Цели урока:
- продолжение работы по формированию у учащихся умения решать задачи основных типов;
- расширить представления об инженерных профессиях.
Ход урока
Устная работа
Учитель. Решая эти задачи, вы найдете ответ на эти вопросы.
Вступительное слово учителя
Пройдет еще пять лет, и вы закончите школу. Перед вами станет вопрос: какую профессию выбрать. Профессий много и мы будем говорить об инженерных профессиях. В последнее время модными стали профессии менеджеров и экономистов. Между тем кадровые агентства все чаще жалуются на нехватку инженерно- технических работников. Их требует возрождающиеся промышленность, строительство, наука. В этих случаях очень актуальной становится популяризация инженерных профессий. Инженерных специальностей - сотни. Решая текстовые задачи, мы сталкиваемся некоторыми из них. Инженер - это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству.
(На доске нарисована схема виды специалистов -инженеров)
Решение задач
Учитель. Инженер- строитель автомобильных дорог ставит и решает задачи, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог,
организацией их эффективной эксплуатации; разрабатывает и ведет документацию; работает в строительных и проектных организациях. Решим задачу на эту профессию.
Задача. Ученик решает у доски с объяснением. По плану бригада должна отремонтировать за месяц 25% дороги между двумя поселками. За первую неделю отремонтировали 2 км 100 м дороги, что составило 30% месячного плана. Какова длина всей дороги между поселками?
Решение:
25% = 0,25;
30% = 0,3;
- 2,1 : 0,3 = 9 (км) дороги необходимо отремонтировать за месяц
- 7 : 0,25 = 28 (км) всего
Ответ: 28 км.
Учитель. Кто он такой инженер механик? Инженер- механик проектирует, конструирует, разрабатывает проекты заводов и цехов по их производству; рассчитывает экономическую эффективность внедряемых решений, разрабатывает техническую документацию; работает в строительных, научных, конструкторских и проектных организациях.
Задача. Два ученика по вариантам решают на откидных досках, остальные - самостоятельно с последующей проверкой.
1 вариант . Для изготовления 14 деталей расходуется 16, 8 кг металла. Сколько потребуется металла на изготовление 27 таких деталей?
Решение:
Ответ: 33, 6 кг.
2 вариант. Для изготовления 18 одинаковых приборов потребовалось 27 г платины. Сколько платины потребуется на изготовление 28 таких приборов?
Решение:
Ответ: 42 г.
Учитель. Инженер-механик (холодильных установок) проектирует, конструирует и испытывает холодильные и компрессорные установки, организует монтаж накладку, пуск эффективное использование и ремонт холодильной техники. Работает в строительных, научных, конструкторских и проектных организациях.
Задача. После установок нового оборудования завод за смену вместо 260 холодильников стал выпускать 300 холодильников. На сколько процентов увеличилось производство холодильников за смену?
Решение:
- 300-240= 60 (хол.)
- 60: 240= 0,25=25%
Ответ: на 25%.
Учитель. Инженер-механик (сельского хозяйства) осуществляет комплексную механизацию, электрификацию и автоматизацию производственных процессов, обеспечивает рациональное использование сельхозтехники; организует хранение, ремонт и обслуживание сельхозтехники; оценивает качество ремонтных работ. Обязанности инженера механика сельского хозяйства.
Задача. На ремонт тракторов в зимнее время было затрачено 39 дней, а на ремонт комбайнов – на 7 дней меньше. Время ремонта прицепного инвентаря составило 7/16 того времени, которое ушло на ремонт комбайнов. На сколько дней больше длился ремонт тракторов, чем ремонт прицепного инвентаря?
Решение:
- 39 – 7 =32 (дня) на ремонт комбайнов
- 32 ∙ 7:16 =14 (дней) на ремонт прицепного инвентаря
- 39 – 14 = 25 (дней) ремонт тракторов длился дольше ремонта прицепного инвентаря.
Ответ: 25 дней.
Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнем, но отдохнем с пользой. Я прочитаю несколько утверждений, если они верные то мы поднимаем руки вверх, то тянемся как можно дольше, если не верно, то руки вперед.
- Нуль – самое маленькое натуральное число.
Да – руки вверх; нет – руки вперед. - Равенство двух отношений называют пропорцией.
Да – руки вверх; нет – руки вперед. - Произведение взаимно обратных чисел равно нулю.
Да – руки вверх; нет – руки вперед. - Чтобы найти дробь от числа, нужно разделить число на эту дробь.
Да – руки вверх; нет – руки вперед. - Площадь прямоугольника равна произведению ширины на длину.
Да – руки вверх; нет – руки вперед.
Учитель. Инженер-технолог пищевого производства планирует и организует производство продуктов питания. Выбирает оптимальное режимы технологических процессов, определяет основные характеристики выпускаемой продукции, используя современные методы контроля качества. Разрабатывает т и ведет техническую документации. Решим задачу на эту профессию.
Задача. 0,7 кг печенья автомат расфасовывает за 2,03 мин. За сколько минут автомат расфасует 1,5 кг печенья?
Решение:
Ответ: 4,35 минут.
Самостоятельная работа.
По окончании работы проводится проверка правильности решения задач, обсуждаются ход решения и ответы.
1 вариант.
- Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/7 возраста отца. Сколько лет отцу? [35 лет]
- На ветке сидели 12 птиц, 2/3 их числа улетело. Сколько птиц улетело? [8 птиц]
- Девочка собрала 40 орехов, что составляет 1/3 всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? [120 орехов]
2 вариант.
- Сыну 8 лет. Его возраст составляет 2/9 возраста отца. Сколько лет отцу? [36 лет]
- Было 1000 рублей, 2/5 этой суммы истратили. Сколько денег истратили? [400 рублей]
- Мальчик собрал 80 орехов, что составляет 2/3 всех собранных орехов. Сколько орехов было собрано? [120 орехов]
Итоги урока.
Учитель. В 90 годы прошлого века технические вузы России выпускали инженеров. И многие из них не смогли найти применения своим знаниям. Но сейчас, когда в нашей стране запущены крупные национальные проекты, когда вновь заработали заводы, стройки, конструкторское бюро, профессия вновь становится востребованной и престижной. Я желаю всем правильно выбрать свою профессию.
Задание на дом.
Подумайте две задачи связанные с профессией, и решите их.