Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в МОУ СОШ № 2

Разделы: Внеклассная работа


НОУ «ИМПУЛЬС» - науке – энергию молодых

Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Одно из основных направлений политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу - развитие фундаментальной и прикладной науки, а также системы образования. Эти направления отнесены к стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации наряду с повышением качества жизни населения, достижением экономического роста, развитием культуры, обеспечением обороны и безопасности страны. Одной из основных задач в этой области является создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сферу науки, технологий и образования, выявления и защиты наиболее одаренных из них.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» 2009) Президент России Дмитрий Медведев сформулировал основные направления развития образования в современной школе. Так, «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития», что означает ведущую роль способов и технологий, «которые пригодятся в будущем», вовлечение учащихся в такую деятельность (исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия), в ходе которой они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Задачи, поставленные Концепцией модернизации российского образования и Концепцией профильной школы, требуют создания условий для профессионального самоопределения учащихся и формирования навыков самообразования. Одной из форм самообразования, повышения мотивации к учебной деятельности и профессиональному самоопределению является самостоятельная исследовательская деятельность школьников. Изменения, происходящие в российском образовании, привели к активизации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Как видим, исследовательская деятельность сегодня является одним из приоритетных направлений развития современного образования, «новой школы».

Естественно, «новая школа» требует и новых учителей. Современный учитель – это не источник информации, не человек, передающий знания. Это тот, кто обучает через опыт и сотрудничество. В исследовательской деятельности учитель выступает в роли эксперта и консультанта, ведущего и координатора. Т.е. своего рода дирижера – помогая, организуя, моделируя, сопереживая, доверяя и сопровождая ребенка на всем протяжении выполнения работы. Бесспорно, роль учителя (руководителя, научного консультанта) при выполнении любой исследовательской работы велика. Это он может прогнозировать результат работы, предвидеть ее актуальность и научную новизну, это он направит мысли и действия ребенка в нужное русло, это он обеспечит начинающего исследователя необходимыми источниками информации, поможет правильно организовать работу.

Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится проблема создания российской элиты. В нашей школе одним из путей реализации данной задачи является создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является научно-исследовательская деятельность учащихся.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в городских региональных и всероссийских научных конференциях, встречаются с молодыми исследователями из разных городов, обмениваются опытом. Юные исследователи, прошедшие защиту своих работ на заседаниях школьных и городских секций научного общества, по окончании школы легко включаются в образовательный процесс высших учебных заведений.

Это еще раз свидетельствует о том, что наряду с другими современными методами (проектный, проблемный) исследовательский метод обучения является эффективным и требует от педагогов освоения технологии исследования с целью дальнейшего внедрения в образовательный процесс современной школы.

Опыт работы НОУ «ИМПУЛЬС» по пропаганде и внедрению исследовательской деятельности в образовательный процесс показал, что она достаточно эффективна, дает толчок для развития интеллектуальных способностей и социальной адаптации учащихся. Кроме того, учащиеся часто не просто включаются сами, а «заставляют» включатся в работу и педагогов. Так что это позволяет не только активизировать школьников, но и повысить научный и методический уровень педагогов.

Педагог, становящийся руководителем ученического исследования, сам погружается в исследуемый учеником материал, ищет и познает новое, делает открытие вместе с учеником и становится вместе с воспитанником обладателем нового культурного знания, знания осмысленного и овеществленного. Вместе с воспитанником он ищет, размышляет, формулирует идеи, предлагает методы решения проблемы. Через такое взаимодействие с учителем ученик осваивает процесс, и этот процесс получения знаний осваивается им как личный опыт.

Учебно-исследовательская деятельность позволяет выявить и раскрыть интересы и склонности учащихся к научному поиску, сформировать интеллектуальную среду, стимулирующую творческую активность как учащихся так и педагогов.

Анализ работы НОУ «Импульс» МОУ СОШ № 2 за 2008-2009 учебный год

Человечество вступает в новую эпоху – информационное общество. Приоритетным направлением в образовании сегодня должно стать умение получать и перерабатывать информацию, отличать нужную информацию от ненужной, полезную от нейтральной, верную, точную – от искаженной, оценивать необходимый объем информации, умение упорядочивать, систематизировать информацию и, наконец, интерпретировать ее.

Индивидуальная работа с одаренными детьми в рамках НОУ разворачивается именно в этом направлении. Ближайшая цель работы видится в пробуждении интереса учащихся к научной деятельности. Отсюда вытекает и главная задача – привить детям реальные навыки научного исследования.

С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность происходит постепенно. Рассматривая опыт подобной работы в нашей школе, можно констатировать, что интерес к самостоятельной работе появляется уже с младшего звена школы. Ведь дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать современными информационными технологиями для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующие их вопросы.

В целях создания условий для научного, интеллектуального и творческого развития подростков, для формирования школьного сообщества юных исследователей и их наставников, на основании плана работы в 2008-2009 учебном году продолжило работу школьное НОУ «Импульс».

Согласно плану работы проводились заседания общества, велась работа по оказанию индивидуальных консультаций педагогам и учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью, заслушаны работы учащихся и даны рекомендации для участия в 11 городской конференции школьников «Цель творчества — познание идеи», 3-й городской конференции для учащихся второй ступени «Малая академия», VI окружной конференции школьников «Ступень в будущее», других российских конференциях и конкурсах.

Этот учебный год для «ИМПУЛЬСА» стал поистине звездным. Результаты говорят за себя. В 2008–2009 учебном году 31 (17 в прошлом году) учащихся занимались исследовательской деятельностью, 30 из них представляли свои работы

  • на заседаниях школьного научного общества учащихся,
  • на 11 городской научно-практической конференции школьников «Цель творчества — познание идеи»- 11 (3) (Приложение 1). Призерами конференции стали все учащееся, принимавшие участие в конференции.

В целом наблюдается повышение количества работ по сравнению с прошлым годом в 3 раза (9/3), притом, что в данной конференции принимают участие только учащиеся 9 классов нашей школы.

Члены жюри отметили высокий интерес учащихся к проблемам исследования, актуальность и практическую направленность работ, повышение уровня владения материалом, оформления и представления исследований. В будущем учебном году следует продолжить активную научно-исследовательскую работу в старшем звене (9 кл.), привлечь и обучить новых педагогов и учащихся.

  • на 3-й конференции для учащихся второй ступени «Малая академия» -19 (14) (Приложение 2).

В этом году учащиеся и педагоги приняли активное участие во 3 конференции для учащихся второй ступени «Малая академия» - 15 (11*) работ, 19 (14*) учащихся и 14 (10*) педагогов нашей школы.

Впервые попробовали себя в исследовательской деятельности учащиеся начальной школы в секции «Первые шаги в науку». Для них они стали не только самыми трудными, но и самыми результативными, победными.

Работы учащихся были рекомендованы для участия в городской и окружной конференциях: Жукова Алена - 12 городская конференция «Цель творчества – познание идеи»), Хрептик Ольга, Бойко Арина, Кононова Даша - Окружная конференция «Ступени к успеху. Юниор»).

Сравнительный анализ участия членов НОУ «ИМПУЛЬС» в городских конференциях позволяет сделать вывод о положительной динамике развития исследовательской деятельности в школе (Приложение 3).

Расширилась география участия юных исследователей нашей школы в региональных и российских конкурсах исследовательских работ. Учащиеся-исследователи и их руководители приняли участие в:

  • VI окружной конференции школьников «Ступень в будущее» (приложение 4).
  • Во Всероссийских конкурсах и фестивалях научно-исследовательских и творческих работ учащихся (приложение 5).

Анализ участия учащихся и педагогов школы в окружных и российских конференциях в 2008/09 учебном году представлен в приложении 6.

Путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Поэтому связь между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца – очевидна. И роль учителя в этом процессе огромна. Сегодня 17 учителей (а это 42% педагогического коллектива) курируют исследовательскую деятельность. Их главная задача – научить школьников смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями, не с догмами, принятыми на веру, а с теми данными, которые открывает само исследование.

Большая роль в привлечении учащихся к выполнению исследований, оказании помощи им отводится учителю. Без его кропотливой работы не было бы и тех результатов, которые были изложены выше. Руководили исследовательской деятельностью учащихся в текущем учебном году 17 (11) педагогов школы, что составляет 42 % педагогического коллектива.

Необходимо отметить тот факт, что количество педагогов, курирующих исследовательскую деятельность учащихся, постоянно повышается, и этот год не стал исключением.

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий их добывать и приобретать, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен успешно адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным.

Как добиться того, что наши выпускники были и успешны, и востребованы? Ответом на этот вопрос могут стать слова ученого-литературоведа Г.А. Гуковского: “Кто сказал, что школа должна учить тому, что легко школьникам? Я полагаю, она должна учить их тому, что им доступно по их возрасту, но это совсем не одно и то же… Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, т.е. радостною победою… И учат этому не моральными наставлениями и нравоучительными заклинаниями, а трудом, настойчивыми навыками вдумчивого труда, а ведь труд – труден…” Это во-первых. А во-вторых, самые обычные, вполне традиционные приемы работы на уроке и во внеурочное время под руководством талантливых учителей нашей школы приобретают поисковый характер, побуждают обращаться к научным источникам, справочникам, требуют самостоятельности в подборе и анализе разнообразных материалов, пытливости в раздумьях над той или иной проблемой.

Для многих ребят увлечение научно-исследовательской работой становится стартовой площадкой для покорения новых высот. Так, благодаря работе Бреслаухова Владимира, школа обрела свой герб. Затем – победы на окружной конференции, три первых места во Всероссийских конкурсах, он становится лауреатом заочного этапа IV Всероссийской гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» и дипломантом 3 степени конференции в г. Казань. А результат кропотливой и напряженной работы – звание «Ученик года – 2009» и «обладатель Гранта Губернатора»!

Несмотря на то, что после 9 класса многие ребята ушли в Многопрофильный лицей, их научно-исследовательская деятельность, связь с родной школой и учителями не прервалась. Так, ученица 11 класса Федотова Катя и ее руководитель Архипова Е.Н. продолжили сотрудничество, и работа «Парцеллированные конструкции в русском языке» на городской конференции получила 2 место. На Всероссийских конкурсах «Юность. Наука. Культура» и «Первые шаги в науку» Тягунова Дарья стала лауреатом 3 степени (работа «Изучение влияния молодёжных субкультур на подростков города Муравленко», руководитель Гарькуша Ю.А.); Криворучко Лидия (работа «Жанровое своеобразие, синтаксические особенности и средства выразительности в газетных публикациях», руководитель Архипова Е.Н.) – лауреатом 2 степени. Работы Бакаяновой Натальи («Своеобразие топонимов Ямало-Ненецкого автономного округа (в том числе топонимов Пуровского района)», руководители Половко Л.В. и Архипова Е.Н.) и Бреслаухова Владимира получила самую высокую оценку и 1 место.

Исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние инновационных достижений педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Поэтому связь между исследовательской направленностью человеческого мышления и воспитанием человека – мыслителя и творца – очевидна. И роль учителя в этом процессе огромна. Сегодня 17 учителей (а это 42% педагогического коллектива) курируют исследовательскую деятельность. Их главная задача – научить школьников смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими мнениями, не с догмами, принятыми на веру, а с теми данными, которые открывает само исследование. Не перестаю удивляться, какой огромный образовательный и воспитательный потенциал несет в себе продуманно организованная научная работа школьников.Хочется, чтобы этот потенциал использовало как можно больше педагогов.

И все-таки, хочется сказать, как бы ни были революционны техногенные изменения, как бы ни были высоки информационные технологии, последнее слово всегда останется за личностью, его творческим мышлением и желанием изменить мир.

«НОУ – феномен, который трудно понять постороннему наблюдателю. Это не просто педагогическая новация, которую можно разложить по методическим инструкциям и диссертациям. Я бы сказал, что это новая цивилизация, проросшая сквозь трещины официальных воспитательных структур. Самая главная особенность этой цивилизации – система ценностей»

Н.Н. Горькавый доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР научный сотрудник Международного космического центра (США), выпускник научного общества учащихся 1976 года

Приложения.