Цели урока:
1) проанализировать работы
учащихся;
2) познакомить учащихся с допущенными ошибками;
3) продолжить работу по отработке умения видеть и
редактировать речевые ошибки и недочеты.
Оборудование:
– репродукция картины
О.Д.Яновской “Ждут”,
– примеры из сочинений учащихся в записи на
карточках,
– словарь синонимов, толковый словарь под
редакцией С.И.Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Добрый день! Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Займите свои рабочие места, приготовьтесь к уроку и настройтесь на рабочую волну: редактирование своих творческих работ.
2. Ознакомление с темой, целями и задачами урока:
– На прошлом уроке мы писали сочинение по картине О.Д.Яновской “Ждут”.
В целом класс с работой написания текста сочинения справился, ребята получили неплохие оценки. (Анализ работ учащихся)
Сочинения получились интересные. Вы сумели собрать материал по картине, раскрыли тему, есть находки в изложении содержания и в языке сочинений. Но все-таки необходима работа над речевыми и орфографическими ошибками..
Сегодня мы будем работать над следующими видами ошибок (записаны на доске):
– употребление слов без учета их стилистической окраски,
– лексическая несочетаемость слов,
– тавтология,
– необоснованные повторы слов.
3. Работа над изучением новой темы урока.
Перед вами текст сочинения одного из учащихся класса. Прочитайте текст и найдите в нем виды ошибок, которые написаны на доске.
(Дети самостоятельно ищут ошибки, потом приводят примеры).
– Работа над примерами лексической несочетаемости.
– Какой пример лексической несочетаемости вы нашли? Прочитайте. Объясните, в чем несочетаемость слов?
Взгляд одной из девочек напряженный, даже чуть нетерпеливый, мечтательный.
– Как вы понимаете значение слова “напряженный”? (Ответы учащихся)
– Откройте толковый словарь и найдите лексическое значение слова.
(Напряженный -1. Неослабевающий, требующий сосредоточения сил, внимания. 2. Происходящий с усилием, принужденный, неестественный. 3. Неспокойный, готовый разразиться чем-нибудь неприятным.)
– Какие ассоциации вызывает слово “мечтательный”? (ответы учащихся)
Работа со словарем.
(Мечтательный – склонный мечтать, присущий мечтателю).
– Ребята, подумайте, как можно исправить данную ошибку? (Использовать слова тревожный или задумчивый)
– Посмотрите теперь свои работы. У кого есть подобная ошибка? Прочитайте ваше предложение с ошибкой. (Чтение предложений из сочинений учащихся)
– Исправьте ошибку. Запишите исправленный вариант в тетради. (Идет устная проверка предложений).
– Работа по карточкам. Правка текста (карточки заранее приготовлены учителем с выписанными ошибками из ученических работ)
Карточка
– Прочитайте данные предложения. Подумайте, какая ошибка допущена. (Повторение выражения “черная точка”, слова “отец”).
– Что нужно сделать, чтобы устранить эту ошибку? (Найти синоним).
– Возьмите карандаши и сделайте синонимическую правку в этих предложениях.
– Проверим работы. (Но вот мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в ней черты рыбацких лодок).
– Приведите примеры повторов, допущенных в ваших работах.
4. Самостоятельная работа.
– Послушайте отрывок из сочинения (записан на доске), найдите повторы, отредактируйте текст.
Девочка в ожидании смотрит вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки. ...Лицо девочки..
5. Тавтология.
– В начале урока мы нашли в сочинении Биткиной Н, пример тавтологии (употреблении рядом или близко однокоренных слов).
– Никогда не сдруживаются люди друг с другом.
– Выделите общий корень в словах. (-Друж-, -друг-).
– Приведите примеры такого недочета из ваших работ.
(Дети с надеждой оглядыются в синюю даль. Взгляд одной из девочек…)
– В предложении есть еще одна ошибка.
– Можно ли так сказать с д р у ж и в а ю т с я? (Это просторечное слово).
– Какое есть слово с таким значением? (Подружились).
– Но оно также не подходит по форме.
– Найдите синоним (Сближаются – книжное выражение)
6. Работа со словарём синонимов.
– Следующий вид ошибки – использование слова без учета его стилистической окраски:
…А между тем … приближались обтрёпанные бурей паруса…
– Как вы думаете, чем нужно пользоваться, чтобы понять причину этой ошибки?
(Словарем синонимов)
Такое домашнее задание было дано Ермаковой Е.
– Какое же слово, Катя, здесь уместнее?
(Потрёпанные – разговорное, о б т р ё п а н н ы е – разговорная, но более грубая форма).
– Подобная ошибка встретилась еще в одном из сочинений.
Слева на картине изображены иссохшие от жары кустики.
– Каким словом лучше заменить? (Высохшие)
– Почему лучше? Выясните это дома, поработав со словарем.
7. Итог урока
– Ребята, в какой профессии встречается данная работа, связанная с правкой и редактированием текста? (Корректор, редактор)
– А кто из родителей работает на этой должности? Какая обстановка на рабочем месте?
– О каких речевых недочетах мы сегодня говорили?
8. Домашнее задание.
– Работа со словарем синонимов.
Найди подобные пары слов и замены выражений.