Стандарт образования начальной школы по предмету «Окружающий мир» предполагает реализацию национально-регионального компонента. У учащихся логопедических пунктов усвоение краеведческого материала вызывает затруднение в связи с ограниченным лексическим запасом, ограниченными представлениями об окружающем мире, со специфичностью данного материала (большинство названий Уральского региона имеет татаро-башкирские корни).
Конспект занятий разрабатывался на основе литературы по коррекционной педагогике, с использованием учебников серии «Зеленый дом» А.А.Плешакова и региональных учебных пособий.
Задачи:
Образовательные:
- Получить представление о группах полезных ископаемых Челябинской области.
- Активизировать словарь словами, обозначающими названия полезных ископаемых.
- Учиться составлять связный рассказ на тему «Полезные ископаемые Челябинской области».
Коррекционные:
- Закреплять умение различать на слух звуки [Р] и [Л] и правильно употреблять их в устной и письменной речи.
- Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в слове.
- Упражнять в правильном употреблении в устной и письменной речи звуков [Р] [Л].
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению родного края.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию.
Ход занятия
Орг. момент. Целевая установка.
Слайд 1
Знаете ли вы кто такая Хозяйка Медной горы? Поведал нам о волшебнице, повелевающей камнями, замечательный Уральский писатель Павел Петрович Бажов. Почему гора называется медной? Потому что в ней добываются медные руды – полезные ископаемые. В Челябинской области медные руды добывали у города Магнитогорска, где находится крупнейший металлургический комбинат. Обратимся к нашему словарю. Полезные ископаемые – то, что добывается из недр земли для пользы человека. Еще одно новое слово: недра. Недра – это то, что находится под земной поверхностью. А вот какие еще полезные ископаемые добывают на Урале, мы узнаем на сегодняшнем занятии. Помогут нам в этом знакомые нам звуки [ Р] и [Л]. Как? Эти звуки обязательно будут в названиях полезных ископаемых. Прежде чем начать, давайте посмотрим, чему мы должны научиться на занятии.
- Тренироваться различать на слух звуки [Р] и [Л] и правильно употреблять их в устной и письменной речи.
- Получить представление о группах полезных ископаемых Челябинской области.
- Учиться составлять связный рассказ на тему «Полезные ископаемые Челябинской области».
Артикуляционная разминка
Для того, чтобы правильно и быстро выполнять задания Хозяйки Медной горы, давайте потренируемся в правильном произношении звуков [Р] и [Л], так как они будут сопровождать нас в течение всего урока.
Скороговорки от Нины Пикулевой
Нина Васильевна Пикулева – известный в России детский автор. Она родилась в городе Челябинске. Ее книги уникальны. Они учат учителей, родителей, детей быть умными, добрыми и счастливыми. Много у Нины Пикулевой считалок, скороговорок, потешек, топотушек и просто замечательных стихов.
У Тамары-тараторки
Тридцать три скороговорки!
Самая простая, знаете какая?
Да вот она:
Собака Шарик
Несла сухарик.
Потешки
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Ой люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А той горе лужок,
А на том лужке дубок.
Работа над краеведческим материалом
Итак, отправляемся в путешествие в подземные недра Уральской земли. Все полезные ископаемые делятся на группы. (Учебник «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков, 3 кл., Ч.2, стр.48-50, атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков, стр.10-17) [2]
Давайте познакомимся с первой группой. Это строительное сырье.
Слайд 7
Словарная работа
Заглянем в словарь. Сырье – это сырые материалы, предназначенные для дальнейшей переработки. К этой группе относятся: мрамор, гранит, глина. Посмотрите на изображение.
Мрамор – разнообразен по окраске, нередко с красивым узором. В нашем крае мрамор белее снега. Его добывают в Коелге. Именно его использовали ля восстановления Храма Христа спасителя в Москве.
Гранит. Слово гранит произошло от латинского слова «гранум» – «зерно». В состав гранита, как зерна, входят полевой шпат, слюда, кварц.
Глина – строительное сырье. Используется для скульптурных и строительных работ.
Упражнения в звуковом анализе и определении позиции звука в слове
Прочитаем хором слова. Поработаем с данными словами.
Упражнение 1. Проведи звукобуквенный анализ слов. (Задание выполняется на доске и в тетрадях)
Мрамор –
Гранит –
Глина –
Упражнение 2. Определи место звука [Р] в словах и зачеркни соответствующую цифру на числовом ряду. (На доске)
1 2 3 4 5 6 7 8
1 2 3 4 5 6 7 8
Другая группа – это драгоценные, поделочные камни, благородные металлы. Посмотрите изображение.
Слайд 8
Рубин – драгоценный камень. Его цвет от розового до густо-красного.
Опал – драгоценный камень, может быть голубого, черного, серого цветов.
Золото – благородный металл, желтого цвета, ковкий.
Алмаз – первый в ряду драгоценных камней. Это самый твердый минерал.
Давайте поработаем с этими словами.
Упражнения в звуковом анализе и определении позиции звука в слове
Упражнение 3. Определи, какое слово в ряду лишнее и почему.
Опал, рубин, золото, алмаз
Упражнение 4. Определи место звука [Л] в словах и зачеркни соответствующую цифру на числовом ряду. (Презентация)
Слайд 9
Познакомимся с еще одной группой – топливные полезные ископаемые.
Слайд 10
Торф образуется при отмирании и разложении болотных растений. Его нетрудно узнать: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался.
Уголь применяется в качестве топлива. Добывают в городе Копейске, Коркино, Еманжелинске.
Упражнение 5. В каком из слов звуков меньше чем букв и почему?
Закрепление по краеведческому материалу
А теперь вопросы вам приготовила сама Хозяйка Медной горы.
- Какие полезные ископаемые используются в качестве топлива?
- Назови самый прочный драгоценный камень.
- Какое полезное ископаемое добывают у города Магнитогорска?
А теперь посмотрите на задание презентации. Соедините название полезного ископаемого с его изображением и проверьте себя.
Закрепление по дифференциации звуков [Р] и [Л]
Как вы заметили, во всех названиях полезных ископаемых есть буквы Р или Л. Посмотрите на презентацию.
Слайд 12
Вставьте буквы Р или Л и исправьте ошибки в распределении слов по столбикам (столбики со словами со звуками Р и Л).
Уго-ь, то-ф, опа-, -убин, зо-ото, м-амор, г-анит, г-ина, а-маз.
А теперь составьте небольшой рассказ на тему «Чем богаты недра нашей области» и расскажите его Хозяйке Медной горы.
Самостоятельная работа
Для самостоятельной работы я предлагаю вам два текста. Вы можете выбрать себе текст по силам. Вставьте пропущенные буквы Р и Л в слова данных текстов.
Профессии камней
У камней есть свои п-офессии. Одни -аботают на ст-оительстве. Это: г-ина, г-анит, м-амо-. Д-угие – дают теп-о. Это: уго-ь, то-ф. А самые к-асивые- делают ук-ашения. Это: а-маз, опа-, -убин,сапфи-.Коллекция камней
Интересные камни можно найти где-угодно: во дво-е, на п-оселочной до-оге, на бе-егу -еки, у мо-я. Собе-и и ты свою ко--екцию. Пусть она -адует твой глаз.
Проверим самостоятельную работу. Прочитаем предложения по цепочке с комментированием.
Итог работы
Подведем итог занятия. Что узнали нового на занятии? Что особенно понравилось?
Какие звуки учились правильно употреблять в устной и письменной речи?
Литература:
- Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учебное пособие для учащихся 3(4) кл.- 2-е изд.,- Челябинск: Юж.- Урал. КН. Изд-во, 2001.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. кл./ А.А. Плешаков.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
- Л.К. Месаренко, Л.Н. Коротовских В гостях у хозяйки медной горы - наглядно-дидактическое пособие для занятий по изобразительной деятельности с детьми 5-9 лет – изд. Вгляд- Челябинск, 2003.
- Пикулева Н.В. слово на ладошке: занятия, обогащающие внутренний мир ребенка.- Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2006.
- Литература родного края6 хрестоматия для учащихся 1-4 кл./ Сост. А.Б. Горская – Челябинск: Взгляд, 2007.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Козырева Л.М. и свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий4- Ярославль: «Академия развития», 1999.