Урок русского языка в 3-м классе по теме "Удвоенные согласные"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжать знакомить уч-ся с написанием и происхождением слов с удвоенной согласной в корне слова.

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости! Прежде чем начать урок, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение, а хорошее настроение начинается с улыбки, улыбнемся друг другу.

2. Словарная работа.

  1. Дорогая с ровным, твёрдым покрытием. (Шоссе)
  2. Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там.
    Всем идти здесь веселее.
    Этот путь зовут ... (Аллея)
  3. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир)
  4. Комната для занятия в школе. (Класс)
  5. На маленькой площадке крик.
    К воротам рвётся ученик.
    Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»
    Весёлая игра… (Хоккей)

Давайте проверим, правильно ли вы написали слова.

Слайд. (Шоссе, аллея, пассажир, класс, хоккей)

Что объединяет все эти слова?

3. Сообщение темы урока

Сформулируйте тему урока.

Слайд. (Удвоенные согласные)

4. Изучение нового материала.

Все записанные нами слова заимствованы из других языков. А сегодня на уроке мы познакомимся с вами с русскими словами с удвоенными согласными. Прочитайте эти слова хором.

Слайд. (Русский, Россия, российский)

Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь: русь+ск (суф)+…=русский.

Слово Россия тоже старинное, хотя помоложе, чем слово Русь. Ему почти 400 лет. Россией стали называть нашу страну во времена Ивана Грозного. В документах, которые подписывал царь, русский народ назывался российским.

Слова «русский» и «российский» имеют близкие, но не одинаковые значения. «Российский» означает «относящийся к России, как государству» (Российский флаг). А

«русский» означает «относящийся к русскому народу» (Русский язык).

5. Закрепление нового материала.

Давайте выполним задание, представленное на слайде. Прочитайте задание. Запишите выражения у себя в тетрадях также в столбик.

Впиши слово «русский» или «российский» и получи словосочетания

________ герб
________ характер
________ лес
________ гимн
________ обычаи
________ флаг

(Проверка «по цепочке»)

6. Работа с пословицами.

Слайд

А сейчас запишем два предложения под диктовку.

  1. Русский человек без родни не живёт.
    Как вы понимаете эту пословицу?

  2. Русский в поле не робеет
    Как вы понимаете эту пословицу?

- Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, подпишите части речи. Проверка.

- Посмотрите внимательно на эти предложения, что необычного вы в них заметили? - Какой мы можем сделать вывод? (Слово русский может быть и сущ., и прил.)

7. Составление деформированного предложения.

Слайд (поле, стояла, в, берёза, русская)

Стояла в поле русская берёзка

Какой частью речи является слово «русская» в предложении?

Берёзку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, а музыке, в живописи и фольклоре. Россия и берёза! Эти два понятие не разделимы.

8. Творческое задание

Напишите мини-сочинение используя новые слова.

(Чтение мини-сочинений по желанию)

Итог урока:

- С какими словами познакомились на уроке?

- Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

(Запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре).

Домашнее задание:

Выучить новые слова. Подобрать пословицы и поговорки с изученными словами.

Презентация.