Урок географии в 8-м классе по теме "Природные зоны арктического и субарктического поясов"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  • сформировать у учащихся образ арктических пустынь и тундры;
  • изучить особенности природных компонентов в данных зонах, установить их взаимосвязь;
  • формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности ПК;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать навык самостоятельной работы;
  • закреплять навык работы с различными источниками знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа с целью активизации опорных знаний, рассказ учителя с последующей беседой, самостоятельная работа, выполнение тестовых заданий.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Карта «Природные зоны России»;
  • Атласы;
  • Учебник;
  • Раздаточный материал к уроку;
  • Презентация;
  • Оборудование для проведения «Тест-опроса»;
  • Электронный учебник «Кирилла и Мефодия».

Ход и содержание урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Выполнение задания по карте «Природные зоны». (Приложение 1, задание 1)

Сегодня мы познакомимся с природными зонами арктического и субарктического поясов - арктические пустыни и зона тундры.

Какие задачи нам предстоит решить? (ответы учащихся)

А насколько вы будете внимательны, мы узнаем в конце урока.

3. Изучение нового материала.

Отправляемся в путь по природным зонам России.

«Эти природно-хозяйственные зоны находятся на Крайнем Севере России и отличаются длительными полярными ночами и днями, очень суровым климатом и многолетней мерзлотой. Зимой это царство снегов и льдов, а коротким прохладным и дождливым летом – болот, озер, мхов и лишайников».

А) Арктические пустыни.

Географическое положение.

Определите, где расположена зона арктических пустынь.

Самостоятельная работа. (Приложение 1, задание 2)

– Используя дополнительный материал, определите:

  1. С чем связано название этой природной зоны?
  2. Каковы характерные черты зоны арктических пустынь?
  3. Почему лето в арктической пустыне холодное?
  4. Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?
  5. С чем связано преобладание в арктической пустыне хищников?
  6. Как вы думаете, почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

(учащиеся работают с дополнительным текстом, раскрывающим особенности природы и органического мира арктических пустынь, ищут ответы на поставленные вопросы)

Проверка самостоятельной работы.

– ответы на вопросы (см. выше, показ презентации Приложение 2)

– Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?

– Почему медведь «белый»?

– Как обитатели арктических пустынь приспособлены к суровым условиям жизни?

Закрепление.

Используя полученные знания на уроке, заполните таблицы: (Приложение 1, задание 3)

Климатические особенности зоны арктических пустынь.

Температура января Температура июля Амплитуда Количество осадков Тип климата
-28° +1° 29° 20° арктический

Особенности органического мира зоны арктических пустынь.

Органический мир Примеры Особенности приспособления к суровым условиям
Растительность мхи, лишайники, камнеломки, полярный мак отсутствие корней, стелющиеся формы
Животный мир моржи, тюлени, белый медведь, чистики, гагары, чайки связь с морем, толстый слой жира, густой мех и оперенье, маскирующая окраска

Б) Тундра

Как вы думаете, то означает слово «тундра»?

(высказывания учащихся)

Тундра – огромная по площади природная зона. Занимающая пятую часть территории нашей страны между ледяной зоной на севере и лесотундрой на юге. Она протянулась от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке. Наибольшая протяженность ее в Западной и Восточной Сибири.

Заполнение таблицы.

На основе рассказа учителя и подготовленного ученика, заполнение таблицы.

климат почвы растительность животные
Тип климата tя tи о
             

 Сообщение уч-ся « Особенности зоны тундры»

(рассказ сопровождается демонстрацией презентации Презентация 2)

Проблемные вопросы.

– Почему природа тундры очень ранима?

– Почему в тундре не растут деревья?

– Бывает ли тундра красивой?

– Как животные тундры приспособились к жизни в тундре?

– Почему тундру нужно беречь?

– Сравните растительность тундры и Арктики. Какие изменения произошли?

– Почему в тундре грибы выше деревьев?

– Назовите особенности зоны тундры:

Работа с определениями.

Какое определение понятию «тундра» вы бы выбрали и почему?

  • Слово «тундра» происходит от финского «tuntu-ri», что означает «плоский безлесный холм». И действительно, отсутствие деревьев — самая яркая, бросающаяся в глаза особенность тундр.
  • Термин «тундра» произошел от финского слова, которое означает «бесплодная земля» или «враждебная территория».
  • Тундра вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.
  • Тундра это неоглядная равнина, густо испещренная озерами и будто приплюснутая низким облачным небом.

Выявление взаимосвязи между компонентами природы зоны тундры..

Электронный учебник «Кирилла и Мефодия»

Урок 24, слайд 11

4. Использование природных зон человеком.

Коренное население, их занятия.

Природа, неотделимая от жизни северных народов, во многом определила их культуру, занятия и образ жизни кочевой или полуоседлый. Для жителей тундры ненцев, коряков и чукчей, живущих в суровых условиях Арктики, основное занятие оленеводство, рыболовство, пушной промысел, охота.

Оленеводы тундры круглый год были заняты выпасом стад, находившихся на подножном корме: зимой ягеле (разновидность лишайника), летом в рацион добавлялась зелень кустарников и травы, а осенью грибы, излюбленное лакомство оленей. Основным орудием оленевода был аркан.

Зимой кочевали к границе лесов, летом к морскому побережью, на продуваемые ветром места, защищавшие стада от гнуса и оводов.

Основным видом транспорта у оленеводов была оленья упряжка.

Жилище

Домом ненцам, нганасанам и энцам служил чум.

Жилище чукчей и коряков – яранга. И чум и яранга были идеально приспособлены к открытым пространствам тундры. Их обтекаемая форма придавала жилищу устойчивость.

Жилище можно было легко собрать и разобрать. На это требовалось 50-60 минут. Запасы продуктов, а также ненужную в данный момент одежду хранили на нартах рядом с жилищем.

Использование территории Арктики.

Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

Огромную роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь.

Россия первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции.

Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой.

Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью.

Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут найти и воспользоваться ими.

По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.

Всё это приводит к возрастанию загрязнённости почвы, воды и растительности, падению числа оленей и других обитателей тундры.

5. Итог. Использование пульта интерактивного опроса.

(Приложение 3)

6. Домашнее задание

  1. Используя материал учебника с.157-162 и дополнительную литературу подготовить рассказ о природных зонах севера России.
  2. Подготовить сообщение о заповедниках, расположенных в зоне арктических пустынь и зоне тундры: О. Врангеля, Большой Арктический заповедник
  3. Заполнить таблицу. (Приложение 1, задание 4)