Цель урока:
- Повторить и закрепить понятия окружности, круга, линий в круге.
- Формировать практические навыки построения окружности (работа с циркулем).
- Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение.
Наглядность:
- Таблицы, карточки, модели разрезных частей круга, модели геометрических фигур.
Ход урока
I. Организационная часть.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, циркуль, карандаш?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребята впрок,
Если будем правильно
Считать, рисовать и
Активно отвечать!
II. Объявление темы.
Повторим виды кривых линий. Какие геометрические фигуры можно нарисовать используя кривые линии?
Отгадайте загадки:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку;
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой друзья? (Круг)У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется… (Окружность)
Сегодня на уроке мы будем чертить, обводить, находить кривые и окружности, сравнивать и собирать круги.
К вам на урок пришла в гости – кто это? (гусеница) Какая она? Из каких фигур она состоит?
Она будет предлагать вам задания и каждому, за правильный ответ, будет выдавать жетон – в виде круга.
В конце урока подведем итог по количеству жетонов.
III. Блиц-опрос.
- Какой инструмент необходим для построения окружности?
- Что необходимо знать для построения окружности?
- Как называется точка, оставленная от циркуля, когда мы строим окружность?
- Чем отличается круг от окружности?
- Сколько центров может иметь один круг?
- Сколько можно построить окружностей с одним центром?
- Отрезок, соединяющий центр и точку окружности, называется…?
- Сколько радиусов можно провести в круге?
- Самый большой отрезок в круге – это…?
- Сколько диаметров можно провести в круге?
- Как называется самый маленький отрезок, который можно построить в круге?
IV. Задания.
Задание № 1.
Вспомним название фигур. Соединим стрелками изображение фигуры и ее название. Какая фигура лишняя? Почему? Из чего она состоит?
Задание № 2.
- Чем отличаются круги друг от друга?
- Какие круги одинаковые? Как проверить?
- Какой круг находится в середине?
- Какой круг находится в верхнем левом углу, какой в правом нижнем?
Задание № 3. (по карточкам)
- Как определить какой круг самый большой?
- Измерьте его радиус. Чему он равен?
- Постройте окружность R=2 см, из этого же центра постройте окружность на 1 см больше, и третью окружность на 1 см больше предыдущей. Запишите, чему равен R большой окружности.
Задание №4.
Вспомните, какие линии можно провести в круге?
Таблица № 1.
Какая фигура вписана в круг? Чем являются для круга стороны треугольника ОА, ОВ и АВ? Какие точки кругу? Какие точки окружности? Какие точки находятся вне круга?
Таблица № 2.
Какая геометрическая фигура вписана в круг? Чем являются для круга стороны квадрата АЕ, ЕК, ВК, АВ? Чем является диагональ ВЕ для круга? Из каких отрезков состоит диаметр ВЕ? Как они называются?
Задание № 5.
Собрать круг из разрезных частей. (на доске магнитные фигуры). Индивидуальная работа с места.
Задание № 6.
Веселая гусеница отправилась в путешествие в солнечный, теплый день. На пути ей встретилось озеро, в пути она должна была еще преодолеть крутые подъемы и спуски в горах. Там дорогу ей преградила горная речка, но гусеница была веселой, неунывающей она нашла мостик и перебралась через речку. Так закончилось ее путешествие. В моем рассказе встречаются названия, которые имеют форму кривых линий (замкнутых и незамкнутых). Перечислите эти названия. (Солнце, озеро, горы, речка, мост)
По карточкам.
Найдите на карточке кривые похожие на эти названия. Обведите их карандашами: солнце – желтым, озеро и речка – синим, горы – зеленым, мост – черным.
Фикультминутка. (Стоя, гимнастика для глаз и для мышц шеи)
Много ль надо нам ребята
Для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата, (по 2 раза в разные стороны)
А на них огромный круг.
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок.
Задание № 6.
Как можно располагать фигуры относительно друг друга?
Замкните кривые линии так, чтобы данная точка:
1 – лежала внутри;
2 – лежала на кривой линии;
3 – лежала снаружи кривой.
Задание № 7. (На внимание)
Каких фигур не достает?
Составьте рисунок недостающей фигуры.
Задание № 8. (По карточкам)
Составь слова
- Соединить стрелками две половинки, чтобы получилось слово
- Прочитать.
- Что объединяет названия фигур?
ОКРУЖ | ВАЯ | ||
КРИ | ИУС | ||
РАД | МЕТР | ||
ХОР | НОСТЬ | ||
ДИА | ДА |
V. Подведение итогов урока.
- С какими фигурами мы сегодня работали на уроке?
- Кто больше заработал жетонов?
- Оценки за урок.
VI. Домашнее задание (творческого характера)
Из полученных за правильные ответы и выполненные задания жетонов (кругов) сделать аппликации.