Урок 1. «Что такое хорошо?...»
Тема: А.Гайдар «Совесть».
Цель: Развивать навык чтения, чтение выборочное и чтение по ролям.
Воспитательная цель: Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход урока
1. Чтение рассказа «Совесть» учителем.
Нина Карнаухова не приготовила урока… И решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала она.
– И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
– Нет! – удивленно ответил малыш. Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Нина вернулась, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели на ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
2. Словарь.
Болтается – ходит без дела.
Украдкой – тайно.
Смекнула – сообразила.
Подшутить – сделать предметом забавы.
Прогульщик – человек, который прогуливает, пропускает.
Добродушный – добрый.
Вышмыгнула – выскочила.
Грызла совесть – мучила совесть.
3. Чтение рассказа детьми по цепочке.
4. Ответы на вопросы.
Как Нина попала в рощу?
Кого она здесь встретила?
Почему малыш оказался в роще?
5. Чтение 1, 2, 3 абзаца.
Как Нина решила скрыть, что она не приготовила урока.
Прочитай, что она для этого сделала.
Прочитай, как Нина встретилась с малышом. (про себя)
6. Подготовься к пересказу этого отрывка.
7. Чтение рассказа до конца детьми по цепочке.
Почему, вернувшись в рощу, девочка заплакала?
8. Чтение пословиц.
Совесть без зубов, а грызет.
В ком есть стыд, в том есть и совесть.
Почему автор назвал рассказ «Совесть»?
(Девочка поняла, что она поступила плохо. Ей стыдно, совестно было перед малышом.)
9. Итог урока.
Как бы вы поступили в подобном случае?
Кто из героев вам нравится? Почему?
Урок 2. Уж небо осенью дышало…
Тема: Г.Скрибицский «Осень».
Цель: Развивать навык чтения, углубить знания о природе, установить связь явлений и событий.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока
1. Чтение рассказа учителем.
Незаметно прошло жаркое, солнечное лето. Дни стали короче. По небу поплыли серые тучи. Как сквозь сито засеял из них мелкий и холодный дождь.
Трава на лесной полянке порыжела, цветы завяли, и на поверхности луж, как разноцветные лодочки, уже плавают первые осенние листья.
Хмуро темнеет из травы муравьиная куча. муравьи начали постепенно уходить под землю, в глубь своего жилища, и уже редко показываются наружу.
Возле старого пня выросли два гриба подосинника с ярко-красными, как осенние листья, шапочками. Они весело выглядывают из пожелтевшей травы и будто радуются осеннему дождику.
Но недолго пришлось им красоваться на полянке. С соседней елки заметила их шустрая белочка. Быстро спустилась она с дерева на землю, подбежала к грибам, откусила один, взяла в зубы, да и назад – на дерево. Засунула грибок между сучками и опять на землю, за вторым, спустилась. Это белка себе на зиму грибы готовит.
В это же время в кустах под деревом готовится к зиме колючий ежик. Он натаскал в ямку у самых корней, сухую траву, листья, мох, устроил себе на зиму теплое гнездышко. По утрам целые стаи птиц пролетали над полянкой. Птицы летели зимовать на юг, туда, где и зимою тепло. Все лесные жители, каждый по-своему, готовится к зиме.
Медленно вылез из лужи тритон и пополз на свою зимнюю квартиру- в старый пень. Жуки и букашки тоже туда зимовать забрались. И проворная ящерка в норку под корнями залезла, свернулась там в густое колечко. И превратился старый пень в терем-теремок.
Попрятались лесные жители от холода, перебрались в зимние квартиры, опустела полянка. Теперь не увидишь на них ни бабочек, ни жуков, не услышишь веселых птичьих песен.
А ветер шуршит желтыми листьями и поет. Поет, будто рассказывает о том, что скоро по небу с севера поползут тяжелые тучи и всю землю укроет белый холодный снег. И под эту песню засыпают в своих квартирах и ежи, и ящерки, и тритоны, и другие лесные жители. Засыпают крепким сном до будущей весны.
2. Словарь.
Тритон – ящерица, живущая на суше и в воде.
Зимняя квартира – место, где проходит зимовка.
3. Чтение рассказа детьми.
4. Работа по содержанию.
О каких животных рассказывает автор?
Чего все испугались?
5. Выборочное чтение 1, 2, 3 абзаца.
Какие изменения произошли в природе?
6. Рассказы детей.
Как готовятся к зиме лесные жители?
Где нашел убежище еж, тритон, ящерица, муравьи, белка?
Как называет автор старый пень?
7. Прочитать 2 последних абзаца.
До каких пор будут спать животные и насекомые?
О ком мы еще не говорили сегодня? (о медведе, зайце, волке)
Кто, что знает о них?
8. Вывод.
В природе все взаимосвязано.
Именно природа меняет образ жизни животных и насекомых.
Вы согласны со мной?
Почему в сентябре изменяется образ жизни животных? (похолодание, уменьшение корма.)
Надо ли собирать грибы с деревьев?
9. Итог урока.
Что сегодня запомнил на уроке?
Полностью комплект уроков приведен в Приложении.