Цели и задачи урока:
- сформировать у учащихся образ арктических пустынь и тундры;
- изучить особенности природных компонентов в данных зонах, установить их взаимосвязь;
- формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности ПК;
- развивать познавательную активность учащихся;
- развивать навык самостоятельной работы;
- закреплять навык работы с различными источниками знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа с целью активизации опорных знаний, рассказ учителя с последующей беседой, самостоятельная работа, выполнение тестовых заданий.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Карта «Природные зоны России»;
- Атласы;
- Учебник;
- Раздаточный материал к уроку;
- Презентация;
- Оборудование для проведения «Тест-опроса»;
- Электронный учебник «Кирилла и Мефодия».
Ход и содержание урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Выполнение задания по карте «Природные зоны». (Приложение 1, задание 1)
Сегодня мы познакомимся с природными зонами арктического и субарктического поясов - арктические пустыни и зона тундры.
Какие задачи нам предстоит решить? (ответы учащихся)
А насколько вы будете внимательны, мы узнаем в конце урока.
3. Изучение нового материала.
Отправляемся в путь по природным зонам России.
«Эти природно-хозяйственные зоны находятся на Крайнем Севере России и отличаются длительными полярными ночами и днями, очень суровым климатом и многолетней мерзлотой. Зимой это царство снегов и льдов, а коротким прохладным и дождливым летом – болот, озер, мхов и лишайников».
А) Арктические пустыни.
Географическое положение.
Определите, где расположена зона арктических пустынь.
Самостоятельная работа. (Приложение 1, задание 2)
– Используя дополнительный материал, определите:
- С чем связано название этой природной зоны?
- Каковы характерные черты зоны арктических пустынь?
- Почему лето в арктической пустыне холодное?
- Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?
- С чем связано преобладание в арктической пустыне хищников?
- Как вы думаете, почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?
(учащиеся работают с дополнительным текстом, раскрывающим особенности природы и органического мира арктических пустынь, ищут ответы на поставленные вопросы)
Проверка самостоятельной работы.
– ответы на вопросы (см. выше, показ презентации Приложение 2)
– Почему белые медведи впадают в спячку на зиму?
– Почему медведь «белый»?
– Как обитатели арктических пустынь приспособлены к суровым условиям жизни?
Закрепление.
Используя полученные знания на уроке, заполните таблицы: (Приложение 1, задание 3)
Климатические особенности зоны арктических пустынь.
Температура января | Температура июля | Амплитуда | Количество осадков | Тип климата |
-28° | +1° | 29° | 20° | арктический |
Особенности органического мира зоны арктических пустынь.
Органический мир | Примеры | Особенности приспособления к суровым условиям |
Растительность | мхи, лишайники, камнеломки, полярный мак | отсутствие корней, стелющиеся формы |
Животный мир | моржи, тюлени, белый медведь, чистики, гагары, чайки | связь с морем, толстый слой жира, густой мех и оперенье, маскирующая окраска |
Б) Тундра
Как вы думаете, то означает слово «тундра»?
(высказывания учащихся)
Тундра – огромная по площади природная зона. Занимающая пятую часть территории нашей страны между ледяной зоной на севере и лесотундрой на юге. Она протянулась от Кольского полуострова на западе до Камчатки на востоке. Наибольшая протяженность ее в Западной и Восточной Сибири.
Заполнение таблицы.
На основе рассказа учителя и подготовленного ученика, заполнение таблицы.
климат | почвы | растительность | животные | |||
Тип климата | tя | tи | о | |||
Сообщение уч-ся « Особенности зоны тундры»
(рассказ сопровождается демонстрацией презентации Презентация 2)
Проблемные вопросы.
– Почему природа тундры очень ранима?
– Почему в тундре не растут деревья?
– Бывает ли тундра красивой?
– Как животные тундры приспособились к жизни в тундре?
– Почему тундру нужно беречь?
– Сравните растительность тундры и Арктики. Какие изменения произошли?
– Почему в тундре грибы выше деревьев?
– Назовите особенности зоны тундры:
Работа с определениями.
Какое определение понятию «тундра» вы бы выбрали и почему?
- Слово «тундра» происходит от финского «tuntu-ri», что означает «плоский безлесный холм». И действительно, отсутствие деревьев — самая яркая, бросающаяся в глаза особенность тундр.
- Термин «тундра» произошел от финского слова, которое означает «бесплодная земля» или «враждебная территория».
- Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.
- Тундра – это неоглядная равнина, густо испещренная озерами и будто приплюснутая низким облачным небом.
Выявление взаимосвязи между компонентами природы зоны тундры..
Электронный учебник «Кирилла и Мефодия»
Урок 24, слайд 11
4. Использование природных зон человеком.
Коренное население, их занятия.
Природа, неотделимая от жизни северных народов, во многом определила их культуру, занятия и образ жизни – кочевой или полуоседлый. Для жителей тундры – ненцев, коряков и чукчей, живущих в суровых условиях Арктики, основное занятие – оленеводство, рыболовство, пушной промысел, охота.
Оленеводы тундры круглый год были заняты выпасом стад, находившихся на подножном корме: зимой – ягеле (разновидность лишайника), летом в рацион добавлялась зелень кустарников и травы, а осенью – грибы, излюбленное лакомство оленей. Основным орудием оленевода был аркан.
Зимой кочевали к границе лесов, летом – к морскому побережью, на продуваемые ветром места, защищавшие стада от гнуса и оводов.
Основным видом транспорта у оленеводов была оленья упряжка.
Жилище
Домом ненцам, нганасанам и энцам служил чум.
Жилище чукчей и коряков – яранга. И чум и яранга были идеально приспособлены к открытым пространствам тундры. Их обтекаемая форма придавала жилищу устойчивость.
Жилище можно было легко собрать и разобрать. На это требовалось 50-60 минут. Запасы продуктов, а также ненужную в данный момент одежду хранили на нартах рядом с жилищем.
Использование территории Арктики.
Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.
Огромную роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь.
Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции.
Данные, получаемые во время экспедиций расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.
Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой.
Из-за деятельности человека (и прежде всего из-за добычи нефти, строительства и эксплуатации нефтепроводов) над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы. Из-за утечек топлива из нефтепроводов происходит загрязнение окружающей территории, нередко встречаются горящие нефтяные озёра и полностью выгоревшие территории, когда-то покрытые растительностью.
Несмотря на то, что во время строительства новых нефтепроводов делают специальные проходы, чтобы олени могли свободно перемещаться, животные не всегда могут найти и воспользоваться ими.
По тундре перемещаются автопоезда, оставляющие после себя мусор и уничтожающие растительный покров. Повреждённый гусеничным транспортом почвенный слой тундры восстанавливается не один десяток лет.
Всё это приводит к возрастанию загрязнённости почвы, воды и растительности, падению числа оленей и других обитателей тундры.
5. Итог. Использование пульта интерактивного опроса.
6. Домашнее задание
- Используя материал учебника с.157-162 и дополнительную литературу подготовить рассказ о природных зонах севера России.
- Подготовить сообщение о заповедниках, расположенных в зоне арктических пустынь и зоне тундры: О. Врангеля, Большой Арктический заповедник
- Заполнить таблицу. (Приложение 1, задание 4)