Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социальноориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание.
Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.
Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой. И работа учителя должна быть направлена на непрерывное социально-личностное развитие учащихся. Опыт работы в школе показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент.
В качестве идеологической основы этой воспитательной среды мы выбрали патриотическое воспитание школьников.
Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.
Цель воспитательной работы:воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.
- Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.
- Через изучение государственных законов, прав и обязанностей граждан России – формирование правовой культуры, готовности к сознательному служению своей Родине.
- Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными профессиями – воспитание уважения к военной истории, сохранение и приумножение воинских традиций, стремление к воинской службе.
Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.
Огромная роль в этом отводится работе классного руководителя.
Каждый педагог, став классным руководителем нового для него детского коллектива, хочет, чтобы в школе ученикам было радостно и комфортно, а воспитание переросло в самовоспитание. Но как научить любить Родину, быть милосердным и трудолюбивым? Как воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию.
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов или метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именем американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- Направлены на достижение конкретных целей;
- Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;
- В определенной степени неповторимы и уникальны.
Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выделяют проекты следующих типов:
- исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
- творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
- информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
- практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, проект закона, справочный материал, словарь школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, пр.).
Организация проектной деятельности
I Этап – проектировочный:
- Определение темы проекта;
- Определение названия проекта;
- Формулировка дидактических целей и задач проекта;
- Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
- Обсуждение возможных источников информации;
II Этап – практический:
- Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
- Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;
III Этап – заключительный:
- Защита и оппонирование полученных результатов;
- Оценка работы каждого участника группы;
- Оценка работу группы;
- Рефлексия.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Для меня, как классного руководителя и учителя–предметника, волшебным ключиком к воспитанию патриота и социальноуспешной личности является деятельностный подход и технология проектной деятельности на межклассном уровне, соблюдая преемственность в обучении и воспитании. В основе моей педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы и требовательность.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий: нетрадиционные уроки, тематические классные часы и родительские собрания, личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, линейки, радиопередачи, акции милосердия, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками, общественными организациями.
В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет на межклассном уровне.
Старшие школьники, разрабатывают творческий проект, корректируют содержание, учащиеся средней школы подключаются в поиске необходимой информации, а младшие - входят в творческие группы и оказывают посильное участие в разработке мини-проектов, собирают материал. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.
Результатом работы над проектом может быть проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности, передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, радиопередача, участие в конкурсе и др.
Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.
Некоторые темы проектов, используемые нами:
- Моя семья:
- Все профессии нужны, все профессии важны;
- Зверье мое;
- Моя родословная;
- Наш семейный альбом;
- Традиции моей семьи;
- Любимые праздники моей семьи;
- Чтоб к внукам шла связующая нить…;
- Моя школа:
- Герои Советского союза – выпускники нашей школы;
- Школьные династии;
- Школа будущего;
- «Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее»;
- Мой родной город:
- Так рождался Ярославль;
- Город–красавец на Волге стоит;
- Старые названия новых улиц;
- Отечество люби не словами, а делами;
- Герои земли Ярославской;
- Никто не забыт, ничто не забыто;
- Ярославская земля – родина русского флота;
- Ярославль – родина первого русского театра;
- Помоги городу стать чище;
- Ярославль глазами художников;
- Песни и стихи о Ярославле;
- Древний город, устремленный в будущее;
- Прогулка по улицам любимого города;
- Путешествие в мир театра;
- Район, в котором я живу:
- Где эта улица, где этот дом;
- Золотые звезды на улицах Ярославля;
- Моя улица;
- Путешествия по России:
- Золотое кольцо России;
- На родине Сергия Радонежского;
- Прекрасное – рядом;
- Роль столицы в жизни России;
- Путешествуйте с нами;
- Семейные путешествия.
Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.
Приведем пример методического обоснования мероприятия, «Город-красавец на Волге стоит», посвященного встрече с ярославской поэтессой В.Я.Радуль. Творческая встреча приурочена к 1000-летнему юбилею родного города.
Цель проекта:
- Подготовка к 1000-летию Ярославля;
- Знакомство с творчеством ярославской поэтессы В.Я.Радуль.
Тип проекта: творческий.
Продолжительность:
2 месяца- Предварительная работа: знакомство со сборником стихов В.Я.Радуль «Город-красавец на Волге стоит» и работами ярославского художника-иллюстратора А.А.Шмидта.
- Участники: учащиеся 10-5-3 классов;
- Работа учащихся в творческих группах: подготовка мини-сообщений об исторических и культурных реалиях, людях, запечатленных в стихах В.Я.Радуль; выразительное чтение отдельных стихотворений, создание презентации, написание отзывов о книге для школьной стенгазеты; создание рекламной афиши творческой встречи; подготовка вопросов интервью.
- Оборудование: книга стихов В.Я.Радуль, выставка работ художника-иллюстратора А.А.Шмидта, компьютер, проектор.
Этапы мероприятия
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результат взаимодействия |
Вступительное слово | Вступительное слово о предстоящем юбилее Ярославля, о его славной истории и культуре (сопровождается музыкой и показом слайдов с видами памятников истории) | Слушание, выразительное чтение отрывков из стихотворений творческой группой учеников. | Позитивный эмоциональный настрой на творческую встречу, «вхождение» в тему. |
Выступление В.Я.Радуль о своей творческой деятельности | На всех последующих этапах учитель выполняет роль ведущего, координируя деятельность учеников и гостьи. | Учащиеся I творческой группы задают вопросы интервью о начале творческой деятельности поэтессы. | Знания о жизни и творчестве В.Я.Радуль; опыт интервью. |
Творческий отчет I творческой группы | Беседа с учащимися по анализу стихов, об истории возникновения города (легенды о городе, герб Ярославля). В ходе выступления ребят В.Я.Радуль задает вопросы, дает оценку деятельности школьников. | Работа над стихотворениями «Князь Ярослав» и «Начало» об истории возникновения Ярославля: выразительное чтение стихов, сообщение дополнительных сведений об истории и географии города. | Знание легенд о происхождении Ярославля, опыт анализа поэтического текста. |
Выступление В.Я.Радуль об истории создания стихов | Вопросы интервью II творческой группы о творческом процессе работы над стихами. | Знания о творческом процессе работы над стихами В.Я.Радуль. | |
Творческий отчет II творческой группы | Беседа с учащимися по анализу стихов, о знаменитых памятниках архитектуры города. В ходе выступления ребят В.Я.Радуль задает вопросы, дает оценку деятельности школьников. | Работа над стихотворениями «Церковь Ильи Пророка», «Коровницкая слобода», «Первый театр»: выразительное чтение стихов, сообщение дополнительных сведений о памятниках архитектуры города. | Знания о знаменитых архитектурных памятниках Ярославля, опыт анализа поэтического текста. |
Выступление В.Я.Радуль об идее создания книги стихов и работе художника-иллюстратора А.А.Шмидта | Вопросы интервью третьей творческой группы о совместном творческом процессе поэтессы и художника-иллюстратора в работе над книгой стихов. | Знания о творческом процессе работы над книгой стихов В.Я.Радуль «Город-красавец на Волге стоит». | |
Творческий отчет III творческой группы | Учитель организует беседу с учащимися по анализу стихов, о важных вехах индустриального строительства города. В ходе выступления ребят В.Я.Радуль задает вопросы, дает оценку деятельности школьников. | Работа над стихотворениями «Первая электростанция», «Первый автомобиль»: выразительное чтение стихов, сообщение дополнительных сведений о памятниках архитектуры города. | Знания об истории крупных промышленных предприятиях города, опыт анализа поэтического текста. |
Обмен впечатлениями | Подведение итогов творческой встречи. | Учащиеся зачитывают отзывы о стихах, обмениваются впечатлениями о созданных афишах к творческой встрече с поэтессой. | Обмен отзывами и впечатлениями, презентация пресс-центра. |
Проведенное мероприятие было направлено на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и социального воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся.
Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:
- знания по истории и культуре родного края, истории школы;
- ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;
- реализация интересов и творческих способностей учащихся;
- опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;
- формирование духовного мира личности учащихся;
- опыт социальных отношений.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.