Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Основные понятия тригонометрии».
Задачи:
- повторить основные теоретические вопросы (определения, формулы);
- проверить сформированность навыков использования основных формул тригонометрии для выполнения преобразований тригонометрических выражений;
- повышать познавательную активность у учащихся;
- развивать культуру общения и культуру ответа на вопрос;
- воспитывать отзывчивость, трудолюбие, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Тема нашего урока: «Основные тригонометрические формулы».
Сегодня на уроке мы с вами повторим основные формулы тригонометрии, и будем применять их для преобразования тригонометрических выражений. Урок пройдет в виде викторины «Счастливый случай». Две команды будут бороться за победу. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. В конце каждого гейма и, конечно, в конце урока подводятся итоги, и определяется команда – победитель. Но и каждый из вас по набранному количеству жетонов в конце урока может получить отметку.
И начать нашу игру хочу со следующих строк.
«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс)
II. 1 гейм «Разминка»
1. Упростить (по одному человеку от команды на каждое выражение)
1 команда | 2 команда |
sin22x + cos22x | cos23x + sin23x |
1 - sin2x | 1 - sin22x |
1 - cos23x | 1 - cos2x |
sin22x - 1 | sin2x - 1 |
cos2x - 1 | cos23x - 1 |
1 + tg22y | 1 + tg23y |
1 + ctg23x | 1 + ctg22x |
2. Указать знаки тригонометрических функций (фронтально)
Подведение итогов.
III. 2 гейм «Дальше, дальше»
1 команда | 2 команда |
1. Сформулировать определение синуса угла. | 1. Сформулировать определение косинуса угла. |
2. Сформулировать определение котангенса угла. | 2. Сформулировать определение тангенса угла. |
Продолжить запись (на доске и в тетрадях) | |
Подведение итогов.
IV. 3 гейм «Спешите решить»
(каждый работает самостоятельно, на партах листки с заданием)
Доказать тождество:
V. 4 гейм «Темная лошадка»
В этом гейме команда за правильное отгаданное предложение получает 25 жетонов. Если отгадано не все предложение, то по числу правильно отгаданных букв. На парте карточки. Вычислить и на наборном полотне найти тот ответ, который получился, сверив с номером примера.
а | в | г | д | ж | и | й | К |
0 | -1 | ||||||
л | м | н | о | с | т | У | |
1 |
У | н | а | с | у | к | а | ж | д | о | г | о | с | в | о | й | т | а | л | и | с | м | а | н | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
1. | 9. | 17. |
2. | 10. | 18. |
3. | 11. | 19. |
4. | 12. | 20. |
5. | 13. | 21. |
6. | 14. | 22. |
7. | 15. | 23. |
8. | 16. | 24. |
Подведение итогов.
VI. 5 гейм «Гонка за лидером»
1 команда | 2 команда |
1. Решить уравнение | 1. Решить уравнение |
2. Найти , если и < a< π. |
2. Найти , если и π < a <. |
VII. Подведение итогов.
Команда победителей.
Отметки:
- 4-5 жетонов – «4»
- 6 и более – «5»
Учитель: Отгадайте математическую шараду:
«Из числа вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой»
(Три-го-но-ме-три-я).