Цель:
- познакомить детей с творчеством И. А. Бунина;
- передать красоту русской природы через совместное прочтение, анализ и иллюстрирование текста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с творчеством И. А. Бунина, со стихотворением «Листопад»,
- способствовать формированию умения выражать свои чувства, впечатления от увиденного и услышанного в рисунках;
- учить использовать природный материал для создания объемной аппликации;
- учить находить оттенки цвета.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, аккуратность, усидчивость, умение работать в группах.
Оборудование:
- Презентация: творчество И. А. Бунина, картины осени.
- Текст стихотворения «Листопад».
- «Золотая осень» И. Левитан.
- Крупа: пшено, манка, греча, рис, горох.
- Клей, краски акварельные, кисти
- 2 окрашенных листа ф.А3.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Беседа по теме.
Ребята, помните, я недавно вас спрашивала, какое самое красивое время года, вы ответили – осень. Осень – любимое время года многих художников и писателей. Мы не раз уже смотрели осенние пейзажи, читали произведения об осени. Наш сегодняшний урок посвящен творчеству замечательного поэта И. А. Бунина. (Приложение 1)
И. А. Бунин родился 10 октября 1870 г. в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство, с четырехлетнего возраста, Бунин провел в деревне Орловской губернии.
В десять лет Бунина отдали в Елецкую гимназию. Более четырех лет Иван жил по чужим домам и очень тосковал по дому. В гимназии учился без всякого интереса. С каждым годом учебные дела шли все хуже и хуже, и родители его забрали из гимназии домой. Единственное, что вынес Ваня Бунин из гимназии – это были его собственные стихи. Он стал их писать в тайне от всех, они естественно, сначала были очень слабы, зато его детские чувства находили выход.
Прошло время, и стихи Бунина стали выражать не только искренность чувств, но и передавать красоту русской природы и любовь поэта к родному краю.
«Лес, точно терем расписной…» Этой строчкой про лес, представленный поэтом как сказочный терем, начинается стихотворение «Листопад» - одно из удивительных чудес русской лирики. Бунин написал его летом, ему было 30 лет. Гостил он тогда дома у брата в деревне Огневка Тульской области.
3. Анализ стихотворения.
Иван Бунин написал немало прекрасных стихов, но до конца жизни дорожил стихотворением «Листопад.»
Давайте обратимся к этому произведению и подумаем: чем осень воспетая Буниным отличается от осени в стихах уже известных вам писателей?
Это большое произведение посвящено не просто одному моменту осени, а всей осенней поре: с самых первых осенних дней до последнего упавшего на побелевшую землю листочка.
(Выразительное чтение учащихся 4 класса)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- С чем Бунин сравнивает лес? ( С расписным теремом)
Какие краски использует поэт для описания осеннего леса? (Лиловый, золотой, багряный.)
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
- Давайте подумаем, чем, по мнению поэта, пахнет осенний лес? (Дубом и сосной)
- С кем сравнивает Бунин осень? (С тихою вдовою)
- Посмотрите, как пишет слово «Осень» Бунин? (С большой буквы, он ее одушевляет)
Итак мы с вами увидели самое начало осени, ее приход. Прошло время , и что мы видим? (Выразительное чтение учащихся 4 класса)
…Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
- Что изменилось в природе? (стало холодно и бело)
- Какой стала лесная чаща? (Помертвелой)
- Как себя чувствует Осень? (Ей жутко)
Посмотрим, как изменился лес со временем:
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него листами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…
- Как вы думаете, какой осенний месяц описывает поэт?
- Каким стал лес? (Терем без призора, лес потемнел, полинял)
4. Планирование практической работы.
- На сколько частей вы бы разделили стихотворение? (На 2, 1 часть – ранняя осень, 2 часть – поздняя осень)
- Какие картины вы себе представили, читая первую часть? (лес, золотые, красные, зеленые листочки, птицы летят на юг)
- Какие картины вы себе представили, читая вторую часть? (лес почти голый, кое где висит листочек, на земле легкий снежок, в небе преобладают серые краски, пасмурно, тишина передается за счет отсутствия живой души, например птиц)
- Сейчас мы разделимся на 2 группы. (учащиеся, которые вытянули кленовый листочек – иллюстрируют 1 часть стихотворения, дубовый – 2 часть). Каждой группе сейчас нужно будет изобразить осенний пейзаж к одной из частей стихотворения. Руководителями групп будут ученики 4 класса.
- Иллюстрировать мы будем с помощью семян и крупы. Ваши листы уже окрашены, нужно создать композицию. (Изображаем линию горизонта, то о чем говорится в стихотворении: лес, отдельно стоящие деревья на переднем плане.
Какое небо в начале стихотворения, предположите (ясное, голубое, кое-где перистые облака). Это можно передать используя манку.
- Какое небо становится потом? (пасмурное, можно выложить тонкий слой манки и подкрасить, используя черную краску и воду)
Обратите внимание на картину. Как она называется (Левитан «Золотая осень»).
Где небо насыщеннее? Ближе к линии горизонта или выше?
Как понимаете» насыщеннее»? (Ярче)
Обратите внимание на работы художников. Как один цвет плавно переходит в другой.
5. Практическая работа.
А) Решение в цвете неба.
- На лист сначала необходимо нанести тонкий слой клея, аккуратно насыпать крупу. Попробуйте. Сразу распределитесь: кто наносит клей, кто крупу, а кто подкрашивает.
- С помощью чего можно передать лес вдалеке в первой части? ( пшена, гречи, можно чуть подкрасить)
- А когда автор говорит:
«Лес словно терем без призора,
Весь потемнел и полинял…»
(можно использовать гречу, как стволы деревьев, а на близ расположенных деревьях кое – где можно добавить листочек в виде пшенки или мелкого гороха).
Б) Работа над цветом и фактурой земли.
Будем работать над цветом земли. Он зависит от того, какую осень вы будете изображать.
Посмотрите на картины художников. Какие оттенки цвета они используют для изображения «Золотой осени»?(желтый, коричневый, зеленый: один цвет плавно переходит в другой)
- Подберите на пробниках оттенки для изображения земли ранней осени? Поздней осени?(больше высохшей, пожелтевшей травы)
Посмотрите на работу художников. Некоторые моменты можно взять у них. В близи кое-где травку мы видим четче. С помощью чего можно изобразить?(рис) Какими оттенками изобразить, подберите на пробнике.
Г) Проработка мелких деталей.
Будем работать над изображением деревьев и других основных предметов. Четко листочки мы не видим. Сначала чуть намазываем клеем там где на дереве будет располагаться основная масса листьев и подбираем крупу. (пшенка, у близ расположенных деревьев – мелкий горох).
Цвет и количество листьев зависит от того какую осень : раннюю или позднюю вы изображаете. (ранняя – присутствуют оттенки зеленого, красного, оранжевого, желтого, охристого; поздняя – красно-коричневого, охристо-коричневого.)
Д) Обобщающая работа над пейзажем. Посмотрите на ваши работы еще раз прочтите каждый свою часть стихотворения. Что можно добавить с помощью кисти и цвета.
(Помогаю, даю советы)
6. Итог урока. Выставка рисунков.
Посмотрите какие интересные работы получились. Давайте проанализируем работы друг друга.
- Что удалось передать?
- С каким стихотворением на уроке мы сегодня познакомились? Кто его автор? Мы с вами вместе прошлись по осеннему лесу, вместе с поэтом Иваном Алексеевичем Буниным прожили всю осеннюю пору. Что вам особенно понравилось сегодня на уроке?
Литература:
- Учебник: Чуракова Н. А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях. Самара: Федоров. 2008.
- Жиренко О. Е., Лапина Е.В., Киселева Е. В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2007.
- Изобразительное искусство в 3 классе. Тематическое и натурное рисование. Ярославль. 1997
- Из опыта работы сельской малочисленной школы.Конспекты разновозростных и разноуровневых уроков педагогических работников сельских школ/ под. ред. А. И.Зюзиной. Углич. 2ооо