Интегрированный урок (гражданское образование + краеведение) по теме "Семь чудес города Кунгура"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщение знаний детей о родном городе на основе поисковой деятельности и наблюдений учащихся.

Задачи:

  • систематизировать знания детей по г. Кунгуру, его географическом местоположении;
  • воспитывать чувство гордости и патриотизма к городу Кунгуру как городу мастеровых, центру купечества, источнику архитектуры, городу, уходящему корнями в православие;
  • развивать умение видеть интересное в окружающем мире, открывать таинственное, восхищаться прекрасным.

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

Ход урока

(Слайд 1) (Приложение)

1. Сообщение темы и цели.

(Слайд 2)

Между Сылвой и Иренью
На хребте седой горы
Разместился город древний
С незапамятной поры
Всем проезжим и прохожим
Виден он издалека
На другие не похожим,
В нем запутались века.
Р. Чудинов

Ребята, сегодня мы с вами откроем 7 удивительно знакомых нам чудес города Кунгура и составим вот такое приглашение для гостей нашего города, пускай все узнают, что Кунгур – это настоящая жемчужина Урала. А мы будем гордиться тем, что здесь живём и знаем о Кунгуре больше, чем другие жители Прикамья.

Давайте сначала узнаем, где находиться наш город и познакомимся с историей.

(Слайд 3) В юго-восточной части Пермского края расположен кунгурский район, где на сплетении трёх рек расположен небольшой, но очень красивый город Кунгур.

2. История города.

Сообщение.

(Слайд 4) Уже в летописях 16 века встречалось словосочетание сылвенский край. Богатство земель сылвенского края оценили братья Строгановы и призвали Ермака на покорение Зауралья и Сибири. Поход атамана закончился тем, что на обратном пути войско атамана не вернулось назад, а осталось в живописном местечке, основав поселение на слиянии трёх красивых рек. А официально, согласно грамоте царя Алексея Михайловича город был основан в 1663 году.

Задание.

У каждого города есть свой герб. Вам предложены гербы разных городов. Выберите герб города Кунгура.

Проверка

Посмотрите. Вы оказались правы. Наташа, расскажи нам о гербе Кунгура.

(Слайд 5) Сообщение

Кунгур находится в лесостепной зоне. Почвы здесь богатые, чернозёмные. Издревле славился этот край своими пахарями. Кунгурские купцы торговали хлебом не только в Прикамье, но и по всей России. Поэтому на гербе города – рог изобилия с колосьями пшеницы в нём.

3. Реки города.

(Слайд 6) Итак, начнём открывать чудеса.

Подлинным достоянием и одним из чудес Кунгура является богатая природа и 3 красавицы реки. (открыть на схеме) (Слайд 7)

Назовите эти реки. (Сылва, Ирень, Шаква)

Три реки обняли город мой,
Делят с ним века и каждый день,
Три реки с единою судьбой
Сылва, Шаква, их сестра Ирень
Сообщение (Предкель Алина)

(Слайд 8)

Старшая река, Сылва, течет достойно,
Мудрость, жизни глубоко познав,
В основном ведет себя спокойно,
От житейских мелочей устав.

Средняя река совсем другая,
С именем лирическим Ирень,
Но с живой природою играя,
Ярче отражает свет и тень.

Ирень – левый приток Сылвы. Впадает в Сылву в черте города Кунгура.

Шаква меньше всех и незаметней.
Хоть и вспыльчива она весной,
На руках природы многоцветной
Засыпает летнею порой.

Шаква – правый приток Сылвы. Впадает в Сылву ниже Кунгура.

Задание. Подпишите на карте реки Кунгура.

Проверка. Проверим. Покажите, что у вас получилось? (Слайд 9)

4. Архитектура Кунгура.

(Слайд 10) Сообщение.

Наш город называют городом контрастов, здесь есть современные и старинные здания.

(Слайд 11) Местные купцы Кирилл Тимофеевич Хлебников, Алексей Губкин, Михаил Грибушин и многие другие были патриотами своего города, благотворителями своим собственным благополучием питали и растили, строили и возвышали Кунгур. Они оставили нам в наследство неповторимые особняки, торговые ряды и церкви, которые по сей день, украшают наш город, придавая его облику неповторимый колорит.

Ребята нашего класса хотят рассказать о нескольких старинных домах.

Сообщения.

(Слайд 12) 1) Гостиный двор – в 19 веке году при активном участии Михаила Ивановича Грибушина в центре города, на Соборной площади были возведены «Верхние торговые ряды», официально названные Гостиным двором. Магазины Гостиного двора и в настоящее время продолжают служить людям, являясь прекрасным памятником торгового прошлого Кунгура.

(Слайд 13) 2) Педагогическое училище – В память своей рано умершей дочки Елизаветы Алексей Семёнович Губкин выстраивает в центре города кирпичный трёхэтажный дом, в котором с 1878 года располагается Елизаветинский приют для бедных детей. Здесь для обучения рукоделию принимались только девочки и находились на полном обеспечении до 18 лет. Сеёчас в этом здании располагается Педагогическое училище.

(Слайд 14) 3) Школа № 2 – В 19 веке на средства Михаила Ивановича Грибушина был построен Михайло-Кирилловский сиропитательный дом, где мальчики из бедных семей получали общешкольное образование, обучались ремеслу, музыке, хоровому пению. Кстати, и сейчас в этом знаменитом доме расположено образовательное учреждение – средняя школа №2.

Архитектура Кунгура – это следующее чудо города.

(Слайд 15) Задание. У каждой группы есть набор фотографий. Вам нужно сравнить и найти, как выглядело здание в старину и сейчас.

Проверка.

Давайте проверим. Я буду называть пары домов, а вы мне их будете показывать.

(Слайд 16-22) Хорошо, а сейчас давайте окунёмся в контрасты нашего города и ощутим, какое это чудо, что особняки купцов украшают Кунгур и сегодня. (Слайд 23)

5. Храмы Кунгура.

(Слайд 24) Сообщение.

Но самое дивное украшение Кунгура – его храмы. Город, уходящий корнями в святое православие, – такое определение городу дал патриарх Алексей Второй, побывавший здесь в 1996 году. Всего в небольшом городе было 12 церквей. Сейчас насчитывается 5, а действующих только 4 храма.

(Слайд 25) Спасо-преображенская церковь, Свято-Никольский храм, Тихвинская церковь, Всехсвятская церковь и храм Успенской божьей матери.

Задание. Из букв, которые есть на столе, сложите слово, и вы узнаете какая церковь сейчас недействующая.

Проверка. Какой храм недействующий в городе?

– Кто из вас знает, что находится сейчас в стенах этого храма?

(спортивная школа)

Храмы Кунгура – это следующие чудо нашего города.

6. Кунгур – промышленник.

(Слайд 26) Открыть следующее чудо города поможет небольшой фильм, давайте посмотрим.

О каких предприятиях Кунгура узнали?

Какие ещё крупные предприятия есть в нашем городе?

Предприятия Кунгура – это тоже одно из чудес Кунгура.

Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Дружно руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело

7. Мастера Кунгура

(Слайд 27) При въезде в город стоит стела, изображающая мастерового. То ли это Данила-мастер из сказов Бажова, то ли сегодняшний мастер кожевенник или камнерез, но отражает он мастеровитость и талантливость кунгуряков и является символом Кунгура.

 (Слайд 28) Сообщение.

2 столетия назад до появления гипсо-перерабатывающего завода мастеровые люди уже находили применение селениту и гипсу, которого достаточно в Кунгурском крае. История кунгурского худ. колледжа началась именно с камнерезной школы. Удивительные изделия из уральского камня, гобелены, росписи по эмали, поделки из дерева создают юные художники. Их произведения демонстрируются на российских и зарубежных выставках.

(Слайд 29) Мастера Кунгура – это ещё одно настоящее чудо.

Задание. Рассмотрите ещё раз символ Кунгура. Обратите внимание на цифры на скульптуре и подумайте, о чём хотел рассказать архитектор этой скульптурой?

(ответы детей)

Послушайте правильный ответ.

(Слайд 30) Сообщение. 3 волны – 3 реки. Дата – год рождения Кунгура. Голова медведя – символ Пермского края.

Рог изобилия – часть герба города Кунгура.

А что в другой руке у мастера?

(кристалл)

Почему именно кристалл, о чем он говорит всем приезжим в городе?

8. Ледяная пещера

(Слайд 31) Сообщение.

Верно, в нашем городе есть памятник всероссийского значения. Единственная в России пещера оборудована для экскурсий. По протяжённости среди пещер из гипсового карста она самая большая, её длина 5600 м. Недаром её называют жемчужиной Урала.

Тот, кому довелось побывать,
Не забудет вовек, я уверен,
Сталактиты, да озера гладь
Искрометной Кунгурской пещеры!

(Слайд 32) Задание. Каждый из вас бывал в ледяной пещере и знает, что в пещере есть удивительной красоты гроты, попробуйте угадать названия гротов пещеры.

А называть, вам подскажут карточки с названиями гротов.

Ледяная пещера – это не только чудо города Кунгура, но и одно из чудес России.

9. Небесная ярмарка.

(Слайд 33) Посмотрите, осталось нераскрытым ещё одно чудо нашего города. Подумайте в группе, что ещё можно назвать чудом?

(Небесная ярмарка)

Действительно, Небесная ярмарка – это ещё одно из чудес Кунгура.

Сообщение.

С 2003 года проводится знаменитый на всю Россию фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка». В город съезжаются десятки тепловых аэростатов и устраивают над Кунгуром небесные баталии.

(Слайд 34)

Кунгур, Кунгур!
Люблю свой городок,
И каждый дом – высок он или низок.
Ты от Москвы, быть может, и далек,
Зато ты сердцу бесконечно близок!

10. Итог

Посмотрите, какое красивое приглашение получилось.

Давайте ещё раз назовём все чудеса, которыми славится наш город?

(Чтение хором)

Мы ещё не назвали одно чудо, самое главное, ребята – это жители города Кунгура, мы с вами. Значит от нас зависит какое будущее будет у города Кунгура.

11. Домашнее задание.

Сегодня мы открыли 7 чудес нашего города. Вашим домашним заданием будет нарисовать то чудо, которое вам особенно дорого? А может вы откроете еще какое-нибудь чудо Кунгура и не только нарисуете, а сделаете сообщение и расскажите нам о нём на следующем уроке.

(Слайд 35) А сейчас давайте все встанем и послушаем очень красивый гимн города Кунгура.

Спасибо всем за хорошую работу на уроке!