Урок алгебры в 9-м классе по теме "Основные тригонометрические формулы"

Разделы: Математика


Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Основные понятия тригонометрии».

Задачи:

  • повторить основные теоретические вопросы (определения, формулы);
  • проверить сформированность навыков использования основных формул тригонометрии для выполнения преобразований тригонометрических выражений;
  • повышать познавательную активность у учащихся;
  • развивать культуру общения и культуру ответа на вопрос;
  • воспитывать отзывчивость, трудолюбие, аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Тема нашего урока: «Основные тригонометрические формулы».

Сегодня на уроке мы с вами повторим основные формулы тригонометрии, и будем применять их для преобразования тригонометрических выражений. Урок пройдет в виде викторины «Счастливый случай». Две команды будут бороться за победу. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. В конце каждого гейма и, конечно, в конце урока подводятся итоги, и определяется команда – победитель. Но и каждый из вас по набранному количеству жетонов в конце урока может получить отметку.

И начать нашу игру хочу со следующих строк.

«Учиться можно только весело…
Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс) 

II. 1 гейм «Разминка»

1. Упростить (по одному человеку от команды на каждое выражение)

1 команда  2 команда
sin22x + cos22x cos23x + sin23x
1 - sin2x 1 - sin22x
1 - cos23x 1 - cos2x
sin22x - 1 sin2x - 1
cos2x - 1 cos23x - 1
1 + tg22y 1 + tg23y
1 + ctg23x 1 + ctg22x

2. Указать знаки тригонометрических функций (фронтально)

 

Подведение итогов.

III. 2 гейм «Дальше, дальше» 

1 команда  2 команда
1. Сформулировать определение синуса угла. 1. Сформулировать определение косинуса угла.
2. Сформулировать определение котангенса угла. 2. Сформулировать определение тангенса угла.
Продолжить запись (на доске и в тетрадях)

Подведение итогов.

IV. 3 гейм «Спешите решить»

(каждый работает самостоятельно, на партах листки с заданием)

Доказать тождество:

V. 4 гейм «Темная лошадка»

В этом гейме команда за правильное отгаданное предложение получает 25 жетонов. Если отгадано не все предложение, то по числу правильно отгаданных букв. На парте карточки. Вычислить и на наборном полотне найти тот ответ, который получился, сверив с номером примера.

а в г  д  ж  и  й  К 
0 -1
л  м  н  о  с  т  У   
1  

У   н а с   у   к а ж д о г о   с в о й   т а л и с м а н
1   2 3 4   5   6 7 8 9 10 11 12   13 14 15 16   17 18 19 20 21 22 23 24

1. 9. 17.
2. 10. 18.
3. 11. 19.
4. 12. 20.
5. 13. 21.
 6.  14.  22.
7. 15. 23.
8. 16. 24.

Подведение итогов.

VI. 5 гейм «Гонка за лидером»

1 команда 2 команда
1. Решить уравнение 1. Решить уравнение
2. Найти ,
если и < a< π.
2. Найти ,
если и π < a <.

VII. Подведение итогов.

Команда победителей.

Отметки:

  • 4-5 жетонов – «4»
  • 6 и более – «5»

Учитель: Отгадайте математическую шараду:

«Из числа вы мой первый слог возьмите,
Второй из слова «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой»
(Три-го-но-ме-три-я).