1 вед. Ребята, мы с вами знаем, что существуют верные и неверные приметы, связанные с жизнью растений, животных, птиц. Всем ли приметам можно верить? Сегодня мы поговорим о приметах полезных и верных, правильных и ложных. Тех ребят, которые примут активное участие в нашей беседе, ждут призы. Будьте внимательны.
2 вед. (показывает барометр). Как называется прибор, который я держу в руках? Кто скажет, для чего он предназначен?
Ученик: Это барометр. Он предназначен для предсказания погоды, чтобы знать, будет дождь или ясно.
2 вед. Но узнать, какая будет погода, можно не только с помощью этого прибора. Самые обыкновенные растения, некоторые животные, которых мы все знаем, могут её предсказать.
Плакат «Растения – барометры».
На нём нарисованы клевер, одуванчик, белая лилия, листья клёна.
1 вед. Человек, наблюдая за окружающей природой, заметил, что некоторые растения ведут себя необычно. Так, у клевера сгибается стебелёк, никнут цветочки. Не замечали ли вы, ребята, как ведут себя перед дождём одуванчики и белые лилии? (Закрываются). А листья клёна? (Падают слёзы, капельки сока).
1вед. А еще, какие приметы, связанные с растениями, вы знаете?
Ученик: Перед дождём закрываются фиалки, одуванчики, ноготки. Зелень моркови перед дождём поникает. Если у акации выделяется запах – будет дождь. Листья костяники закрываются вниз, а перед ненастьем загибаются вверх. И у папоротника тоже.
1 вед. Правильно, ребята! Эти приметы правильные, полезные, по ним человек может узнать о приближении плохой погоды. Сейчас известно более 400 видов природных барометров.
2 вед. Барометрами могут быть не только растения, но и животные, которые тоже чувствительны к влажности воздуха и поэтому изменяют своё поведение перед дождём или ясной погодой.
Плакат «Животные-барометры».
На левой стороне плаката нарисован улей, муравейник, пиявки на воде, дождевые черви на дороге, внизу подпись - к дождю. На правой стороне плаката – тучи комаров, ласточки высоко над землёй, вьюн над поверхностью банки с водой, внизу подпись: к ясной погоде.
Посмотрите этот рисунок. Пчёлы не летают – быть дождю. Почти все хода в муравейник закрыты, муравьёв около него мало. Какая будет погода? Тоже будет дождь. А вот пиявки поднимаются над поверхностью воды. К чему это ребята? (к ненастью). Перед дождём выползают на землю и дождевые черви.
2 вед. На правой стороне плаката мы видим, что комары как бы роятся в воздухе. Какая будет погода, кто знает?
Ученик: Хорошая, ясная.
2 вед. А почему? (При малейшей влажности крылышки набухают, и комары не могут летать).
2 вед. А еще, какие приметы вы знаете?
Ученик: Перед дождём рыба не клюёт.
2 вед. А почему?
Дети: У мелких насекомых крылышки набухают, и они падают сами в воду. Рыба сама их ест.
Птица умолкает, курица – наседка прячет птенцов под крыло - быть дождю.
Ласточки высоко над землёй – к хорошей погоде.
1 вед. Это полезные приметы. Но есть приметы и вредные.
(Ученик показывает чучело совы).
1 вед. А суевериях, связанных с совой, рассказал большой любитель природы, писатель Виталий Бианки. Сейчас я прочитаю вам небольшой отрывок из его рассказа «Леший».
«Выйдешь летом ночью из дому, а из лесу как гукнет, захохочет – мурашки по коже. А то с чердака или с крыши загудит в темноте глухим голосом, гудит, будит, зовёт с собой: «Пойдём, пойдём». И тут же загораются в чёрном воздухе два круглых зеленоватых огня – два зловещих глаза. И мелькнёт, чуть не задев по лицу, чья-то бесшумная тень. Как тут не струсишь? Со страха люди стали верить в лешего, всякие сказки про нечистую силу распускать – будто в лесу живёт леший, это он кричит страшным голосом, а оказывается это … сова.
1 вед. Совы по ночам пронзительно хохочут в лесу, а сыч кричит страшным голосом, даже днём легко испугаться, когда из тёмного дубка высунется голова с жёлтыми глазами и громко щелкнет крючковатым клювом. Мы с вами знаем, что совы бояться не нужно, что она птица полезная.
Стихотворение Примака «Что за птица?»
Глаза как у кошки,
И уши, и нос.
И, главное, нравом
На кошку похож.
Весь день она дремлет,
Ночной же порой
Летит на охоту
В простор полевой.
Когтистые лапы,
Бесшумный полёт…
Народ её кошкой крылатой зовёт.
Мышей она ловит,
Ей ночь – белый свет.
Что это за птица?
Кто даст нам ответ?
1 вед. Что это за «крылатая кошка?»
Дети: Это сова.
(Ученик показывает чучело или рисунок клеста).
1 вед. Клест – это птица необычная. Посмотрите: клюв у неё какой-то странный, а птенцов она выводит зимой и мертвый клест долго не разлагается. Вот решили церковники объявить клеста святой птицей. Ведь у неё и клюв в виде креста.
1 вед. Давайте разберёмся вместе: нет ли здесь чуда?
Ученик: чуда нет. Все особенности этой птицы связаны с образом жизни. Почему, например, у клеста клюв крестообразный? Потому, что клест питается семенами шишек. Обыкновенным клювом семена шишек не достанешь. А клест с этим делом быстро и легко справляется.
2 вед. Почему долго сохраняется мёртвый клест?
Ученик: Потому что вместе с семенами клест съедает очень много смолы, которая долго предохраняет его от разложения.
1 вед. Правильно, ребята! Как видите, все особенности строения и жизни клеста объясняются естественными причинами, а ни чем-то сверхъестественным.
(Ученик показывает рисунок летучей мыши).
1 вед. Пожалуй, больше всего суеверий связано с этим животным.
1 вед. Как оно называется ребята?
Ученик: Это летучая мышь.
1 вед. В старину рядом с ведьмой и бабой Ягой обычно рисовали и летучих мышей. Думали, если летучая мышь пролетает низко над головой человека – это предсказания скорой его смерти, что души грешников, отправляются в ад на летучих мышах.
2 вед. А почему, ребята, суеверные люди сочиняли такие сказки? Их смущало, что летучая мышь – зверь, но зверь, который имеет крылья и летает, причём летает по ночам, а днём прячется в темноте, в тёмных местах: на чердаках, в дуплах деревьев.
Ученик: Некоторые люди боятся летучих мышей, но этого делать не надо. Надо больше читать о природе и изучать её.