Цели:
- обучающие: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов; обладание способом проверки; формирование умения находить и проверять орфограмму.
- развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение классификации) на основе формирования изменения правописания безударных гласных в корне слова; продолжить работу по формированию коммуникативных умений.
- воспитательные: продолжить работу по формированию у детей активно-познавательной позиции в приобретении или конкретизации учебных знаний, умений и навыков; умения видеть прекрасное в окружающей природе.
Диагностика ЗУН:
К моменту проведения урока дети обладают следующим запасом необходимых ЗУН:
- Из раздела “Морфология” понятие о частях речи (гласные, существительные, прилагательные), формах единственного и множественного чисел.
- Из раздела “Фонетика” – ударение, ударные и безударные гласные.
- Из раздела “Состав слова” – подбор родственных слов, умение выделить корень слова.
Оборудование:
- Слайды с материалами по теме урока и мультимедийная установка.
- Сигнальные карточки у детей.
- Карточки – помощники (для группы слабых детей).
План урока
1. Организационный момент 1 мин.
2. Ориентировочно – мотивационный этап урока 10
мин.
А) эмоциональный настрой;
Б) накопление языкового материала, определение
круга слов, над которыми будет работа на уроке.
3. Основная часть 13 мин.
А) анализ языкового материала;
Б) постановка темы и учебной задачи урока;
В) работа с правилом.
Физкультминутка: 2 мин.
Г) Упражнения по закреплению полученных знаний.
Формирование навыка письма безударных гласных в
корне слова 13 мин.
4. Подведение итога урока 2мин.
5. Проверка эмоционального настроя и самооценка
учащихся. 1мин
Структура урока
Слайд №1 (заставка)
1. Организационный момент.
– Сегодня 6 апреля. Как мы уже говорили, слово апрель с латинского языка – теплый, солнечный, яркий. Пусть и у вас в этот день будет солнечное, яркое настроение.
Запишите число, классная работа
Слайд №2 (фото “весна”).
Урок русского языка мы начнем со слов А.С.Пушкина
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года!”
– “Утро года!”. О каком времени говорил поэт? Почему он так говорил? (природа просыпается, оживает)
– “Сквозь сон”. О чем говорит поэт? Какой сон имеет в виду? (зима)
Посмотрите, как просыпается природа.
Слайд №3 (отрывок из мультфильма “Двенадцать месяцев”).
– Подберем слова на тему “Весна” и определим круг слов, над которыми будем работать.
Существительные –
Прилагательные –
Глаголы –
Словосочетания –
– Вспомним строки стихотворений известных поэтов о весне. Со словом весна (“В окно весна стучится….весна идет сторонкой…..в окно повеяло весною………..Весна идет! Весна идет!”)
Воды (“А воды уж весной шумят”).
Лазурь (“Чиста небесная лазурь”).
Солнце – солнышко (“Солнышко блестит….Теплее и ярче солнце стало”).
Словарная работа
– Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет водой.
(Сосулька).
– По каким признакам вы отгадали загадку?
Слайд №4 (изображение сосулек, падают капли с буквами).
– Началась весенняя капель. Каждая капелька – буква, начало словарного слова.
Вспомните слова из словаря на эту букву и поговорите орфографически. (Далее идет работа по слайду).
За.ц, в.робьи, с.рока, м.едведь, б.ереза.
– Почему мы называем эти слова словарными?
– Что общего в этих словах? (существительные)
– На какие группы можно разделить? (одушевленные – неодушевленные, два слога – три слога)
– Какое слово лишнее? По какому признаку? (воробьи – форма мн числа, береза – растение)
– Расскажи о существительных – медведь, воробьи.
– Какие орфограммы встретились в этих словах? (ь – разд; ь – показатель мягкости согл., парн согл.; безуд. Гл.).
– Какая орфограмма встречается в каждом слове? (безуд. гл).
– Что о ней знаем? (непроверяемая).
Слайд №5 (Списывай, не сп.ши! Сп.ши красиво и аккуратно!)
– Вашим заданием будет списать, вставив пропущенную букву, но прежде прочитайте совет компьютера.
– Что вы скажете о предложениях? (характеристика предложений – по цели – побудительные, по интонации – восклицательные; побудительное – восклицательное).
– Спишите словарные слова, поставьте ударения, безударную гласную – в красный кружочек.
– Какая орфограмма пропущена в словах предложения (безударная гласная).
– Могу ли я сказать, что пропущена точно такая же орфограмма, как и в словах? (не совсем, в словарных словах тире непроверяемое, в словах предложения – проверяемые безударные гласные)
– Докажите (подбор проверочных слов к словам предложения).
– Давайте уточним, как называют пропущенные орфограммы в словах предложений и определим тему урока.
– Поставим учебную задачу. Чему мы будем учиться на уроке?
– Работать над орфограммой будем по тому же плану, как и на предыдущем уроке.
Слайд №6 (план работы над орфограммой).
А) что проверяем?
– Запишем несколько слов в виде орфографической задачи. Условие – безударная гласная. (первый ученик у доски).
В.сна, к.апель, в.да, л.сточки, п.естреют, з.еленый.
Б) где проверять? (у доски второй ученик выделяет корень слова).
В) чем проверять? Как проверять? (ударение, подбираем проверочные слова)
У доски третий ученик – записать проверочные слова:
Весны, капли, воды, цвет, лист, зелень.
– Как мы называем эти слова, которые записали? (проверочные).
– Вспомним способы проверки безударной гласной корня (изменяли форму слова, подбирали родственные слова).
– Как называем слова первой строчки (проверяемые).
– Уточните, что значат проверочные и проверяемые слова.
Физкультминутка
А) упражнения для глаз.
Б) двигательные упражнения.
Весною бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
два – изящно поклонилась,
три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Упражнения в правописании слов с проверяемыми безуд. гл в корне.
А) задание – 1 вариант записывает проверочные слова для безуд гл корня, 2 вариант – проверяемые.
Учитель диктует группы родственных слов.
Грач, грачата, грачи.
Свистеть, свист, свисток.
Скворец, скворечник, скворушка.
Летчик, лететь, полет.
– Поставьте ударение, выделите корень в выделенных словах.
– Взаимопроверка (работа в парах).
– Фронтальная проверка (читать вслух проверочные и проверяемые называя вслух ударные и безударные).
Б) работа с карточками (устно), (карточки с гласными буквами) – светить (свет), гроза (грозы), течет (течь), пчела (пчелы), деревья (дерево), видна (видит), трава (трвака), воздушный (воздух).
(Комментирование ответа).
В) письмо под диктовку (безударную гласную в корне прописывать карандашом).
Ковер цветов, весело поют, птенцы в гнезде, лесная тропинка, небесная синева.
– Поставить ударение, выделить корень.
Г) письмо предложения с комментированием
– Пропустите строчку для последующей работы.
Запишите предложение.
Пробудились весенние цветочки.
Д) слайд №7(текст, музыка)
Прочитайте текст. Почему я могу назвать это текстом? Определите тип текста.
О каких цветах идет речь?
Почему их так называют?
В словах этих предложений также есть слова с пропущенной гласной буквой. Но во всех ли словах написание гласной требует проверки? Какие из них нужно проверять, какие нет? Почему? (проверять безударную гласную, ударную – не нужно).
Задание – списать текст, озаглавить, записать заголовок на пропущенную строчку.
Для слабой группы – карточка со словами-помощниками.
Средней группы – списать, вставить пропущенные буквы.
Сильной группы – придумать и добавить еще одно предложение к тексту, в любое место в тексте.
4. Итоги урока.
– Подведем итоги – вспомним учебную задачу, которую поставили в начале урока. Можем ли мы сказать, что выполнили ее?
– Какие умения и навыки мы вырабатывали на уроке, чтобы правильно писать безударную гласную в корне? (ставить ударение, выделять корень, подбирать проверочные слова).
5. Проверка эмоционального настроя и самооценка учащихся.
А) самооценка учащимися своей деятельности и настроения.
– Давайте составим букет из цветов и подарим его нашим гостям (перед учащимися цветы из бумаги красного, желтого и синего цвета;
Составляется букет настроений.
Б) оценивание работы учащихся.