Урок-путешествие в страну Словарию (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • воспитывать любовь и интерес к русскому языку;
  • повышать уровень языкового развития и содействовать
  • развитию речи детей; совершенствовать навыки
  • лингвистического анализа.

Оборудование: изображение корабля, маршрутные карты, билеты для экипажей, карточки с заданиями, фонозаписи.

Класс оформлен в виде морского берега. Дети в парадной форме, в бескозырках.

Ход урока-путешествия

Учитель:

Есть земля Австралия,
Есть страна Италия,
А ещё на свете есть
Вот какое чудо:
Вовсе не Австралия,
Вовсе не Италия,
Есть страна Словария.
Мы как раз оттуда.

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители. Как хорошо, что все вы уже собрались. Я предлагаю отправиться вам в замечательную страну Словарию. Мы побываем на празднике слова. Праздник – это всегда шутки, игры, нарядные ребята, музыка, песни!

– Вы готовы к путешествию? (дети отвечают).

– А отправимся в путь вот на этих кораблях семейными экипажами:

  • Экипаж №1
  • Экипаж №2
  • Экипаж №3
  • Экипаж №4
  • Экипаж №5

– Оценивать наше путешествие будет жюри.

– Но прежде, чем отправиться в путь, следует приобрести входные билеты. Для этого необходимо отгадать загадки. Итак, приготовились.

  1. Если ты его отточишь,
    Нарисуешь все, что хочешь!
    Солнце, море, горы, пляж.
    Что же это? (Карандаш)
  2. Буквы – значки, как бойцы на парад,
    В строгом порядке построены вряд.
    Каждый в условленном месте стоит
    И называется … (алфавит.)
  3. До чего же скучно, братцы,
    На чужой спине кататься!
    Дал бы кто мне пару ног,
    Чтобы сам я бегать мог.
    (Ранец)
  4. Тонкие листочки
    Друг к дружке прижались,
    Клеточки – букашки
    По листьям побежали.
    Листочки шелестят,
    О чём-то грустят.
    (Тетрадь в клетку)
  5. В школьной сумке я лежу,
    Как ты учишься, скажу.
    (Дневник)

– Молодцы. Билеты получили. А теперь в путь. За каждый правильный ответ команда получит фишку.

– Капитаны, в рубки!

– Есть в рубки!

– Поднять якоря!

– Есть поднять якоря!

– Отдать швартовые!

– Есть отдать швартовые!

– Малый вперёд! Курс на Словарию!

– Есть на Словарию!

– Полный вперёд!

– Есть полный вперёд!

(Звучит в записи шум прибоя, звуки поднимающегося якоря, гудки отходящего судна)

– Подходим к Словарии! Прибиться к берегу!

– Есть прибиться к берегу!

– 1, 2, 3, 4, 5 причал!

– Есть 1, 2, 3, 4, 5 причал!

1. ОСТАНОВКА «ЗНАЧЕЙКИНО»

Задание 1.

Вам надо по лексическому значению определить слово. Чья команда выполнит задание быстрее.

  1. Военное приветствие, отдание почестей кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием флага, поднятием обнаженной сабли, а также стрельба и фейерверк.
  2. Самоходная машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
  3. Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.
  4. Участок земли под овощами, обычно вблизи дома.
  5. Массовое собрание для обсуждения политических и других неотложных вопросов текущей жизни.
  6. Верхняя одежда, обычно ниже колен.
  7. Человек, впервые проникший в неисследованную страну, область, поселившийся в ней.
  8. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний, занятий с трибунами для зрителей.
  9. Обозначение названия места, где кто-либо живёт или что-либо находится.
  10. Орудие для копания земли с рукояткой и широким плоским отточенным концом.

Ответы: салют, автобус, газета, огород, митинг, пальто, пионер, стадион, адрес, лопата.

Задание 2. 

Назвать типы словарей. Их назначение.

(Энциклопедические; толковые, синонимов, антонимов, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, фразеологические, этимологические, словообразовательные и т. д.).

Слово жюри.

– Капитаны, в рубки!

– Есть в рубки!

– Курс на Читайкино!

2. ОСТАНОВКА «ЧИТАЙКИНО».

Задание 1.

Посмотрим, какие вы внимательные читатели.

Вам надо назвать как можно больше рассказов, стихотворений, в названии которых есть словарное слово.

Ответы: «Берёза» С. Есенин, «Три медведя» Л. Толстой, «Воробьишка» А.М. Горький, «Мартышка и очки» И.А. Крылов, «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын», «Родина» М.Ю. Лермонтов, «Лисичкин хлеб» М.М. Пришвин, «Сказка про храброго зайца» Д.Н. Мамин-Сибиряк и т.д.

Задание 2.

Конкурс для родителей. Конечно, если вы, дорогие родители любите веселиться, то знаете песни, шутки, прибаутки. Я буду зачитывать начало старинных песен, а вы заканчивать их. Попутно необходимо назвать словарное слово.

  1. На Муромской ДОРОЖКЕ стояли три сосны.
    Прощался со мной милый … (до будущей весны).

  2. Котышко-мурлышко, серый лобишко,
    Не лезь в СМЕТАНУ, … (оставь Степану)

  3. Что стоишь, качаясь,
    Тонкая РЯБИНА,
    Головой склоняясь…
    (До самого тына).

  4. Катилась торба с высокого горба,
    В этой торбе хлеб, соль, ПШЕНИЦА,…
    (С кем ты хочешь поводиться).

  5. Мой КОСТЁР в тумане светит,
    Искры гаснут на лету.
    Ночью нас никто не встретит …
    (Мы простимся на мосту).

Слово жюри.

– Капитаны, в рубки!

– Есть в рубки!

– Курс на Краснословкино!

3. ОСТАНОВКА «КРАСНОСЛОВКИНО».

Задание 1.

Аукцион пословиц. Команды по очереди называют пословицы с непроверяемой гласной. Кто не назовёт пословицу – выбывает из игры.

Побеждает тот, чьё слово последнее.

– Жить – РОДИНЕ служить.

– Сам погибай, а ТОВАРИЩА выручай.

– Не спеши ЯЗЫКОМ, торопись делом.

– Слово – не ВОРОБЕЙ, вылетит – не поймаешь.

– Кто не РАБОТАЕТ, тот не ест.

Задание 2.

Объяснить, когда так говорят.

– Держать нос по ВЕТРУ. (Приспосабливаться к обстоятельствам).

– На ОРЕХИ досталось. (Попало кому-нибудь, наказали за что-нибудь).

– Быть не в своей ТАРЕЛКЕ. (Быть в фальшивом положении, чувствовать от этого неловкость).

– МОРОЗ по коже пошёл. (О неприятном чувстве от холода или внезапного ужаса).

– На ДЕРЕВНЮ дедушке. (По заведомо неполному, неточному адресу).

Слово жюри.

– Капитаны, в рубки!

– Есть в рубки!

– Курс на Скороговоркино!

4. ОСТАНОВКА «СКОРОГОВОРКИНО» 

Задание 1.

Каждая команда получает по две скороговорки. Семейным экипажам надо правильно и быстро произнести.

– Полпогреба репы, полпогреба ГОРОХУ.

– Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под ПРОСТОКВАШИ.

– Ткёт ткач ткани на ПЛАТОК Тане.

– Пётр Петру пёк ПИРОГИ.

– У четырех ЧЕРЕПАШЕК по ЧЕТЫРЕ черепашонка.

– Съел Валерик вареник, а Валюшка – ВАТРУШКУ.

Слово жюри.

– Капитаны, в рубки!

– Есть в рубки!

– Курс на Грамотейкино!

 

5. ОСТАНОВКА «ГРАМОТЕЙКИНО» 

Задание 1.

Кто больше запишет слов с двойными согласными в корне.

Шоссе, трасса, тонна, килограмм, миллиметр, класс, русский, аллея, коллектив, коллекция, субботник, масса, сумма, дрожжи, вожжи, пассажир, ванна, хоккей и т. д.

Задание 2.

В текстах найти ошибки и исправить.

  1. Харошо в лису вжаркий полдень. Чево тут толька неувидеш. Высокие сосны развесели иглистые виршыны кросуеца кудрявое бирёска с душыстыми лесточьками.
  2. Стаит жаркая лето. Вкалхозе сечас самая гарячяя пара. Каждый день гот кормит стиной стаят калхозные хлиба залотица пшыница падласкавым июлским сонцем.
  3. Дела было вканце мая. Пашол витя вечиром влез. Пагода стояла даждливое дуд халодный ветир малчик вашол в молинник вдрук да ниво данёсся странный писк.
  4. Летам ты идёш с рибятами налук. Там ростут рамашки и калаколчики в трове горят алая гваздики. нада уметь висти сибя влису нервать цвиты нетаптать ягатки.
  5. Упаметника павшым салдатам лижыт вечьный цвиток. Он – то гваздика, то роза, то восилёк то рамашка даже земой и снек и стужу лижыт цвиток у паметника

Слово жюри.

– Капитаны, в рубки!

– Есть в рубки!

– Курс на Отгадкино!

6. ОСТАНОВКА «ОТГАДКИНО» 

Задание 1.

Разгадать ребусы.

Задание 2.

Конкурс кроссвордов, самостоятельно составленных экипажами.

Слово жюри. Награждение победителей.

– Уважаемые родители и ребята. Сегодня вы меня порадовали, порадовали и сами себя. Вы уже многое знаете, но ещё больше вам предстоит узнать. Язык Пушкина, Чехова, Толстого и наш с вами - неисчерпаем. Так будем с уважением относится к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
И.С. Тургенев.