используется диагностика.
- Постановка задачи по формированию отдельных умений перед учениками с целью возникновения потребности овладеть умением.
- Проведение инструктажа, составление памятки о содержании и способах деятельности по овладению умением.
- Практические упражнения по отработке умений.
- Оперативный контроль за ходом процесса. Рефлексия.
- Применение полученного умения в разнообразных и практических ситуациях.
Сформированные общеучебные умения позволяют учащимся:
- Выполнять на уроке самостоятельную работу.
- Быстро ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе.
- Отбирать содержание для обобщения.
- Повысить качество устных и письменных ответов.
- Развивать познавательный интерес, способствуя переходу от любопытства к любознательности.
- Выполнять творческие задания.
Одним из дидактических требований к современному уроку в системе развивающего обучения является сочетание на уроке деятельности под руководством учителя и самостоятельной деятельности учащихся. Необходимым элементом любого урока является самостоятельная работа.
Используются различные виды самостоятельной работы.
1. По дидактической цели:
- на изучение нового материала
- на актуализацию опорных знаний
- на закрепление
- на обобщение
- проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа - средство включения каждого ученика в деятельность по достижению дидактической цели урока.
2. По источникам знаний:
- с учебником
- с дополнительной литературой
- с картами, схемами, таблицами
- с приборами
- с раздаточным материалом
- с документами и др.
- репродуктивные
- конструктивные (частично-поисковые)
- творческие (исследовательские)
- через задания разной сложности
- через увеличение объема заданий
- через способы инструктирования Формы проведения самостоятельной работы:
- индивидуальная
- парная, групповая
- общеклассная
6. По формированию ОУУ
7. Комплексные самостоятельные работы.
Самостоятельная работа в первую очередь на развитие у школьников различных мыслительных операций, т.к. процесс мышления представляет собой их совокупность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию). И только потом на формирование ОУУН.
При проверке знаний полученных, приобретенных школьниками самостоятельно, убеждаешься, они прочнее и глубже знаний, полученных путем словесного объяснения учебного материала учителем.
Средствами для создания условий для проявления познавательной активности учеников могут быть:
- Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности и внеклассной позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;
- Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;
- Стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (хорошо-плохо), а по процессу его достижения;
- Поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность.
Ребенок - существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
(Древнекитайская мудрость)
Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Глава 3. Воспитательные аспекты научно-исследовательской деятельности учащихся
Исследования – вид деятельности, задаваемый определенными нормами.
Н.Г. Алексеев отмечает: «…практически все знают, что существует особая, выделенная от других деятельность, исследовательская деятельность». Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. Только с появлением науки и через науку исследование становится явлением культуры, обретает свою историю, методологию.
Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Однако воспитательные аспекты исследовательской деятельности учащихся могут проявиться не сразу, а в течение жизни человека.
При выборе темы исследования ученик впервые серьезно задумался о проблеме волнующей его. Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине, бережное и ответственное отношении отношение к природе и людям. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:
- Целеустремленность; (автор до конца довел свое исследование)
- Желание и готовность продолжить свое образование;
- Серьезное отношение к своему выбору;
- Трудолюбие и настойчивость;
- Исследовательский стиль мышления;
- Идейность, патриотические устремления и порожденное ими чувство общественного долга;
- Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;
- Формирование системы ценностных ориентаций (ответственное отношение к .
- Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).
Таким образом, воспитательный аспект исследовательской деятельности заключается в том, что формируются коммуникативные компетенции подрастающего поколения (вступление в коммуникацию с целью быть понятым).
Заповеди творческой личности
- Будь хозяином своей судьбы.
- Достигни успеха в том, что ты любишь.
- Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
- Строй свои отношения с людьми на доверии.
- Развивай свои творческие способности.
- Культивируй в себе смелость.
- Заботься о своём здоровье.
- Старайся мыслить позитивно.
- Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
(П. Вайнцвойг)
Заключение:
В ходе работы проанализирована и изучена литература по организации исследовательской деятельности учителя и учащихся на уроках биологии и во внеурочной работе.
Применение исследовательских методов в обучении биологии и во внеклассной деятельности показало, повышение интереса к предмету, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.
Через организацию учебной исследовательской деятельности реализуется принцип индивидуализации и дифференциации, развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, формируются основные компетентности, стимулирует самостоятельную познавательную активность, осознанная подготовка к выбору будущей профессии, продолжение образования с учетом востребованности на рынке труда.
Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Исследования в области возрастной психологии показали, что поведение, ориентированное на достижение успеха складывается у человека в возрасте от 3 до 13 лет. Оно формируется под воздействием как ближайшего окружения, так и общественных оценок и предпочтений. При этом успеху благоприятствует оптимальное сочетание ненавязчивого давления родителей и высоких оценок успеха в обществе, что предполагает самостоятельную проверку ребенком своих стремлений к успеху.
Библиографический список
- Дашевская А. Е. Исследовательская деятельность педагогов и учащихся. – Методический сборник. Изд. 2-е, доп. Перераб. – Киров: Изд-во Лицея естественных наук, 2003.
- Ларина В. П. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2004.
- Макаренко З. П. Учебные экологические исследования учащихся по областной программе «Школьный экологический мониторинг». – Модернизация естественнонаучного образования в условиях развития современной школы: материалы 30-й областной научно-практической конференции учителей географии, химии, экологии, биологии образовательных учреждений. - Киров: ИУУ, 2003.
- Краева И. И. Диагностический подход в управлении исследовательской деятельностью участников педагогического процесса. – Сборник научных материалов. Часть 1 . – Под редакцией Г. А. Русских. – Киров: ИУУ, ВГПУ, 2000.
- Подготовка педагогических кадров и оценка их качества в системе непрерывного образования: Материалы международного семинара. – Киров: Издательство ВГПУ, 2001.
- Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика – Под редакцией П. И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001.
- Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М: Издательство «АГАР» -2000.-385с.
- Методические рекомендации и задания в помощь учителям и юным следопытам. Изучайте свой край. – Киров, 1978.
- Беляева В.С.. Изучаем природу родного края. (Из опыта работы). М., Просвещение, 1971.
Приложения